Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Партии в Средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Своеобразным путём формировались политическиесистемы итальянских городов-государств. Посредничество в торговле между Европой и Востоком (арабский мир, Индия, Китай), развитие мануфактурного производства (тканей, одежды, обуви, судов, оружия, предметов роскоши) для собственного потребления и на продажу за границу, совершенствование финансового дела (внедрение банков, ломбардов), кредитование знати… Читать ещё >

Партии в Средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические системы средневековых государств и условия функционирования средневековых партий

Доминирующей политической идеей Европы всей эпохи Средних веков, доставшейся ей в наследство от Рима, была, безусловно, идея империи как политической системы и территориально-государственного устройства, включающего под единым политическим руководством многие страны и народы со своими обычаями, религиями, мифологиями, этническими чертами. Если говорить о формах правления или о режимах функционирования такой системы, то и здесь явственно просматривается римское наследие в виде монархии — власти одного правителя.

Но политические системы средневековых государств вовсе не слепо копировали римские образцы. Безусловно, они немало заимствовали из дренегреческого и древнеримского наследия времён Александра Македонского, Юлия Цезаря, Октавиана Августа или Диоклетиана. Не следует забывать значение христианства в политической жизни средневековой Европы. Уже в раннем Средневековье отцы церкви приступили к созданию т.н. патристики — цельного морально-этического и социальнополитического учения христианства, которое вскоре стало ядром средневекового мировоззрения, основой общественного мнения, главной духовной и политической идеей, на которую ориентировался и народ и элита, и правители и все возникавшие политические группировки.

Главное отличие средневековых политических институтов от римских аналогов заключалось, безусловно, в наполнении их христианскими ценностями и догмами. Если империя, то Священная римская империя, если король, то христианнейший король, если секта, то для отстаивания ценностей первоначального, истинного учения Христа, если политический заговор, то во имя Бога и с упованием на милость божию. Отсюда и объяснение этих институтов велось уже не в рациональной римской традиции, когда неизбежность монархического правления и имперского устройства государства связывалась с необходимостью прекращения гражданских войн, поддержанием политической стабильности в сверхбольших государствах, удержание таких государств от распада и т. д. Объяснение этих институтов теперь начиналось и велось от единого вседержителя — Бога. Если на небесах единовластие, то и на земле должно быть подобное, если в граде небесном иерархия, то и в граде земном должна быть социальная и политическая пирамида статусов и власти.

Вторым важнейшим отличием политического процесса в средневековой Европе и Древнем Риме была роль церкви в политике. Христианская церковь, управляемая собственным клиром, в отличие от политеистической религиозной организации античности стремилась проявить себя как самостоятельная политическая сила. Папа стал не только духовным главой всех западных христиан, но и главой государства. Кардиналы, епископы и игумены владели землей, собирали десятину, распоряжались судьбами миллионов людей. Вот почему политическая история европейского средневековья — это история борьбы папы и монархов, клира и феодалов за власть, ресурсы и влияние. Отцы церкви утверждали, что не только любая власть идет от Бога, но, главное, легитимизация этой власти (то есть миропомазание государей) может осуществляться только церковью. Отсюда вытекает подчинённость государей главе христианской церкви. Согласно доктрине «двух мечей» основатели церкви один меч вложили в ножны (так как использовать оружие клиру не пристало), а другой вручили государю, чтобы вершить мирские дела, не забывая при этом о защите христианского учения от еретиков, схизматиков, иноверцев, других врагов. Таким образом, по доктрине «двух мечей» политический правитель, государь есть слуга церкви, так как главная его земная цель — помочь всем подвластным христианам пройти свой земной путь и попасть в царствие небесное.

В Византии церковь была в большей мере, чем в Европе, подчинена государству. Избрание главы церкви — константинопольского патриарха зависело от воли императора. Патриарх не обладал, подобно папе, светской властью и собственностью, а у византийских епископов не было, подобно епископам европейским, земельных владений. Отсюда положение константинопольского патриарха и всего клира империи в большой мере зависело от расположения императора. Только в X в. добровольные приношения прихожан были узаконены государством и превратились в обязательную подать. В то же время, византийские монастыри, обладая значительной земельной собственностью, стали реальной политической силой. В X в. императоры даже пытались ограничить рост монастырского землевладения.

В отличие от европейской доктрины «двух мечей» византийская церковь и государство выдвинули доктрину «симфонии властей», согласно которой император и патриарх, светская власть и церковь живут в гармонии, оказывают поддержку друг другу, консолидируя общество и укрепляя, таким образом, государство. Причём в этой «симфонии» главная партия, разумеется, остаётся за императором.

Несмотря на то, что византийский император правил пожизненно, императорская должность не наследовалась. По римской традиции византийский император избирался синклитом и войском. Так как императорский дворец, где заседал синклит, находился рядом с ипподромом, то представители территориально-профессионально-социальнополитических группировок могли, находясь на трибунах этого зрелищного сооружения своими одобрительными или неодобрительными криками и поведением оказывать влияние на результат выборов. Как видим, и здесь политический процесс протекал не без участия партий как синклитских клик, как армейских групп интересов, как социальных, профессиональных, территориальных, конфессиональных политизированных группировок.

Политическую историю средневековой Европы можно подразделить на раннее, среднее и позднее средневековье.

Раннее Средневековье (конец V — середина XI в). Здесь традиции римской империи чувствуются сильнее всего. Государства создаются по образу и подобию позднего Рима, но получаются в силу многих причин (экономических, этнических, социокультурных) рыхлыми, слабо интегрированными образованиями (например, империя Карла Великого).

