Общепризнанно, что главной тенденцией развития современной цивилизации стала глобализация. Одним из проявлений последней стало бурное развитие и распространение новых информационных технологий, приобретшее характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Глобальное информационное пространство формируется в результате взрывного развития и конвергенции информационных и телекоммуникационных технологий. Их воздействие затрагивает государственные структуры и институты гражданского общества, экономическую и социальную сферы, науку и образование, культуру и образ жизни людей.
Стремительные изменения социальных, экономических, политических и иных условий всей общественной жизни, происходящие на волне глобализации, вызвали острую необходимость в модернизации сферы внешней политики адаптации политического руководства государств и их внешнеполитических ведомств к новым реалиям мирового масштаба. Перед ними встала задача уловить эти перемены и сообразно с ними модернизировать стратегию, приоритеты, формы внешнеполитической информационной политики.
Фундаментальным базисом этой политики является ее направленность на внешнюю аудиторию, влияние на нее с помощью различных средств и методов, а не просто информирование, подача «голых» фактов. С древних времен человечество ценило умение влиять на мнение других и вырабатывало.
1 Бажанов Е. П. Современный мир. Избранные труды. М.: Известия, 2004; Бажанов Е. П. Глобализация как объективный процесс. // Дипломатический ежегодник. Отв. ред. Ю. Е. Фокин. М., Научная книга, 2001; Задохин А. Г., Митрофанова А. В. Глобализация и глобальные проблемы человечества (методологический аспект). М., ДА МИД РФ, 2003; Ли В. Ф. Теория международного прогнозирования. // Учебное пособие. М., Научная книга, 2002; Чернов А. А. Становление глобального информационного общества. Проблемы и перспективы. М., Дашков и К, 2003. соответствующие механизмы такого влияния. Однако эти механизмы в прошлом ставились на службу эгоистических, корыстных и экспансионистских устремлений государств, групп влияния, поскольку цивилизадионный прогресс лишь постепенно генерировал нормы их отношений на основе взаимности, компромисса, морали и нравственности.
Практически вся предшествующая история была летописью борьбы идеологий, порождавшей такой вид информационного противостояния, как пропаганда. Известный отечественный исследователь технологий пропагандистского воздействия С. Беглов определял пропаганду как «инструментарий идеологий, одной из главных средств распространения данной системы взглядов, мировоззрения». Пропаганда использовала всевозможные приемы и методы, в том числе — и манипулятивного характера (дезинформация, утаивание информации и т. д.), широко применяла психологическое давление на индивидуальное и групповое сознание. Кульминацией пропагандистского противоборства стала так называемая «психологическая война», представлявшая собой, по сути, духовную агрессию против чувств и разума людей.
В этой связи отметим, что объем термина «информационно-психологическое воздействие» больше, чем термина «информационно-пропагандистское воздействие». В контексте рассматриваемой проблематики уместны оба термина, поскольку, как указывал известный польский специалист в области пропаганды Л. Войтасик, «.информирование в ходе пропаганды. должно иметь психологическую природу"1, т. е. в основе пропаганды лежат особенности психологического восприятия человеком информации.
Американские исследователи В. О'Доннел и Г. Джовет выделяют три.
1 Войтасик JI. Использование психологии в системе пропаганды. // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Автор-составитель Райгородский Д. Я. Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. С. 230. категории пропаганды: «белая», «серая» и «черная». «Белой» называется пропаганда, в которой четко указаны источники информации и предоставляются точные сведения. «Серой» называется пропаганда, источник которой не всегда может быть точно определен и не всегда можно ручаться за точность предоставляемой информации. «Черная» пропагандаэто вид пропаганды, в которой используются ложные источники и передаются сфабрикованные или ложные сведенияэто «большая ложь», использующая все виды обмана (для обозначения этого вида пропаганды используют термин «дезинформация»)1.
В периоды кризисов и войн пропагандистские машины работали на полную мощность, и общественное мнение, находясь под огромным информационно-психологическим прессом, естественным образом усваивало негативное отношение к пропаганде. «В современных демократиях пропаганда стала унизительным эпитетом, используемым как обвинение по адресу противостоящих взглядов и групп», — отмечал американский социолог У. Олбиг.
В связи с наблюдаемой в настоящее время тенденцией к деидеологизации международных отношений пропагандистский вектор внешнеполитической деятельности постепенно утрачивает свою остроту. Тем не менее, он разворачивается сегодня в плоскость противодействия новым цивилизационным угрозам (распространению оружия массового уничтожения, терроризму, наркотрафику и т. д.). Средства массовой информации выступают не от имени государства, а общества. Стало очевидно, что «системная конвергенция ликвидировала идеологию как главную сферу глобального противостояния, стимулирующую мировое общественное развитие. Место ушедшего в прошлое идеологического противостояния занимает цивилизационное противостояние, предполагающее защиту цивилизационных.
1 Цит. по: Галумов Э. А. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2003. С. 59.
2 Липман М. Свобода слова и будущее российских СМИ/Россия: ближайшее десятилетие. Под ред. Э. Качинса и Дм.Тренина. М.: Московский Центр Карнеги. 2004.С.69. ценностей"1.
У человечества нет, однако, модели будущей программы поведения и развития. Государства — каждое с собственным набором интересов — по-прежнему играют главную роль в мировой политике. При этом «психологическое отношение к внешнему миру и его субъектам — народам и государствам — выстраивается в сопряжении самоописания народа и его описания другим народом, т. е. на встречных представлениях"2. Естественно, что в таких условиях возможны искажения объективной картины внешнеполитической действительности, разного рода аберрации, коллизии, наличие которых затрудняет международные коммуникации. Поэтому в качестве одной из главных задач информационной деятельности в сфере внешней политики выступает полное и достоверное информирование мирового сообщества о положении дел в том или ином государстве, его достижениях и перспективах. Этот подход и зафиксирован в «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 28 июня 2000 г., в которой содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире названо в числе основных приоритетов российского внешнеполитического курса.
Вопросы внешнеполитического информационного воздействия, его технологий, таким образом, стоят в качестве первоочередных в повестке дня ф внешней политики Россииактуальность диссертационного исследования, посвященного данной проблематике, конкретизируют следующие положения.
Во-первых, новая фаза глобализации, явственно обозначившаяся во второй половине XX в. в связи с ускоренной интернализацией национальных экономик и коммуникационными «прорывами», не замедлила сказаться и на сфере внешней.
1 Соколенко В. Глобальное управление: эпоха выживания Homo Sapiens. — М.: «Научная книга», 2000. С. 50.
Задохин А. Международные отношения и социальное развитие/Ученые записки. Под ред. П.Кабанена. Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. — М.: «Научная книга», Дипломатическая академия МИД России, Ф 2002. С. 30. политики — современные государства стремятся соответствовать общепринятым на глобальном информационном поле высоким стандартам и «правилам игры», одно из которых обязывает иметь позитивный имидж в глазах других «акторов» международных отношений, поддерживать и укреплять его1.
Новейшие информационные технологии находят самое широкое применение в сфере внешней политики, поставлены на службу интересам государств. Отставание в этой области грозит серьезными потерями на международной арене, отражаясь, прежде всего, в экономической области — негативный имидж государства объективно препятствует налаживанию последним внешних торгово-экономических отношений, привлечению иностранных инвестиций, созданию новых производств, выходу на мировые и региональные рынки и т. д. ^ Во-вторых, сам характер современной внешней политики и международных отношений требует не только финансовой и материальной поддержки внешнеполитических информационных усилий со стороны государства, но и комплексного научного подхода с его стороны. В основе этого лежит следующее соображение. Если сами формы дипломатии и внешнеполитической деятельности в последней четверти XX в. мало изменились по сравнению с предшествующими эпохами, то техника переговоров, сложность их проблематики и интенсивность предполагают не только профессионализм и компетентность переговорщиков, но и мощную информационную поддержку ф соответствующих государственных и национальных структур.
Как указывает профессор АЛСоловьев, по мере перехода западных стран к постиндустриальному этапу развития начали выявляться существенные преобразования, сигнализирующие о качественных изменениях в механизмах формирования нормативно-символической среды и, как следствие,.
1 Это относится как к странам, которые решают задачи модернизации или перехода к рынку и демократии, так и развитым государствам. Президент Франции, например, -в июле 2004 г. утвердил решение о создании новой мощной радиовещательной структуры, которая должна обеспечивать круглосуточное вещание на трех наиболее распространенных языках в пропагандистских целях. / ¦ Личный архив автора. политического пространства в целом. Речь, в частности, идет о принципиальном повышении роли информационных ресурсов, связанном с техническим перевооружением социальных коммуникаций, о выдвижении на первый план в мире политики страты «технологов» при одновременном закате роли «идеологов"1. Главным критерием отношения к политической действительности становится прагматизм, способам их деятельности, пропаганда идеологий как систем идей уступает место политическим технологиям.
Таким образом, необходимость утверждения последовательной и систематической работы по оптимизации имиджа и репутации России в качестве неотъемлемой части внешнеполитической деятельности страны очевидна.
В-третьих, Российская Федерация — это влиятельная и мощная сила, хотя и потерявшая статус сверхдержавы. Россия — постоянный член Совета безопасности ООН, большинства важных международных организаций, член «большой восьмерки». Ее активистская позиция по поиску решений ключевых вопросов современности и деятельная дипломатия в целом налагает на Россию ряд дополнительных «нагрузок». Другими словами, Россия не может не иметь продвинутого и мощного внешнеполитического информационного комплекса — тем более, что старый, советский, был разрушен, и на его месте возник определенный вакуум, который необходимо в срочном порядке заполнять. В настоящее время муссируется вопрос о возможности частичного восстановления прежнего механизма внешнеполитической пропаганды (в МИД эта проблематика обсуждается на Коллегии министерства). В Дипломатической академии МИД России в сотрудничестве с ЮНЕСКО создана кафедра массовой коммуникации и связей с общественностью2.
Россия с ее солидным внешнеполитическим «удельным весом» и богатым.
1 Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции//ПОЛИС. № 2, 2001. С. 14−20.
2 Ю. Кашлев, Э.Галумов. Информация и PR в международных отношениях. — М. Известия, 2003. С.З. опытом информационной работы на самых разных ее направлениях вполне может претендовать на роль одного из «законодателей мод» в мировой информационной политике, выступая за более справедливое регулирование информационной сферы, против монополизации последней. Это подняло бы престиж страны, ее авторитет в глазах развивающихся стран, чувствующих себя ущемленными в информационной области. Подобный подход является «заделом» на перспективу, прагматически обеспечивая будущие позиции России уже сегодня.
В-четвертых, по-прежнему актуален и вопрос контрпропаганды, противодействия выпадам и уколам в адрес России. Двойственный, неоднозначный и далеко не всегда объективный подход к освещению российской действительности и истории характерен для многих СМИ стран Запада и Востока. Российские исследователи отмечали, например, что после вывода российских войск из Германии в 1993 г. в СМИ этой страны началась кампания по воссозданию образа России как врагадополнительный импульс антироссийским публикациям придали наличие ряда «раздражителей» в российско-германских отношениях (вопрос о трофейных ценностях, расширение НАТО на Восток, проблема Калининградской области и т. д.), а также война в Чечне1. То же самое в полной мере относится и к США, где ряд ведущих СМИ характеризует неприкрытая антироссийская направленность. В этой связи необходимо не только адекватное реагирование на разного рода выпады, но и предвосхищение враждебных кампаний, упреждение информационных событий.
В целом, прагматическая, научно обоснованная практика внешнеполитической информационно-пропагандистской работы обеспечивает государству сильную позицию даже при слабости реальных рычагов воздействия. Своевременный «вброс» в общемировой информационный массив актуальных для отдельно взятого государства тем и проблем, привлечение внимания к ним мировой общественности и комментарий в благоприятном для духе служат, как правило, одной из составляющей.
1 См. об этом подробнее: Марков В. Политика ФРГ в отношении Российской Федерации/М.: Дипломатическая академия МИД России, 2001. С.24−36. успеха при решении внешнеполитических задач. Однако, для осуществления подобных внешнеполитических акций необходимы тщательная подготовка, доскональное знание предмета и четкое представление о механизме реализации. Следует всегда помнить об отрицательном опыте попыток манипулирования общественным сознанием, которые не раз вели к контрпродуктивным последствиям, имели «эффект бумеранга». Поэтому четкая проработка теоретических основ рассматриваемой проблематики представляется очень важной, приоритетной задачей, исследованию которой и посвящена настоящая диссертация.
Объектом исследования является бурно развивающаяся сфера международных информационных коммуникаций и обмена, дополнительный стимул развитию которых придали и придают процессы глобализации, окончание «холодной войны» и утверждение в качестве определяющего формирование нового миропорядка вектора демократизации, системные политические и социально-экономические изменения конца XX — начала XXI вв.
Предметом исследования выступает комплекс информационного внешнеполитического воздействия, его общие функционально-организационный и эволюционный срезы, а также опыт, задачи и перспективы применения такого воздействия в преломлении сквозь призму обеспечения национальных интересов России на современном этапе.
Цель диссертации заключается в определении места, роли и значения технологий внешнеполитической пропаганды в комплексе средств обеспечения реализации современным государством своих интересов в сфере внешней политики. Для достижения этой цели в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:
— уточнить смысловое и функциональное содержание понятия «информационные технологии», конкретизировать его специфику в зависимости от сфер применения;
— рассмотреть современные концептуальные и практические подходы к формированию, функционированию и оптимизации государством технологий информационного внешнеполитического воздействия;
— описать основные вехи развития форм и методов внешнеполитической пропаганды и раскрыть их современное состояние, вычленяя пропагандистские технологии из совокупности других видов внешнеполитического информационно-психологаческого воздействия с учетом ценностно-нормативных установок и установлений современной дипломатии и внешнеполитической деятельности;
— раскрыть место и роль такой составляющей внешнеполитической информационно-пропагандистской работы как взаимодействие со СМИ;
— проследить эволюцию отечественного комплекса внешнеполитической пропаганды, охарактеризовать его основные особенности, проблемы и перспективы;
— определить главные направления внешнеполитического информационного воздействия в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации на современном этапе;
— обобщить на основе сравнительного анализа опыт, накопленный в сфере технологий внешнеполитической пропаганды ведущими государствами и международными организациями, и дать соответствующие рекомендации по оптимизации работы их российского аналога.
Новизна настоящей диссертации логически вытекает из поставленных в ней целей и задач и определена объективной необходимостью научного подхода к развитию форм и методов внешнеполитической пропаганды и повышению ее эффективности. Главный элемент новизны данного исследования состоит в том, что, осуществив анализ специфических особенностей традиционных и современных технологий информационного воздействия, автор произвел селективный отбор ряда таких технологий, теоретически обосновывая оптимальность и целесообразность их применения в сфере внешней политики в современных условиях. В сущности, в диссертации предложена новая оригинальная программа действий по созданию концептуальных и организационных основ ориентированной на реалии мира глобализации системы информационнопропагандистского воздействия России на зарубежных контрагентов и аудитории по внешнеполитическим каналам. Работа заполнила определенную нишу и в историографии сравнительно-исторического анализа такой разновидности информационного воздействия, как внешнеполитическая пропаганда.
Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая в диссертации проблематика вызывает широкий интерес в управленческой и экспертной среде, СМИ, как в России, так и за рубежом.1 Однако для зарубежных исследований — прежде всего, западных авторов — характерен акцент на чисто пропагандистские технологии воздействия, а для отечественных — фрагментарность и большой разброс концептуальных отправных начал, прежде всего, в части, касающейся определения и понимания национальных и государственных интересов. Так, несмотря на.
1 См., например: Э.Галумов. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Изд-во «Известия», 2003; Галумов Э., Кашлев Ю. Информация и PR в международных отношениях. М.: «Известия», 2003; Голядкин Н. ТВ-информация в США. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1994; Горшков М. Общественное мнение: история и современность. М.: Политиздат, 1988; Гринберг Т. политическая реклама: портрет лидера. М., 1995; Лепский В. Гуманитарная парадигма внешней политики в России в XXI в./ Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия.2002; Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 2000; Островский Е., Щедровский П. Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и имидж России/УСообщение. 1999, № 1- Почепцов Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К. Ваклер, 2000; Рубан Л. Эволюция феномена «Великая держава». Системы коллективной безопасности и современный миропорядок//Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002; Хачатуров К. Роль международной информации в формировании репутации государства//Информация Дипломатия. Психология. М.: Извстия, 2002; Чернов А. Становление глобального информационного общества. Проблемы и перспективы. М.: Издательско-торговая корпорация 2Дашков и К", 2003 и др., а также: Robinson K.G. Building a Global Information Society//Aspen Institute, 1996; Porat M, Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Washington, 1978; Black S. The Essentials of Public Relations. London, 1993; Lowrey and DeFleur. Milestones in Mass Communication Research. New York. 1996; Maxwell E. McCombs and Donald L. Shaw, the Agenda-Setting Function of Mass Media. Public Option Quarterly 36, № 2,1972; Cutlip S. M., Center A.H., Broom G.M. Effective Public Relations. Englewood Cliffs, 1994; Orth R.H. Source Factors in Persuasion//Military Propaganda. New York, 1982; Schramm Wilbur. The Nature of Communications Between Humans//The Process and Effects of Mass Communication. Urbana: University of Illinois Press, I971. Daugherty W., Janowitz M. A psychological Warfare Casebook. Baltimore, 1958; Ellul J. Propaganda. The Formation of Men’s Attitudes. New York, 1965; Martin J. International Propaganda. Minneapolis, 1958 и др. обилие работ и публикаций по проблемам формирования позитивного имиджа России, у нее на сегодня отсутствуют общая концепция внешнеполитической информационной деятельности и концепция внешнего имиджа страны, а системный анализ по его формированию — по мнению отечественных экспертов — в России и ближнем зарубежье практически не производился1. Не было также и попыток обобщения, систематизации и анализа наработанных российской политической мыслью концептуальных подходов к созданию нового аппарата внешнеполитической информационной работы.
Обзор использованных источников и литературы. При написании работы автором были использованы несколько групп источников и литературы.
Первую группу составили научные труды, которые сформировали концептуально-теоретический каркас работы — это, прежде всего, трактаты философов и ученых-обществоведов, осмысливавших вопросы воздействия на массовые аудитории в контексте политики, морали и этики, специфики индивидуального и общественного сознания и национальной психологии. Сюда относятся мыслители Древнего мира (Аристотель, Платон, Суньцзы и др.), Средневековья и Возрождения (Ж.Боден, Боэции, Н. Макивелли и др.), Нового времени (Э.Кант, Г. Лебон, А. де Токвиль, Ж. Тюрго и др.), а также русские философы XIX—XX вв. (Н.Бердяев, В. Леонтьев, НЛосский, С. Франк, ПЛаадаев и др.).
Во вторую группу вошли исследования зарубежных ученых и исследователей — философов, социологов, историков, политологов, — внесших наибольший вклад в развитие как общей теории информационного воздействия, так отдельных ее составляющих: ТЛдорно, С. Блэка, А. Вебер, Л. Доуба,.
1 Вместе с тем, многое уже сделано, что ясно указывает на пристальное внимание российского руководства к этому комплексу вопросов. Так, в России приняты Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности РФ/ Личный архив автора.
С.Катлипа, Г. Ласуэлла, К. Левина, К. Леви-Стросса, У. Липпмана, М. Макклюэна, А. Маслоу, Ч. Осгуда, Д. Рисмен, А. Тойнби, Д. Уайта, Х. Чайлдса, У. Эко, К. Юнга и др.
Третью группу сформировали труды известных отечественных исследователей и ученых, анализирующие общие и частные вопросы теории и практики информационного воздействия в сфере внешней политики и связанные с ними проблемы из области философии и культуры, морали и этики, социологии и политологии: С. Беглова, Т. Гринберга, Я. Засурского, В. Ильина, И. Косолапова, Ю. Левады, В. Лепского, Ю. Лотмана, А. Панарина, Г. Почепцова, А. Федотова, В. Шепеля и др. Особо выделим в этом ряду труды ученых Дипломатической академии МИД России: Е. Бажанова, Э. Галумова, А. Задохина, Ю. Кашлева, К. Хачатурова, А. Чернова и др.
Четвертую группу образуют отечественные и зарубежные периодические издания, официальные документы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, России и отдельных стран. При написании работы были использованы книги и мемуарная литература отечественных и зарубежных политиков, государственных деятелей и дипломатов, а также материалы кандидатских и докторских диссертаций.
В теоретико-методологическую основу исследования положены методологический инструментарий и эвристические подходы, выработанные как в западной, так и в российской политической науке. Для критического осмысления и теоретического анализа поставленных проблем в диссертации использованы несколько основных политологических методов (подходов), их синтез.
Профилирующим в работе является функциональный подход (внешняя политика — функция государства, внешнеполитическое информационное воздействие, пропаганда — подфункция внешней политикисогласно теории суперсистем, средства массовой информации и политическая система развились в одну единую систему, с общей структурой). Социальный и институциональный подходы задействованы при анализе действий заинтересованных политических субъектов (групп) и функционировании политических и общественных институтов соответственно. Морально-этические рамки информационных усилий государств на международной арене позволил обозначить нормативно-ценностный подход, а принципы историзма и диалектики помогли раскрыть сложный объект в развитии.
Практическая значимость диссертации. Данную диссертационную работу целесообразно рекомендовать для использования в аналитической работе государственным органам и организациям, отвечающим за разработку основ информационной составляющей внешней политики России и политики в сфере информационной безопасности страны, в первую очередь, российскому МИД, другим министерствам и ведомствам, комитетам палат Федерального собрания Российской Федерации.
Работа послужит подспорьем при проведении исследований и изысканий в занимающихся международной и информационной проблематикой, политическими имиджмейкингом и технологиями научно-исследовательских и аналитических центрах, в преподавательской деятельности при подготовке курсов лекций и в обучении студентов и слушателей в Дипакадемии МИД РФ и МГИМО (Университете), на факультетах журналистики в других российских вузах. Несомненный интерес диссертация представляет и для практической деятельности российских дипломатов (прежде всего — пресс-атташе, атташе по культуре), работающих в представительствах России за рубежом.
Структура диссертации адекватно отражает и последовательно раскрывает научный замысел автора. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Радикальные изменения в мире в последней четверти XX в. поставили перед внешнеполитическими ведомствами современных государств ряд новых сложных задач. В целом, адаптация к реалиям глобализации со всей остротой поднимает вопрос о жизнеспособности государства, эффективности его внешней политики.
В этой связи актуализируется, в частности, проблема внешнеполитического информационного воздействия, без которого государство — из-за недостатка или искажения информации о нем другимиможет не вписаться в контекст глобальных взаимосвязей и взаимозависимостей, оказаться «на обочине» интеграционных процессов, международного разделения труда.
Развивая собственную информационную составляющую внешней политики, государство вынуждено играть по определенным правилам. Эти правила достаточно жесткие, а иногда и они нарушаются в угоду конкуренции. Слишком велика еще инерция мышления времен биполярного соперничества сверхдержав, процесс очищения от таких идеологических наслоений прошлого, как психологические войны, идет медленно. Тем не менее, пропагандистская борьба на международной арене продолжается, что зримо демонстрирует развернутая после событий 11 сентября 2001 г. в США событий многоплановая борьба с терроризмом.
Среди актуальных задач, которые возлагаются на средства массовой коммуникации в сфере международных отношений после «холодной войны», особого внимания в научном и практическом плане заслуживают меняющиеся по форме и методам реализации внешнеполитическая пропаганда, публичная дипломатия, соотношение между пропагандой и информированием общественности в государстве и мировой общественности по проблемам внешней политики и международных отношений.
В конце XX — начале XXI столетий заметна активизация поиска норм поведения и стандартов в соответствии с высокими моральными нормами и «критериями, общепринятыми в сфере внешней политики, в связи с чем целесообразно говорить не о пропаганде как таковой, а о более мягких и цивилизованных механизмах подачи собственного имиджа, обработки широкой зарубежной общественности в благоприятном для государства ключе, так называемой «политкорректности» (применительно и к внешнеполитической сфере), обеспечивать эффективность которых призваны современные технологии внешнеполитического информационно-пропагандистского (информационно-психологического) воздействия (основу данных технологий при этом по-прежнему составляют традиционные, давно опробованные на практике формы и методы пропаганды, применяемые, однако, в виде более изощренной, «завуалированной» подачи материала). Анализ упомянутых технологий и их практического срабатывания позволили сделать следующие заключения, выводы, прогнозы и предложения.
I. Пропаганда с давних пор играла большую роль в деле обеспечения и защиты внешнеполитических интересов государств. Пропагандистская деятельность особенно заметно усиливалась в периоды кризисов, войн, социальных потрясений, когда государства мобилизовали все имеющиеся в их распоряжении ресурсы информационного воздействия. В развитии последнего выделяют несколько этапов: Древний Мир (античность), Средневековье (католическая церковь), Новое время (Наполеон, газета «Тайме»), в период новейшей истории — две мировые и «холодную» войны.
В разных странах сложились собственные пропагандистские структуры (аппараты), шла разработка тех или иных приемов и методов воздействия. Россия также прилагала значительные усилия в области пропаганды, идеологическая направленность функционирования отечественных пропагандистских структур легла в основу исследований контрпропагандистских воздействия, защиты и противодействия в сфере психологической войны.
II. В современных условиях сфера информационно-пропагандистских технологий предполагает участие уполномоченных государством представителей (дипломатов, политиков, СМИ, деятелей науки и культуры, военных, спортсменов и т. д.) на зарубежные аудитории (политические, деловые, интеллектуальные круги, широкую общественность и также СМИ) с целью обеспечения национальных интересов данного государства посредством: а) объективного информирования о его внешней и внутренней политике, б) работы по улучшению международного имиджа страны и в) противодействия кампаниям дискредитации, а также реагирования на другие информационные вызовы и угрозы.
Очевидно, что данная «триединая» задача имеет стратегическое (долговременное) и тактическое (текущее) измерения. Первое предполагает обеспечение государству внешних условий развития для занятия достойного места в мировом сообществе, второе — решение реализующих эту стратегическую линию частных краткои среднесрочных задач (таких, например, подключение к интеграционным процессам, оптимизация двусторонних отношений, выдвижение инициатив в международных организациях, информационная поддержка усилий в сфере безопасности и т. д.).
Ш. Создание и совершенствование государствами собственных внешнеполитических информационно-пропагандистских аппаратов сталкивается на современном этапе с определенными сложностями и проблемами.
Во-первых, современное состояние глобального информационного поля характеризуется наличием диспропорций и деформаций, связанных с доминированием группы развитых и богатых стран. СМИ последних во многом формируют общественное мнение в мире, в основном выгодное им самим. Такое положение ущемляет интересы других государств, и они выступают за более справедливый информационный порядок, расширение собственных информационных возможностей.
В сфере информационной составляющей внешнеполитического курса названных государств их усилия направлены главным образом на улучшение имиджа страны на мировой арене. Это необходимо не только для занятия «ниш» в глобальной экономике и политике, наращивания собственного «веса» и влияния, но и решения задач внутреннего развития — например, привлечения иностранных инвестиций. Так или иначе, государству необходимо прилагать максимум усилий для того, чтобы не отстать в области пропагандистского обеспечения своей политики, затрачивать на это значительные силы и средства.
Во-вторых, для ведения внешнеполитической информационной работы государство должно привлекать не только материальные, но и интеллектуальные ресурсы, финансировать научные исследования. С учетом их дороговизны необходима политическая воля со стороны государственного руководства, консенсусная поддержка элитами усилий в этом направлении.
IV. Необходимость систематических и целенаправленных научно-исследовательских и организационных усилий государства в сфере внешнеполитической пропагандистской деятельности обусловлена еще и тем, что объект такого рода деятельности весьма сложен. Сами информационные процессы все более усложняются как с точки зрения содержания и обилия преподносимой информации («информационный взрыв»), так и в техническом и организационном плане. Существующие сегодня в мире национальные и международные информационно-пропагандистские комплексы легко подавляют их более слабые аналоги в менее развитых странах и регионах, и не только и не столько в силу своего технологического превосходства и ресурсообеспеченности, но и за счет наличия огромного опыта, исторической отлаженности работы и взаимодействия соответствующих структур.
Следует также учесть, что современные технологии информационно-пропагандистского воздействия базируются на фундаментальных 4 i разработках ряда наук — психологии, социологии, лингвистике, теории коммуникации, на стыке которых возникла, в сущности, система информационно-эмоционального воздействия на аудиторию. К изысканиям и практической работе в области такого рода технологий привлекаются крупные ученые разного профиля, политики, журналисты и т. д. Внешнеполитическая пропаганда берет на вооружение новшества и элементы других видов деятельности — «пиара», имиджелогии, рекламы, политического маркетинга. Государству необходимо финансировать создание и направлять деятельность соответствующих центров и институтов, координировать их усилия.
V. В «технологическую» основу пропагандистского воздействия положена информационно-психологическая манипуляция (т.е. фактическиобработка), всегда в большей или меньшей степени присутствующая в пропаганде.
Перечень возможностей осуществления информационно-психологического манипулирования может быть представлен таким образом:
1. Отбор информации.
2. Структуризация и фрагментация информации.
3. Дезинформация и различные виды искажений фактов.
4. Манипулирование семантикой сообщения (семантическое манипулирование).
5. Время подачи.
6. Использование широких и разнообразных возможностей современных средств коммуникации.
7. Применение знания особенностей человеческой психики.
Манипуляция включается уже на начальной стадии механизма воздействия — стадии создания установки восприятия (необходима для облегчения внедрения информации в сознание, возбуждения интереса к ней). Затем создаются так называемые «стереотипы» (обобщенные положительные или отрицательные представления о предметах, явлениях, фактах и личностях) и «имиджи» (т.е. более конкретные индивидуальные образы, так же позитивно или негативно окрашенные). Закрепляясь в сознании на познавательном и эмоциональном уровнях, стереотипы и имиджи создают основу для более широких манипуляций: их облегчения и упрощения.
VI. Теоретики и специалисты в области пропаганды выделяют широкий спектр возможностей манипулирования информацией как таковой (важен также и второй, чисто технический аспект коммуникативного процесса, предполагающий использование специфики и возможностей средств и канала передачи информации), а на основании этого — и несколько ключевых приемов пропаганды (эти приемы, в свою очередь, базируются на более общих приемах логики и риторики, а также особенностях семантики языка).
К ним относятся следующие: приклеивание «ярлыков», использование неопределенности понятий, «перенос» ценности на пропагандируемый объект (субъект), «ссылка на авторитеты», «игра в простонародность», «подтасовка» («акцентирование»), «общая платформа» (апелляция к мнению по тому или иному вопросу всех или большинства). Изолированно или комбинированно эти методы встраиваются в ткань сообщений, комментария, аргументации, служат для создания стереотипов и имиджей. Основу методов — как видно из их названия — составляют более общие приемы логики и риторики (приемы ведения спора), а также особенности семантики языка.
Логические приемы аргументирования и нериторических хитростей для введения противника в заблуждение необходимо знать не только для обоснования своей позиции, но и для опровержения доводов оппонента — т. е. с точки зрения контрпропаганды, — а также понимания его стратегии и тактики.
VII. Знаковой системой записи и восприятия информации для человека служит язык. Главный потенциал языка как инструмента информационно-психологического воздействия заключен в семантике, т. е. значении слов как языковых единиц. Слова в языке, как правило многозначны, а кроме того имеют различные эмоциональные оттенки («коннотации»). В связи с этим семантика активно используется в практике внешнеполитического информационного воздействия, в освещении СМИ ключевых проблем международной политики в целом. Чаще всего для сокрытия сути или «затуманивания» предмета информации используются слова-прикрытия и коннотации, метафоры, наукообразные слова (термины), или же, наоборот, бытовая лексика.
VIII. Что касается «технической» составляющей пропаганды на зарубежные аудитории, то необходимо отметить, что совершенствование данной составляющей также открыло перед пропагандистами новые горизонты. В частности, были исследованы новые нетрадиционные формы скрытого воздействия — подпороговые, электромагнитные, акустические и другие, — которые прочно вошли в арсенал пропагандистского воздействия. Уникальные возможности для внешнеполитической пропаганды создает Интернет, однако его нерегулируемое распространение таит и ряд угроз (что подтвердила развязанная чеченскими сепаратистами информационная война против России). В начале XXI в. главными каналами информации остаются радио и телевидениепропагандисту необходимо учитывать в своей работе их технические свойства и возможности. То же самое относится и к роли СМИ как «четвертой власти» в современном обществе.
IX. В целом, для улучшения имиджа страны и ее лидеров могут и должны использоваться методы пропаганды с учетом специфики внешнеполитических коммуникаций, их дипломатического характера. Современный пропагандист должен быть вооружен знаниями (в первую очередь — языковыми и страноведческими), быть компетентным, уметь «подать себя», вести диалог и спор, быть корректным и кратким. Это в полной мере относится к сфере «пиар"-технологий, которые все активнее проникают в сферу внешней политики в силу придания все большей открытости и демократичности последней. При определении целей и задач пропагандистской акции следует ситуативный фактор, и, в первую очередь, особенности аудитории. В то же время, в зависимости от ситуации можно использовать элементы рекламы, политического маркетинга и лоббирования, и в любом случае избегать наиболее одиозных проявлений «черной пропаганды» (т.е. дезинформации), конфронтационности, неуважения к аудитории или оппоненту, апеллировать к общечеловеческим ценностям, нормам морали и нравственности.
X. Формирование специалистов в области внешнеполитического информационного воздействия и «пиара», (за рубежом, прежде всего — в странах Запада — такой институт давно и успешно работает) является, таким образом, одной из задач внешней политики России. В информационной сфере задачи последней, однако, намного шире, и продиктованы как общей логикой развития цивилизации, так и особенностями российской ситуации.
В начале XXI в. имидж России за рубежом скорее негативный, чем позитивный, и определенно хуже, чем имидж бывшего СССР (отечественные эксперты отмечают, что создание положительного, пристойного образа России представляет собой, по существу, главную задачу внешнеполитической пропаганды1). К стереотипам прошлого добавились новые «негативы», подпитываемые нерешенностью социальных проблемам в России и охотно подхватываемые частью зарубежных СМИ.
В «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 28 июня 2000 г., в которой содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире названо в числе основных приоритетов российского внешнеполитического курса.
Информационное обеспечение усилий по доведению до российской и мировой общественности достоверной информации о политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым события российской и.
1 Хачатуров К. А. Обеспечение внешнеполитических позиций России в свете доктрины информационной безопасности РФ // Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002. С.263−292. международной жизни определена «Доктриной информационной безопасности Российской Федерации» в качестве одной из главных составляющих национальных интересов страны в информационной сфере (п. 1. «Информационная безопасность Российской Федерации»).
XI. В связи с тем. что имидж страны — это дело государственной важности, в диссертации обоснована необходимость создания Россией на данном этапе системы внешнеполитического информационно-пропагандистского воздействия. Роль государства в решении этих задач предопределена двумя основными факторами.
Во-первых, наличием традиционных и появлением новых серьезных угроз российскому государству в сфере информационной безопасности.
Хотя «холодная война» ушла в прошлое, Россия по-прежнему находится под пропагандистским прицелом Запада, а рецидивы информационной войны против нее — не такое уж частое явление. В октябре 2004 г., например, на Западе было обнародовано так называемое «письмо 113-ти» с обвинениями в «отходе от демократии» в адрес президента В. Путина (подобные акции, как представляется, можно предвидеть и принимать предупредительные меры). В более мягкой форме, противостояние «непокорной» России и Запада, следовательно, продолжается.
Что касается новых угроз, то они раскрыты в утвержденной 9 сентября 2000 г. Президентом РФ В. Путиным «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (п. 6 «Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни». Так, данный документ ориентирует на противодействие попыткам дезинформации зарубежной общественности о российской внешней политике, деформации структуры международного информационного обмена, стремлению ряда стран доминировать в мировом информационном пространстве и вытеснению из него России, деятельности против интересов.
России в информационной сфере, блокированию работы государственных СМИ по информированию зарубежной аудитории.
Информационное обеспечение усилий по доведению до российской и мировой общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым события российской и международной жизни определена данной Доктриной в качестве одной из главных составляющих национальных интересов страны в информационной сфере (п. 1. «Информационная безопасность Российской Федерации»).
Во-вторых, роль государства в рассматриваемой сфере обусловлена и сломом старого, советского внешнепропагандистского комплекса и отсутствием на во многом переломном для страны современном этапе его заменителя. Очевидно, что тот пропагандистский комплекс, который сложился в стране в 1990;е годы, не вполне адекватен современным задачам.
Следует отметить, что обновление такого комплекса основываться на демократической основе, без каких-либо сползаний в сторону «имперской» идеологии или — исходя из нынешней ограниченности ресурсов российской казны — организационно-структурной «гигантомании». В этом контексте предложен вариант организационно-структурного построения государственного центра, который бы осуществлял научные исследования и координировал усилия государства, СМИ и экспертной среды в области внешнеполитической пропаганды.
ХП. Несомненно, что Россия имеет колоссальный и оригинальный опыт внешнеполитической информационной работы. Однако для нее, как только входящей в семью демократических наций, чрезвычайно интересен опыт ведущих информационных держав Запада, и прежде всего — США (практическую пользу можно, например, извлечь из американского опыта подключения и привлечения к пропагандистской работе за рубежом так называемых «мозговых трестов» — неправительственных экспертных организаций, не только генерирующих идеи и ведущих качественные аналитические разработки, но принимающих активное участие в реализации внешней политики США).
Жестко отстаивая свои интересы повсюду в мире, американцы проводит масштабные пропагандистские кампании по прикрытию своих интервенций, без которых имиджу и престижу США был бы нанесен огромный урон. Помимо критерия эффективности, необходимость изучения и использования опыта других демократических стран связана также с новыми тенденциями и веяниями в мировой политике, постепенному переводу дипломатии на рельсы отказа от политики силы, утверждением идей и концепций отстаивания равноправия и справедливости во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества.
ХШ. Для развития Россией своей внешнеполитической пропагандистской системы существуют как определенные предпосылки, так и трудности. Нельзя не видеть, что изменения в мире влекут за собой не только новые угрозы, но и открытие новых возможностей. Так, Россия могла бы инициировать крупномасштабный проект культурного свойства. Например, как справедливо отмечал один из иерархов Русской православной церкви Митрополит Смоленский и Калининградский, православная духовная культурная традиция не представлена отечественной дипломатией при выработке современных стандартов и прав человека, международные стандарты сегодня в основномзападные и либеральные (это мнение явно перекликается с воззрениями великого русского философа и гуманиста В. Соловьева, предлагавшего ввести христианский принцип во внешнюю политику России). В целом, славянские культуры могли привнести в мир свежую, очистительную струю.
Отметим в этой связи, что российская дипломатия уже выступила с инициативой разработки или выдвинула проекты целого ряда крупномасштабных концептуальных документов (Концепции мира в XXI веке, документа о взаимодействии ООН с региональными международными Ь организациями и др.). Многие концептуальные наработки МИД России были востребованы в ООН — как, например, в случае с разработанной российским внешнеполитическим ведомством Концепцией мира в XXI веке, идеи которой в значительной степени легли в основу итогового документа Саммита тысячелетия 2000 г. 1.
XIV. Суммируя сказанное о роли и месте технологий информационно-пропагандистского воздействия как инструмента обеспечения внешнеполитических интересов государства, отметим, что адекватный вызовам современности государственный подход России к обновлению системы такого воздействия должен выстраиваться на основе научно обоснованной концепции, выделения соответствующих ресурсов и оказания организационной поддержки, а также контроля, отчетности и регулирования в последующем. Необходима также работа с российскими и зарубежными СМИ, участие заинтересованных негосударственных структур. Отдельные шаги в данном направлении сделаны (например, принятие Доктрины информационной безопасности России, Концепции формирования информационного общества в России и ряда других программ, открытие новых представительств государственных информагентств), но они явно недостаточны.
С другой стороны, активизация Россией усилий по формированию нового информационного порядка в мире способствовала бы созданию для нее в перспективе более благоприятной и дружественной информационной международной среды, облегчающей и регламентирующей на демократических принципах информационную работу по проведению в жизнь своих национальных интересов.
1 См.: Интервью постоянного представителя РФ при ООН С. В. Лаврова агентству ИТАР-* ТАСС // Дипломатический вестник. № 9, сентябрь 2000. С. 32.