Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и использование человеческого капитала в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С переходом к рыночной экономики появились расчеты человеческого капитала в целом, как сумма расходов на образования и здоровье человека. Это новое напрввление, присуще экономике образования, где эти расчеты делались более обосновано. В социалистическом обществе целью развития признавалось «полное и всестороннее развитие личности», в соответствии с этим образование выступало как самоцель… Читать ещё >

Содержание

  • Вв едени е
  • Глава I. МЕСТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • I. Человеческий капитал как совокупность производственных способностей человека II
    • 2. Человеческий капитал в концепции человеческого потенциала. Закон возвышения потребностей
  • Глава II. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. Воспроизводство человеческого капитала в рыночной и нерыночной экономике
    • 2. Институциональный аспект сохранения и приумножения человеческого капитала
    • 3. а к л ю ч е н и е

Формирование и использование человеческого капитала в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы"Современное состояние экономики России определяется постепенным формированием рыночного механизма, которое предполагает свободу экономическим субъектам хозяйствования, на основе формирования различных форм собственности (государственной, частной, смешанной) — открытость экономики и ее социальную направленность. За годы осуществления хозяйственных реформ можно было видеть как рыночные отношения проникают и охватывают все сферы народного хозяйстваоткрытость экономики, то есть ее включение в мировое хозяйство, возрастает по мере трансформации в экономику рыночного типапоследнее же направление — социальная направленность, человеческое измерение всех перестроечных процессов находится в кризисном состоянии и требует внимательного изучения, отражения в программах развития, в социально-экономической политиб©государства.

Изменения, происходящие в развитых странах мира^своими успехами обязаны осознанию того факта, что человек является частью общественного богатства, более того, является его создателем. Все этьт: положения нашли свое отражение в теории человеческого капитала, которая воплощает в себе совокупность знаний, квалификаций, навыков и ес©сумму затрат, которые направляются на эти цели.

Теория человеческого капитала, замалчивающаяся в отечественной науке или оценивающая ее только с критических позиций, оказала большое влияние на экономическую и социальную политику правительств многих стран мира в вопросах внимания к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы. В сфере международного сотрудничества в последнее десятилетие сформировалось самостоятельное направлениесодействие развитию человеческих ресурсов, генетическая связь которого с теорией человеческого капитала, не вызывает сомнения.

В отечественной экономической науке проблема человеческого капитала еще не привлекла к себе широкого внимания ученых, хотя в настоящий период необходимо иметь точное представление о том, каким человеческим капиталом обладает наша страна и насколько эффективно он используетсякакова его структура и соответствует ли она объективным потребностям общественного производства: насколько выгодно человеку вкладывать свои доходы в повышения уровня образования, получение новой квалификации, специальности и пр.

Все это вместе со значимостью самой проблемы развития человека свидетельствует об ее актуальности и необходимости исследования применительно к переходной эконоиике, к путям ее вывода из занятувшегося кризиса.

Степень разработанности проблемы. Своими корнями проблема человеческого капитала уходит в работы классиков политической экономии (А.Смит.Д.Рикардо, А. Маршалл, К. Маркс и др.). Однако широкое распространение и окончательное оформление она получила в начале 60-хх гг. в работах Я. Минсера, Г. Беккера, Т. Шульца, а также в работах Дж.М.КеЙнса, современных монетаристов, институционалистов и др. направлениях экономической мысли. В работах советских экономистов эта теория вначале рассматривалась в критическом плане (В.Гойло, М. Кольчугина, Р. Капелюшников), но в 90-х годах подходы к проблеме изменились, а становление рыночной экономики привело к пересмотру и переосмыслению сложившихся позиций, что положило начало и заложило основы отечественной теории человеческого капитала. Здесь помимо работ Р. Капелюшникова, следует отметить статьи В. П. Колесова, В. Радаева, А. Семенова, З. Сабирьяновой и др.

Определенный вклад в разработку проблемы внесли ученые, занимающиеся проблемами экономики образования: В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, Г. А. Егиазарян, В. П. Щетинин и др. Следует также отметить и работы ученых? занимающихся проблемами рынка труда: Н. Вишневская, И. Буш-марин, Н. Грачев, Н. Никифирова, В. Павленков и др., а также работы по проблемам теории переходного периода: А. Бузгалина, В.Радаева.

Вместе с тем, все перечисленные выше направления экономической науки, имеющей отношение к проблема человеческого капитала^ только первые шаги к исследованию этой сложной и важной проблемы, имеющей не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, ее дискуссионность обусловили выбор темы исследования, определили его цель и задачи.

Цель работы состоит в обосновании роли и значения человеческого капитала для развития экономикипоказать, что основным богатствс^общества является человек, его производственные и творческие способности.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи: обобщить различные концепции человеческого капитала и рассмотреть проблему как единство совокупности способностей человека (производственных и творческих) и вложения средств в их формирование и развитиерассмотретьчеловеческий потенциал и индекс его развития как важнейший показатель уровня развития человеческого капиталапроследить воспроизводство человеческого капитала в условиях рыночной и нерыночной экономических системпроанализировать человеческий капитал в институциональном аспекте и показать его значение для стабилизации и развития национальной экономики:

Постановка цели и задач предопределили структуру диссертации она состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и приложений, а также списка использованной литературы.

Предметом исследования является теория человеческого капитала, процесс ее становления, а также применение в развитых странах мира и в переходной экономике.

Объект исследования — современная экономика развитых стран Запада и Россииотношения возникающие в обществе по поводу использования человеческого капитала и связанных с ним: — отношений распределения.

Методологическую основу исследования составляют положения и выводы фундаментальных трудов, представителей различных экономических школ Запада, начиная с классиков политической экономии, основоположников теории человеческого капитала, а также работы отечественных экономистов, рассматривающих проблемы человеческого фактора, человеческого потенциала, воспроизводства рабочей силы, экономики образования.

Информационной базой работы стали материалы Госкомстата, Минэкономики, Федеральной службы занятости, а также Доклады экспертов ООН по проблемам развития человека, материалы экономических журналов и периодической печати.

Научная новизна работы, по мнению автора, состоит прежде всего в том, что она поднимает малоразработанный аспект в экономической теории, связанный в развитием человека, его способностей и возможностей, как основного источника богатства общества.

Наиболее существенные результаты, полученные автором, просматриваются в следующих положениях: обобщены основные положения человеческого капитала в западной и отечественной экономической литературе, сделан вывод о важном значении этого раздела экономической теории и необходимости его глубокого изучения и практического использования в программах реформирования экономики Россиипроанализирована логическая последовательность исследования человеческого капитала: совокупность производственных способностей человека, их структура и воплощение в трудовом потенциалесделан вывод о том, что и в условиях НТП роль человека в производстве остается главнойчеловек, его способности, трудовой потенциал создают национальное богатство общества и способствуют экономическому ростувыделены место и роль специалистов, работников творческого труда, обладающих высоким качествомчеловеческого капитала, в повышении эффективности производствапроанализированы основные принципы определения эффективности их труда (максимальный и оптимальный) — а также взаимоотношения между наемным работником и предпринимателемдано определение творческого потенциала предпринимателя, как совокупности специфических черт, которые характеризуют его личность и дают возможность успешно выполнять возложенные на него функции, извлекать синергический эффект из своей деятельности показана взаимосвязь человеческого капитала и человеческого потенциала, а индекс развития человеческого потенциала представлен как качественный показатель степени развития человеческого капитала на макро и глобальном уровнеобосновано действие закона возвышения потребностей, как следствие развития человеческого капитала за длительный период временивыявлены основные источники инвестирования в человеческий капитал, из которых наибольшее значение имеет капитал образова-ванияпроанализирована отдача от образования и его значение для стабилизации и вывода экономики из кризисасделан вывод о необходимость привлечения внимания государства к сохранению капитала образования с тем, чтобы поднять российскую экономику и предотвратить дальнейшую «утечку умов» заграницупроанализированы и сопоставлены отдельные этапы жизненного пути человека и издержки на их воспроизводство в условиях централизованно-планового хозяйства и в переходной экономике России, подчеркнуто, что по источникам инвестирования в человеческий капитал Россия приближается к странам с рыночной экономикой, но по объему они значительно отстают, что может принести ущерб стабилизации экономикирассмотрен институциональный аспект человеческого капитала как взаимосвязь и взаимодействие наемных работников, предпринимателей и государства, сделан вывод о том, что в нашей стране эти отношения только начинают складываться.

В работе имеются и другие элементы теоретической новизны, которые просматриваются в обобщении различных концепций, связанных с рассматриваемой проблемойанализе фактического материала и обобщении его, как по развитым странам мира, так и по Россия.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные научные результаты могут быть использованы в процессе преподавания экономической теории, экономики образования, истории экономических учений, а также в специальных курсах для повышения квалификации работников образования.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором на заседании кафедры экономической теории МПУ, на научно-теоретической конференции МПУ (апрель, 1997 г.), на семинарах работников образования в Душамбе (март, 1997 г.) — отражены в публикациях, общим объемом Б, 5 п.л.

— 144 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследование экономических проблем, связанных с формированием и использованием человеческого капиталапозволяют сделать следующие выводы иобобщения:

1.Современное состояние экономики показывает, что рыночные отношения постепенно охватывают все сферы народного хозяйства, возрастает открытость экономики России к мировому рынку, что говорит о действенности проводимых реформ, а социальное измерение всех перестроечных процессов находится в глубоком кризисе. Это положение подтверждается растущей безработицей, падением реальной заработной платы, обнищанием большей части населения, в том числе и наиболее квалифицированной его части — научных работников, учителей, врачей. Такое положение не способствует стабилизации экономики и в дальнейшем не сможет привести к росту производства, поскольку разрушается, деквалифицироется совокупная рабочая сила, человек, составляющий главное богатство общества. Отсюда проистекает значение теории человеческого капитала, необходимость ее внимательного изучения и использование применимельно к современной России.

2.Концепция человеческого капитала в ее современном виде появилась в начале 60-х гг в работах Г. Беккера, Я. Минсера, Т. Шульца, хотя ее истоки можно найти и в работах классиков политической экономии и их последователей. Непосредственным толчком к ее развитию послужила начавшаяся НТР, которая предъявила новые требования к качеству рабочей силы, к организации и управлению производством. Представители различных экономических школ на Западе и в нашей стране неоднозначно оценивают значение этой концепции и дают различное определения содержанию самого понятия «человеческий капитал.» .

Большая часть ученых видит в человеческом капитале, с одной стороны, совокупность всех затрат на развитие производственных качеств работника, а с другой стороны, совокупность знаний, навыков, мотиваций, которыми наделен человек и которые используются им в течение определенного времени для производства товаров и услуг.

С этой точки зрения рассматривается формирование и использование человеческого капитала в различных экономических системах (рыночного, нерыночного и переходного типа).

3.Совокупность производственных способностей человека включает в себя: физиологические способности (работоспособность) — психологические (темперамент и характер человека, позволяющие ему работать в коллективе) — интеллектуальные, отличающиеся в зависимости от уровня образования, квалификации, общей и экономической культуры — социальные способности, проявляющиеся в ценностных ориентирах человека. Все это в целом составляет трудовой потенциал работника, коллектива или общества в целом в зависимости от уровня анализа этой категории. Вместе с тем, при всей схожести понятий трудовой потенциал включает в себя помимо всех производственных способностей человека, еще накопленный производственный опыт и навыки, что дается только трудовой деятельностью.

4. Трудовой потенциал рассматриваемый^ стороны качественных характеристикразличается уровнем общеобразовательной и специальной подготовки работника, с количественнойизмеряется производительной силой труда и конечными результатами. Проблема рассматривается и со стороны соотношения живого и овеществленного труда или взаимоотношения труда и капитала, точнее, человеческого капитала и овеществленного капитала, который представляют наемные работники и собственник средств производства. Исследованияприводят к выводу о том, что НТР и НТП не приводят к обесценению живого труда, а вносят новый компонентзнание, которое приобретает относительную самостоятельность и преобладающее значение в экономической деятельности людей по сравнению с остальными традиционными компонентами. Видимость возрастающей значимости овеществленного труда проистекает из того, что вещественные и личный компонент производительных сил измеряются в несопоставимых величинах: первые в денежном выражении на затраты оборудованиявторой — в численности рабочей силы. При применении к обоим факторам одинаковых подходов картина получается иная, поскольку стоимость подготов ки высококвалифицированного работника обходится. — значительно дороже. Однако и отдача от использования такого работника также очень высокая.

5. Теория человеческого капитала получила практическое преломление в новых методах организации производства, управления рабочей силой в целом ряде промышленно развитых стран. В Японии она известна как система «тойотизма», которая ориентирована на постоянное улучшение качества труда, продукции и увеличение производительности труда, в гуманизации производства и труда, что проявляется в заинтересованности работника постоянно повышать свою квалификацию, совершенствовать мастерство. Среди отечественных экономистов сложилось мнение об эксплуататорской сущности этой системы. В работе приводятся расчеты «нормы эксплуатации» при социализме, которую отрицали экономисты-марксисты в прошлом, опираясь на преимущества социализма.

6.Теория человеческого капитала получила новый импульс к своему развитию в работах Б. Белла и А. Тоффлера, которые создали концепцию постиндустриального общества, в котором ведущую роль в экономике занимает сфера услугосновным принципом является первостепенное значение теоретического знания, которому принадлежит роль направляющей силы социальных измененийосновной социальной.

— 147 силой становится «новый класс», состоящий из специалистов и интеллектуалов, монополизирующих знание и превращающих его в источник власти. В этом обществе приобретают особое значение знания, информация, интеллектуальная собственность. Отсюда необходимость перестройки системы образования, подготовки специалистов.

В России, с переходом к рынку, понятие «интеллектуальная собственность» начала принимать правовое оформление, появляются новые профессиипатентные поверенные, оценщики. Основная ценность интеллектуальной собственности на рынке состоит в том, что это в настоящее время единственно законный путь монополизации производства новых товаров и услуг с высококачественными потребительскими свойствами. Интеллектуальная собственность есть показатель развития человеческого капитала и человеческого потенциала.

7.Качественные преобразования, происходящие в странах с развитой рыночной экономикой, своими корнями уходят к развитие самого человека, который рассматривается не только как производительная сила общества, но и как носитель новых потребностей, как созидательная сила общества. Человеческий капитал приобрел новое измерение через человеческий потенциал, который позволяет анализировать качество жизни в данной стране, но и сопоставлять с другими странами. Концепция человеческого потенциала включает четыре компонента: продуктивность, равенство, устойчивость и расширение возможностей. На мировом уровне стала разрабатываться проблема развития человека, связь между экономическим ростом и развитием человекадискуссия по этой проблеме не закончена, но был сделан вывод о том, что экономический рост является необходимым, но не единственным элементом развития человека.

Международная комиссия ООН по развитию человека пришла к необходимости измерения индекса человеческого развития, который подсчитывается в 174 странах и дает возможность судить о том, как развивается человеческий потенциал в различных странах мира. ИРЧП содержит три показателя: ожидаемую продолжительность жизниуровень образованияреальный ВВП, что отражает достойный уровень жизни. Анализ показателей ИРЧП показывает, что в 90-х гг. на первое место по этим показателям вышли Канада, США, Япония, Россия занимает 52 место среди 63 стран, относящихся к развитым странам мира.

8.Рассмотрение проблемы человеческого потенциала, как одного из показателей развития человеческого капитала, привело к выводу о том, что развитие общества приводит к возрастанию потребностей человека не только в материальных благах, но и ¿-¡-Ьбразовании, культуре, то есть во всех странах мира действует закон возвышения потребностей. Рост качества человеческого капитала со временем приводит к возвышению потребностей людей, к изменению качества их жизни, что отражается: на экономическом и социальном развитии человеческого общества.

Применительно в экономике России переходного периода можно говорить о возвышении потребностей отдельных слоев населения, которые получают высокие доходы и доступ к материальным и духовным благам, который раньше были недоступен. Для остальных членов общества становление рыночного механизма привелок ухудшению в таких отраслях как образование, наука, здравоохранение. Все это требует резкого изменения курса проводимых реформ и поворота социально-экономической политики государства к человеку, его потребностям, к качеству его жизни.

9.Человеческий капиталэто не только совокупность производительных способностей ' работника, человека, но и затраты на их приобретение, использование, воспроизводство. К основным видам инвестиций в человека относятся затраты на образование, производственную подготовку, здравоохранение, миграцию, а также на воспитание детей. Эти инвестиции имеют свои особенности: доходность от них зависит от предстоящего срока его службыон подвержен износу с Обратным знаком? по мере его использования ценность и объем его не убывают, а увеличиваютсяПо мере накопления человеческого капитала, его доходность возрастаетон выступает ключевым ресурсом при его воспроизводстве в следующем поколении. Основные виды инвестиций составляют капитал образования и капитал здоровья.

Инвестиции в свое образование человек вкладывает тогда, когда рассчитывает получить от них выгоду. Затраты имеютдве формы: явные затраты на курс обучения, и неявные (упущенные возможности) получения какого-либо заработка в течение всего срока обучения. Выгоды и затраты принадлежат разным периодам времени, а потому человек должен сравнить сегодняшнюю ценность ожидаемых выгод с сегодняшней ценностью затрат. Рациональный инвестор будет вкладывать капитал до достижения такого уровня образования, при котором предельные выгоды образования покрывают предельные затраты. В экономике приводятся формулы, которые отражают взаимосвязи между этими показателями (затратами и выгодами). В нерыночной экономике (централизованно-плановая) также делались расчеты, показывающие эффективность образования. Этот показатель был аналогичен показателю фондоемкости или наукоемкости и служит одновременно показателем интеллектуалоемкости производства (соотношение затрат на образование к новой стоимости или валовому национальному доходу). 3 этой связи определялся вклад образования в повышение производительной силы труда. Зависиность между уровнем образования и производительностью труда неявная, инвестиции в человеческий капитал и образовательная структура рабочей силы должна быть оптимальной, чрезмерный рост образования не способствует росту эффективности эффективности труда. Приближение фактической структуры образования к оптимальной имеет смысл продолжать лишь до того предела, пока это экономически оправдано. Образование, по мнению отдельных экономистов, выступает не как причина или источник экономического роста, а как условие реализации возможностей, открывающихся в ходе поступательного развития науки и техники (что в свою очередь также зависит от качества человеческого капиталам).

Вложения в человеческий капитал (в данном случае в капитал образования) -это потенциальный источник экономического роста. Источником фактического роста он становится тогда, когда имеется достаточное количество рабочих мест, где эти вложения, будучи применены, смогут производительно использоваться, то .-есть когда соблюдается количественное и качественное соответствие между структурными характеристиками совокупной рабочей силы и объективными потребностями экономики, а на уровне предприятиясоблюдается соответствие между факторами производства и достигается оптимальная производительность труда.

Исследования показывают на связь уровня образования и квалификации с материальными стимулами: системой оплаты труда, вознаграждениями и льготами, которые проявляются в фирмах, где введена система участия.

10.В странах плановой экономики широко анализировалась проблема воспроизводства рабочей силы, делались расчеты стоимости всего жизненного пути человека. По существу эти расчеты можно отнести к определению человеческого капитала в условиях нерыночной экономики. Воспроизводство рабочей силы анализировалось по стадиям производства, распределения и использования на уровнях народного хозяйства, предприятия и отдельного работника. Основными источниками являлись средства семьи, предприятия и государства.

С переходом к рыночной экономики появились расчеты человеческого капитала в целом, как сумма расходов на образования и здоровье человека. Это новое напрввление, присуще экономике образования, где эти расчеты делались более обосновано. В социалистическом обществе целью развития признавалось «полное и всестороннее развитие личности», в соответствии с этим образование выступало как самоцель и не подлежало экономической оценке. В практическом плане вложение средств в образование и подготовку работников, совмещалось с остаточным принципом финансирования, что сохраняется до сего времени. С переходом к рынку человеческий капитал оказался в уязвимом положении, что сказалось на системе подготовки работника, положении на рынке труда, а главное, стало стимулировать «утечку умов.» Расчеты экспертов ООН свидетельствуют о том, что Россия ежегодно теряет от «утечки умов» 3 млрд долл., а с учетом упущенных возможностей — 50−60 морл.долл., а США получают дополнительно за ' счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов до 100 млрд долл. Все это свидетельствует о том, что основным богатством общества является человек, обладающий высокой квалификацией и знаниями.

II.В развитых странах мира развитие человека, его творческого потнциала, отдача от него в экономике в целом или на уровне предприятия связывается с институционализмом, как системе отношений мевду хозяйствующими субъектами, трудом и капиталом, отношение к человеческому капиталу в целом, оформленные нормами права, законами государства. Институты — набор правил, воздействующих и определяющих общественные ' взаимоотношения особым образом, знанием которых должны обладать все члены общества. Само понятие «институт» включает государство, корпорации, профсоюзы, коллективы работников, налоги и пр.

На уровне предприятия институционализм проявляется в управлении трудом, человеческим капиталом, во взаимоотношениях профсоюзов с администрацией предприятия и с государством.

Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития привел к новой парадигме управления, в основе которой лежит ориентация не на рынок и на производство, а на внешнюю среду, в которой действует предприятие^и на человека, как его главный ресурс. В последние годы применяются нетрадиционные способы воздействия на эффективность труда работников: вводится гибкое, паритетное управление производством, ориентированное на привлечение ра-^тников к управлению производственно-техническим и хозяйственным процессамипоощрение накопления и передачи опыта, знаний, идей, «ноу-хау» в управленческих подразделениях фирмы. Изменяются формы и методы организации труда, происходит переход от индивидуальной организации труда к групповойизменяется организация рабочего времени, переход к гибким формам режима работы, поощрение труда свободным временем. Возникло новое отношение к собственности, происходит диверсификация ее форм, появилась новая ее форма-интеллектуальная .

12.Институциональный аспект развития человеческого капитала в некоторых странах мира связан с разработкой программ участия наемных работников в собственности предприятия, которая проходит через продажу акций своим работникам. В результате средний доход наемного работника от участия в программах составляет 10% ежемесячного заработка, а за 20 лет накопления, за счет владения внутренними акциями, могут составить в США около 120 тыс. долл. Программы участия дают определенную выгоду и предприятию: повышают производительность труда, улучшают социальный климат в коллективе.

13.В ряде стран возникает другая линия взаимодействийпрофсоюз-администрация, которые заключают специальные соглашения с администрацией по тарифным расценкам, компенсации к заработной плате в зависимости от уровня инфляции, по нормированию труда и пр. Программы участия и профсоюзы оказывают влияние на распределение доходов и на рынок труда. Премиальные выплаты учитывают качество человеческого капитала и его отдачуОднако система распределения строится в зависимости от того, какая система распределения при этом принимаетсяих три: система СтэндонаРакера и Ипрошеар, которые различаются между собой подходами, Первая основана на премировании работников за экономию рабочего временивтораябазируется на распределении между работниками и компанией издержек на заработную плату, полученную в результате повышения выработки, на одного работникатретья — базируется на премировании работника .за счет увеличения объема условно-чистой продукции на один доллар заработной платы. Все приведенные и используемые на предприятиях методы распределения доходов могут повысить эффективность трудовой деятельности, но они неполностью отвечают понятию социальной справедливости. Это в свою очередь зависит от внешних факторов, например, от уровня взимаемых налогов. Все это повышает значимость социального партнерства между профсоюзом и предпринимателями.

14.Социальное партнерство получило широкое распространение в странах с социальной ориентацией — ФРГ, Скандинавские государства. В этих странах складываются трехсторонние отношения, к партнерству присоединяется государство.

В России, экономика которой находится с переходном состоянии от централизованно-плановой к рыночной, социальное партнерство до сего времени остается в виде формальных соглашений: профсоюзы только начинают обретать права в деле защиты социальных прав своих членов и заявляют протесты. администрации предрриятия и государству.

15.Институциональный аспект человеческого капитала связан с рынком труда, через который проходят, скрещиваясь в нем, два потока: развитие экономики (материально-технические элементы и структуры) и развитие человекаего общей и произвдственной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств. На рынке труда реализуются возможности свободного выбора профессии, отрасли, места деятельности, поощряемые приоритетными предложениями, Рынок •. труда является органической частью экономики развитых государств мира. В переходной экономике России до становления цивилизованного рынка труда еще далеко: уровень безработицы и социальной защищенности не отвечает стандарту развитого государствасуществуют различия в региональных рынках труда и в уровне безработицымобильность рабочей силы идет в направлении «город-село» в регионах, где закрываются предприятияквалифицированные работники стремятся покинуть страну и выезжают за ее пределыв Россию направляются беженцы из стран быв. СССР, что затрудняет проведение активной политики на рынке труда.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что в России возник кризис человеческого капитала, без выхода из которого в ближайшем будущем, резко ослажнитуся экономическая и социальная ситуация в стране. Восстановить потери человеческого капитала несравненно сложнее, чем физического. В этой ситуации необходима четкая, рациональная экономическая и социальная политика, направленная на сохранения самого ценного достояния общества — квалифицированной рабочей силы, работников просвещения, науки, здравоохранения. В этом состиит перспектива развития и подъема России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление.-М., 1988.
  2. Е. Соииально-трудовые проблемы российской экономики в 1995 г.// РЭЖ, 1995, Л 10.
  3. Ы. Десять проблем современной теории распределения.- В кн. Современная экономическая мысль.-М., 1981.
  4. И.В. Рынок труда в современной экономике.// Общество и экономика, 1994, № I.
  5. С. " Тойотизм «как новая форма взаимоотношения труда и капитала. // Вопросы экономики, 1994, № 3.
  6. Дж. Р. Теории экономического развития. В кн. Современная экономическая мысль.- М.-, 1981.
  7. Л. Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда.- С.-Пб., 1985.
  8. Э. О «посттейлоризме «и"человеческом капитале».// МЭ и МО, 1995, № II.
  9. Л.С. Мышление и речь. Собрание соч. в 6-ти томах.- М., 1982.
  10. Ю.Врублевский Б. К. Развитой социализм: труд и Н.Т.Р.-М., 1984.
  11. П.Грейсон Лж., 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века.- М., 1990.
  12. А.Г. Издержки воспроизводства рабочей силы.// Общество и экономика, 1995, № 9.
  13. В.М. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы.- М., 1995.
  14. В.Б. Воспроизводство рабочей силы в условиях современного капитализма.- М.1995.
  15. Н., Иванов Н. и др. Развитие «экономического участия» в передовых странах Запада.// МЭ и МО, 1990, № 5.
  16. А. Факторы лидерства предприятия.// Человек и труд., 1992, И I.
  17. С. Эволюция отношений собственности : форма-содержание.// Экономист., 1997, # 2.
  18. Дал Г., Кент С., Морган С. Прибыль на инвестиции в трудовые ресурсы.- Минск, 1993.
  19. Доклад экспертов ООН о развитии человека за 1995 г.-Ныо-Йорк, Оксфорд.// Общество и экономика., 1996, № 5.
  20. Э. Исследования различий в темпах экономического роста.- М., 1971.
  21. Дискуссия по проблемам развития человека. Программа развития ООН. // Общество и экономика., 1996, № 5.
  22. М. Полемика социальных расходов в современной России. // Вопросы экономики., 1936, ^ 1С.
  23. А. Становление социального партнерства.// РЭЖ, 1395, 10.
  24. А., КузяеЕ К. Корпорация «ЗМ »: слагаемые успеха.// МЭ и МО, 1990, Л 10.
  25. Н. Развитие форм собственности на современном производстве.// МЭ и МО, 1992, № 3.
  26. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.-И.1986.
  27. Капелютников Р., Албегова и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации.// Общество и экономика, 1993, № 10.
  28. В. Экономическая эффективность образования.// Вопросы экономики., 1977, J& 9.
  29. Дж. Экономический рост и формирование капитала.- М., 1978.
  30. П. Этот человеческий мир.- M. I988.
  31. Дж. Б. Распределение богатства.- М. 1934.
  32. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства.- М., 1990.
  33. Д. Фактор морали в конкурентном успехе японских фирм.// Человек и труд., 1991, № 3.
  34. А.Н., Рославпев В. В., Сорохтин A.B. Организация управления и подготовка персонала в японских компаниях.-М., 1988.
  35. Красинец Е."Баранова Н. Трудовая миграция в Россию из ртран ближнего зарубежья.// Вопросы экономики., 1996, № I.
  36. Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и разум.- М., 1982.
  37. . Рынок интеллектуальной собственности.// Экономика и жизнь., 1996, № 2.
  38. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках.-М., ПСС, T.I.
  39. Д. Курс социально-экономического возрождения России// Российский экономический журнал, 1994, № I.
  40. К. Капитал. Соч.ТТ. 3- 23- 25, ч.1.
  41. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12,23,46.
  42. К., Брю С. Экономикс.- М., 1992.
  43. Я. «Тойота».Методы эффективного управления.- М., 1989.
  44. A.A. Рынок труда : занятость и безработица.1. М.19Э1.
  45. А. Стоимость рабочей силы.// Общество и экономика, 1995, № 2.
  46. Д. Институциональные изменения : рамки анализа. Доклад на конференции по проблемам экономических реформ в России.-Вашингтон, 1396.// Вопросы экономики., 1Ь97, № 3.
  47. Ораб-Оглы Э. Поколения лздей к поколения машин.// Коммунист, 1997, & 2.а. Панорама экономической перестройки, — :"•{Экономика, 1990.
  48. А. Человеческое качество.- М., 1980.
  49. А.С. Трудовой патеншал в системе управления производством.- №., 1983.
  50. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.-М., 1986.
  51. А.С. Проблемы редукиии труда при социализме.-М., 1987.
  52. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.- М., 1992.
  53. Россия на пути к 2000 г.// Вопиосы экономики, 1996, № 2.
  54. Н.В. Эволюция и перестройка экономических отношений.-С.-Пб., 1994.
  55. Роберт М., Фальмер. Энциклопедия современного управления. -М., 1992.
  56. В. Социалистические подходы к анализу рынка труда.// Российский экономический журнал, 1995, № 4.
  57. Социальные технологии в системе производства.- М. 1993, т.I.
  58. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран.-Минск, 1993, т. 2.
  59. В.Б. Эволюция рабочей силы: качественная характеристика// США: Экономика. Политика. Идеология. 1990, № 5.
  60. Г. П., Чижова Л. С. Трудовой потенциал страны.-М., 1982.
  61. Э. Психопедагогика.- М., 1984.
  62. Сей Ж. Б. Трактат политической экономии.- М. 1986.
  63. Т., Вооутилайнен Э., Пореине П. Управление по результатам.- М., 1993.
  64. Современный капитализм: проблемы рабочей силы.- М., 1985.
  65. А. Рынок труда и стоимость рабочей силы.// Социалистический труд, 1990, № 6.
  66. В. Политэкономические проблемы воспроизводства рабочей силы при социализме.- М., 1992.
  67. К.З. Инвестиции в человеческий капитал : теоретический и экономический анализ.- Екатеринбург, 1993.
  68. С. «Утечка» умов и технологическая безопасность России.// РЭЖ, 1996, № 3.
  69. А. Есть ли у нас шанс на социальное партнерство? // РЭЖ, 1995, № 10.
  70. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М., 1985.
  71. А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала.// МЭ и МО. 1995, № 9.
  72. А. О «человеческом капитале» и «детейлэризме».// МЭ и МО, 1396, № II.
  73. А. Третья волна.// США: Экономика. Политика. Идеология., 1982, $ 7.
  74. В. К вопросу о повышении эффективности живого труда. Таллин, 1988.
  75. В. Интеллектуальная эмиграция.//Экономическая газета, март, 1997.
  76. Тенденции экономического развития России в 1995 г.// Вопросы экономики, 1996, № 2.
  77. Управление трудом: мнение американских ученых.- М., 1991.
  78. С. Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.-М., 1993.
  79. Й. Теория экономического развития.- М.:Прогресс, 1992.
  80. Г. Партнерство в условиях социальной рыночной экономики.// Человек и труд., 1990, № 9.
  81. Г. Оздоровление экономики и занятость.// Человек и труд, 1990, J6 I.
  82. .П. Стоимость рабочей силы и затраты на обучение.// МЭ и МО, 1989, № 6.
  83. В. П. Дроменков H.A., Рябушкин B.C. Экономика образавания.- М. 1994.
  84. Экономическая школа. Т.2.- С.-Пб., 1993.
  85. А. Радиальная экономическая теория.В кн. Современная экономическая мысль.- М., 1981.
  86. Экономическая мысль Запада.- М.:Прогресс, 1981.
  87. Ю. Социальная цена экономических преобразований.// Общество и экономика, 1996, № 9.
  88. Вопросы экономики, 1996, № 10.
  89. УО. Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 5.
  90. Независимая газета, 1994, 17 ноября.
  91. Человек и труд, 1994, Je- 3.
  92. Экономика и жизнь. Приложение «Ваш партнер», 1997, март.95. Экономист, 1997, № 2.
  93. Min’cl J, P-topess ih Huroan Ccp>ht 0/ ihe failli luHon 0f
  94. TKe Pexi>ov>cf qE ^cornes.
  95. H Johsoh H. Tovmds a Urtnnuhxzd CupiW Accu nu lob on App^oachio ?conomic hlvePopment. ~?conomk of? ducoflo* t 9L Uucaiton, Jncone ahd Hurnun Caortot№>Y. jQJO.
  96. Toffl ez A. htvitws and p? cm
  97. Aulor>7 &ook t Mb. 10f. ThtdUstmi nation of infoirv, fli! on }nl\ilto'd cf Me piaMy ofwkinj fren^o ,
  98. TJen’isoo f.F. Tzen^S m Awiican? corwn/'c (r?uuih 1SI9-Wln Washington, The &7ookijS MMuie, M5.06. /Subi (r.$. The Uumon CapMut. Chiche. ' Mi ^
Заполнить форму текущей работой