На среднее Средневековье приходится расцвет феодальных обществ (середина XI—XIV вв.). В этот период в Европе сложилась политическая система сословно-представительной монархии, в которой власть короля сочеталась с институтами, представлявшими интересы сословий: дворянства, духовенства и горожан. Органы сословного представительства (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.) играли важную роль в вотировании налогов, обсуждении законов и важнейших государственных решений, развитии политической системы, расширении и углублении политического процесса. В России сословно-представительная монархия сложилась (в виду догоняющего развития) позднее: Земские соборы — предшественники современных Государственных Дум — собирались в XVI—XVII вв.

В позднее Средневековье (XIV-XV вв.) политическая система сословно-представительной монархии эволюционировала двумя путями. В тех странах, где королевская власть смогла консолидироваться, найти себе опору в лице дворянства, государственной бюрократии в усилении и централизации государства сословно-представительные монархии трансформировались в абсолютные. Политическая система абсолютных монархий (например, Франции, Испании, России) представляла собой иерархическую пирамиду, на вершине которой находился король (император, царь). Ниже вершины власть могла быть разделена на законосовещательную, исполнительную и судебную, но все ветви этой власти, включая духовную, замыкались на монарха. Итак, в абсолютной монархии любая власть начиналась и находила своё завершение на вершине властной иерархии, то есть полностью и исключительно зависела от решения монарха. Политические системы других стран (например, Англии, Голландии, Швеции) эволюционировали по пути парламентаризма, который предусматривал строгое распределение прерогатив парламента и короля, законодательной и исполнительной власти. При этом ведущей, определяющей в этой диаде всегда оставалась роль парламента. Роль Короля, все более подчёркивалась почётными, представительскими и символическими функциями.

Своеобразным путём формировались политическиесистемы итальянских городов-государств. Посредничество в торговле между Европой и Востоком (арабский мир, Индия, Китай), развитие мануфактурного производства (тканей, одежды, обуви, судов, оружия, предметов роскоши) для собственного потребления и на продажу за границу, совершенствование финансового дела (внедрение банков, ломбардов), кредитование знати и коронованных особ повышало социальный статус и усиливало политические позиции купцов и ремесленников, выходцев из простолюдинов — пополанов (popolas — лат. народ). В XII—XIII вв. пополаны вместе со всеми горожанами боролись против сеньоров-владельцев территорий, на которых расположены города, за самоуправление городов, то есть превращение их в независимые от грандов (чаще всего это были князья церкви: епископы или настоятели монастырей) коммуны. В этой борьбе горожане нашли себе союзников в лице прикреплённых к земле и также зависимых от грандов крестьян. К XIV столетию большинство городов в первую очередь Северной и Средней Италии получили самоуправление, а большинство крепостных крестьян — свободу, что способствовало их переселению в города и дальнейшему подъёму промышленности и торговли. В течение XIII в. в процессе партийно-политической борьбы изменялась и политическая система. Аристократическая коммуна, в управлении которой участвовали исключительно гранды постепенно заменяется пополанской коммуной, опирающейся на более широкую социальную базу и открывавшую путь в политику, пусть номинально, представителям всех социальных групп, кроме неимущих. Старой аристократической коммуной управлял первый консул, избираемый из представителей нобилитета. Исполнительную власть возглавлял приглашаемый из другого города подеста. В пополанской коммуне консульское правление устраняется, а первым лицом становится подеста — платный чиновник, избираемый на год. Важную роль в управлении начинают играть пополанские цеха, которые постепенно приобретают характер не только профессиональных организаций, но и политических союзов. В таких республиках, как Генуя, Венеция, Пиза, Парма и др. большинство мест в совете коммуны теперь занимают представители цехов и кварталов.

Во Флоренции, например, согласно пополанской конституции, принятой в 1250 г., вместе с подестой избирался из флорентийских граждан капитан народа, обладавший значительной военной и административной властью. По конституции 1293 г. гранды изгонялись из городских магистратов. Они теперь могли участвовать в политической жизни, только, если становились членами цехов. Политические права не имели и не получили не организованные в цехи бедняки. Зато преимущества с точки зрения политического управления получили разбогатевшие на торговле, ремесленничестве, финансовых операциях простолюдины или «жирные пополаны», давно объединённые в корпорации, игравшие в создавшейся обстановке роль политических партий. Главным политическим институтом флорентийской республики была Синьория. При этом Совет Синьории играл роль законодательного собрания, а Канцелярия Синьории — исполнительного органа. Канцелярия Синьории состояла из первой Канцелярии (или просто Канцелярии Синьории) и второй Канцелярии. Во главе Канцелярии Синьории стоял секретарь или канцлер, который ведал внешнеполитическими делами. Секретарь второй канцелярии ведал внутренними делами республики. Еще один секретарь Синьории находился при Комиссии десяти (или комиссии Свободы и мира), которая занималась военными делами. Никколо Макиавелли, например, который принадлежал к партиям пополанов и гвельфов, а в 1498—1512 гг. играл значительную роль в политической системе Флорентийской республики, занимал должности секретаря второй Канцелярии и секретаря Комиссии десяти. Именно тогда он понял, что главным в политике являются не деяния правителей, связанные с победами в войнах и завоеваниями, а внутриполитические дела, среди которых выделяется партийные «раздоры» или борьба партий.[1]

  • [1] См. Макиавелли Н. История Флоренции. — М., 1987. — С. 8−9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой