Актуальность проблемы"Современное состояние экономики России определяется постепенным формированием рыночного механизма, которое предполагает свободу экономическим субъектам хозяйствования, на основе формирования различных форм собственности (государственной, частной, смешанной) — открытость экономики и ее социальную направленность. За годы осуществления хозяйственных реформ можно было видеть как рыночные отношения проникают и охватывают все сферы народного хозяйстваоткрытость экономики, то есть ее включение в мировое хозяйство, возрастает по мере трансформации в экономику рыночного типапоследнее же направление — социальная направленность, человеческое измерение всех перестроечных процессов находится в кризисном состоянии и требует внимательного изучения, отражения в программах развития, в социально-экономической политиб©государства.
Изменения, происходящие в развитых странах мира^своими успехами обязаны осознанию того факта, что человек является частью общественного богатства, более того, является его создателем. Все этьт: положения нашли свое отражение в теории человеческого капитала, которая воплощает в себе совокупность знаний, квалификаций, навыков и ес©сумму затрат, которые направляются на эти цели.
Теория человеческого капитала, замалчивающаяся в отечественной науке или оценивающая ее только с критических позиций, оказала большое влияние на экономическую и социальную политику правительств многих стран мира в вопросах внимания к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы. В сфере международного сотрудничества в последнее десятилетие сформировалось самостоятельное направлениесодействие развитию человеческих ресурсов, генетическая связь которого с теорией человеческого капитала, не вызывает сомнения.
В отечественной экономической науке проблема человеческого капитала еще не привлекла к себе широкого внимания ученых, хотя в настоящий период необходимо иметь точное представление о том, каким человеческим капиталом обладает наша страна и насколько эффективно он используетсякакова его структура и соответствует ли она объективным потребностям общественного производства: насколько выгодно человеку вкладывать свои доходы в повышения уровня образования, получение новой квалификации, специальности и пр.
Все это вместе со значимостью самой проблемы развития человека свидетельствует об ее актуальности и необходимости исследования применительно к переходной эконоиике, к путям ее вывода из занятувшегося кризиса.
Степень разработанности проблемы. Своими корнями проблема человеческого капитала уходит в работы классиков политической экономии (А.Смит.Д.Рикардо, А. Маршалл, К. Маркс и др.). Однако широкое распространение и окончательное оформление она получила в начале 60-хх гг. в работах Я. Минсера, Г. Беккера, Т. Шульца, а также в работах Дж.М.КеЙнса, современных монетаристов, институционалистов и др. направлениях экономической мысли. В работах советских экономистов эта теория вначале рассматривалась в критическом плане (В.Гойло, М. Кольчугина, Р. Капелюшников), но в 90-х годах подходы к проблеме изменились, а становление рыночной экономики привело к пересмотру и переосмыслению сложившихся позиций, что положило начало и заложило основы отечественной теории человеческого капитала. Здесь помимо работ Р. Капелюшникова, следует отметить статьи В. П. Колесова, В. Радаева, А. Семенова, З. Сабирьяновой и др.
Определенный вклад в разработку проблемы внесли ученые, занимающиеся проблемами экономики образования: В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, Г. А. Егиазарян, В. П. Щетинин и др. Следует также отметить и работы ученых? занимающихся проблемами рынка труда: Н. Вишневская, И. Буш-марин, Н. Грачев, Н. Никифирова, В. Павленков и др., а также работы по проблемам теории переходного периода: А. Бузгалина, В.Радаева.
Вместе с тем, все перечисленные выше направления экономической науки, имеющей отношение к проблема человеческого капитала^ только первые шаги к исследованию этой сложной и важной проблемы, имеющей не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, ее дискуссионность обусловили выбор темы исследования, определили его цель и задачи.
Цель работы состоит в обосновании роли и значения человеческого капитала для развития экономикипоказать, что основным богатствс^общества является человек, его производственные и творческие способности.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи: обобщить различные концепции человеческого капитала и рассмотреть проблему как единство совокупности способностей человека (производственных и творческих) и вложения средств в их формирование и развитиерассмотретьчеловеческий потенциал и индекс его развития как важнейший показатель уровня развития человеческого капиталапроследить воспроизводство человеческого капитала в условиях рыночной и нерыночной экономических системпроанализировать человеческий капитал в институциональном аспекте и показать его значение для стабилизации и развития национальной экономики:
Постановка цели и задач предопределили структуру диссертации она состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и приложений, а также списка использованной литературы.
Предметом исследования является теория человеческого капитала, процесс ее становления, а также применение в развитых странах мира и в переходной экономике.
Объект исследования — современная экономика развитых стран Запада и Россииотношения возникающие в обществе по поводу использования человеческого капитала и связанных с ним: — отношений распределения.
Методологическую основу исследования составляют положения и выводы фундаментальных трудов, представителей различных экономических школ Запада, начиная с классиков политической экономии, основоположников теории человеческого капитала, а также работы отечественных экономистов, рассматривающих проблемы человеческого фактора, человеческого потенциала, воспроизводства рабочей силы, экономики образования.
Информационной базой работы стали материалы Госкомстата, Минэкономики, Федеральной службы занятости, а также Доклады экспертов ООН по проблемам развития человека, материалы экономических журналов и периодической печати.
Научная новизна работы, по мнению автора, состоит прежде всего в том, что она поднимает малоразработанный аспект в экономической теории, связанный в развитием человека, его способностей и возможностей, как основного источника богатства общества.
Наиболее существенные результаты, полученные автором, просматриваются в следующих положениях: обобщены основные положения человеческого капитала в западной и отечественной экономической литературе, сделан вывод о важном значении этого раздела экономической теории и необходимости его глубокого изучения и практического использования в программах реформирования экономики Россиипроанализирована логическая последовательность исследования человеческого капитала: совокупность производственных способностей человека, их структура и воплощение в трудовом потенциалесделан вывод о том, что и в условиях НТП роль человека в производстве остается главнойчеловек, его способности, трудовой потенциал создают национальное богатство общества и способствуют экономическому ростувыделены место и роль специалистов, работников творческого труда, обладающих высоким качествомчеловеческого капитала, в повышении эффективности производствапроанализированы основные принципы определения эффективности их труда (максимальный и оптимальный) — а также взаимоотношения между наемным работником и предпринимателемдано определение творческого потенциала предпринимателя, как совокупности специфических черт, которые характеризуют его личность и дают возможность успешно выполнять возложенные на него функции, извлекать синергический эффект из своей деятельности показана взаимосвязь человеческого капитала и человеческого потенциала, а индекс развития человеческого потенциала представлен как качественный показатель степени развития человеческого капитала на макро и глобальном уровнеобосновано действие закона возвышения потребностей, как следствие развития человеческого капитала за длительный период временивыявлены основные источники инвестирования в человеческий капитал, из которых наибольшее значение имеет капитал образова-ванияпроанализирована отдача от образования и его значение для стабилизации и вывода экономики из кризисасделан вывод о необходимость привлечения внимания государства к сохранению капитала образования с тем, чтобы поднять российскую экономику и предотвратить дальнейшую «утечку умов» заграницупроанализированы и сопоставлены отдельные этапы жизненного пути человека и издержки на их воспроизводство в условиях централизованно-планового хозяйства и в переходной экономике России, подчеркнуто, что по источникам инвестирования в человеческий капитал Россия приближается к странам с рыночной экономикой, но по объему они значительно отстают, что может принести ущерб стабилизации экономикирассмотрен институциональный аспект человеческого капитала как взаимосвязь и взаимодействие наемных работников, предпринимателей и государства, сделан вывод о том, что в нашей стране эти отношения только начинают складываться.
В работе имеются и другие элементы теоретической новизны, которые просматриваются в обобщении различных концепций, связанных с рассматриваемой проблемойанализе фактического материала и обобщении его, как по развитым странам мира, так и по Россия.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные научные результаты могут быть использованы в процессе преподавания экономической теории, экономики образования, истории экономических учений, а также в специальных курсах для повышения квалификации работников образования.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором на заседании кафедры экономической теории МПУ, на научно-теоретической конференции МПУ (апрель, 1997 г.), на семинарах работников образования в Душамбе (март, 1997 г.) — отражены в публикациях, общим объемом Б, 5 п.л.
— 144 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследование экономических проблем, связанных с формированием и использованием человеческого капиталапозволяют сделать следующие выводы иобобщения:
1.Современное состояние экономики показывает, что рыночные отношения постепенно охватывают все сферы народного хозяйства, возрастает открытость экономики России к мировому рынку, что говорит о действенности проводимых реформ, а социальное измерение всех перестроечных процессов находится в глубоком кризисе. Это положение подтверждается растущей безработицей, падением реальной заработной платы, обнищанием большей части населения, в том числе и наиболее квалифицированной его части — научных работников, учителей, врачей. Такое положение не способствует стабилизации экономики и в дальнейшем не сможет привести к росту производства, поскольку разрушается, деквалифицироется совокупная рабочая сила, человек, составляющий главное богатство общества. Отсюда проистекает значение теории человеческого капитала, необходимость ее внимательного изучения и использование применимельно к современной России.
2.Концепция человеческого капитала в ее современном виде появилась в начале 60-х гг в работах Г. Беккера, Я. Минсера, Т. Шульца, хотя ее истоки можно найти и в работах классиков политической экономии и их последователей. Непосредственным толчком к ее развитию послужила начавшаяся НТР, которая предъявила новые требования к качеству рабочей силы, к организации и управлению производством. Представители различных экономических школ на Западе и в нашей стране неоднозначно оценивают значение этой концепции и дают различное определения содержанию самого понятия «человеческий капитал.» .
Большая часть ученых видит в человеческом капитале, с одной стороны, совокупность всех затрат на развитие производственных качеств работника, а с другой стороны, совокупность знаний, навыков, мотиваций, которыми наделен человек и которые используются им в течение определенного времени для производства товаров и услуг.
С этой точки зрения рассматривается формирование и использование человеческого капитала в различных экономических системах (рыночного, нерыночного и переходного типа).
3.Совокупность производственных способностей человека включает в себя: физиологические способности (работоспособность) — психологические (темперамент и характер человека, позволяющие ему работать в коллективе) — интеллектуальные, отличающиеся в зависимости от уровня образования, квалификации, общей и экономической культуры — социальные способности, проявляющиеся в ценностных ориентирах человека. Все это в целом составляет трудовой потенциал работника, коллектива или общества в целом в зависимости от уровня анализа этой категории. Вместе с тем, при всей схожести понятий трудовой потенциал включает в себя помимо всех производственных способностей человека, еще накопленный производственный опыт и навыки, что дается только трудовой деятельностью.
4. Трудовой потенциал рассматриваемый^ стороны качественных характеристикразличается уровнем общеобразовательной и специальной подготовки работника, с количественнойизмеряется производительной силой труда и конечными результатами. Проблема рассматривается и со стороны соотношения живого и овеществленного труда или взаимоотношения труда и капитала, точнее, человеческого капитала и овеществленного капитала, который представляют наемные работники и собственник средств производства. Исследованияприводят к выводу о том, что НТР и НТП не приводят к обесценению живого труда, а вносят новый компонентзнание, которое приобретает относительную самостоятельность и преобладающее значение в экономической деятельности людей по сравнению с остальными традиционными компонентами. Видимость возрастающей значимости овеществленного труда проистекает из того, что вещественные и личный компонент производительных сил измеряются в несопоставимых величинах: первые в денежном выражении на затраты оборудованиявторой — в численности рабочей силы. При применении к обоим факторам одинаковых подходов картина получается иная, поскольку стоимость подготов ки высококвалифицированного работника обходится. — значительно дороже. Однако и отдача от использования такого работника также очень высокая.
5. Теория человеческого капитала получила практическое преломление в новых методах организации производства, управления рабочей силой в целом ряде промышленно развитых стран. В Японии она известна как система «тойотизма», которая ориентирована на постоянное улучшение качества труда, продукции и увеличение производительности труда, в гуманизации производства и труда, что проявляется в заинтересованности работника постоянно повышать свою квалификацию, совершенствовать мастерство. Среди отечественных экономистов сложилось мнение об эксплуататорской сущности этой системы. В работе приводятся расчеты «нормы эксплуатации» при социализме, которую отрицали экономисты-марксисты в прошлом, опираясь на преимущества социализма.
6.Теория человеческого капитала получила новый импульс к своему развитию в работах Б. Белла и А. Тоффлера, которые создали концепцию постиндустриального общества, в котором ведущую роль в экономике занимает сфера услугосновным принципом является первостепенное значение теоретического знания, которому принадлежит роль направляющей силы социальных измененийосновной социальной.
— 147 силой становится «новый класс», состоящий из специалистов и интеллектуалов, монополизирующих знание и превращающих его в источник власти. В этом обществе приобретают особое значение знания, информация, интеллектуальная собственность. Отсюда необходимость перестройки системы образования, подготовки специалистов.
В России, с переходом к рынку, понятие «интеллектуальная собственность» начала принимать правовое оформление, появляются новые профессиипатентные поверенные, оценщики. Основная ценность интеллектуальной собственности на рынке состоит в том, что это в настоящее время единственно законный путь монополизации производства новых товаров и услуг с высококачественными потребительскими свойствами. Интеллектуальная собственность есть показатель развития человеческого капитала и человеческого потенциала.
7.Качественные преобразования, происходящие в странах с развитой рыночной экономикой, своими корнями уходят к развитие самого человека, который рассматривается не только как производительная сила общества, но и как носитель новых потребностей, как созидательная сила общества. Человеческий капитал приобрел новое измерение через человеческий потенциал, который позволяет анализировать качество жизни в данной стране, но и сопоставлять с другими странами. Концепция человеческого потенциала включает четыре компонента: продуктивность, равенство, устойчивость и расширение возможностей. На мировом уровне стала разрабатываться проблема развития человека, связь между экономическим ростом и развитием человекадискуссия по этой проблеме не закончена, но был сделан вывод о том, что экономический рост является необходимым, но не единственным элементом развития человека.
Международная комиссия ООН по развитию человека пришла к необходимости измерения индекса человеческого развития, который подсчитывается в 174 странах и дает возможность судить о том, как развивается человеческий потенциал в различных странах мира. ИРЧП содержит три показателя: ожидаемую продолжительность жизниуровень образованияреальный ВВП, что отражает достойный уровень жизни. Анализ показателей ИРЧП показывает, что в 90-х гг. на первое место по этим показателям вышли Канада, США, Япония, Россия занимает 52 место среди 63 стран, относящихся к развитым странам мира.
8.Рассмотрение проблемы человеческого потенциала, как одного из показателей развития человеческого капитала, привело к выводу о том, что развитие общества приводит к возрастанию потребностей человека не только в материальных благах, но и ¿-¡-Ьбразовании, культуре, то есть во всех странах мира действует закон возвышения потребностей. Рост качества человеческого капитала со временем приводит к возвышению потребностей людей, к изменению качества их жизни, что отражается: на экономическом и социальном развитии человеческого общества.
Применительно в экономике России переходного периода можно говорить о возвышении потребностей отдельных слоев населения, которые получают высокие доходы и доступ к материальным и духовным благам, который раньше были недоступен. Для остальных членов общества становление рыночного механизма привелок ухудшению в таких отраслях как образование, наука, здравоохранение. Все это требует резкого изменения курса проводимых реформ и поворота социально-экономической политики государства к человеку, его потребностям, к качеству его жизни.
9.Человеческий капиталэто не только совокупность производительных способностей ' работника, человека, но и затраты на их приобретение, использование, воспроизводство. К основным видам инвестиций в человека относятся затраты на образование, производственную подготовку, здравоохранение, миграцию, а также на воспитание детей. Эти инвестиции имеют свои особенности: доходность от них зависит от предстоящего срока его службыон подвержен износу с Обратным знаком? по мере его использования ценность и объем его не убывают, а увеличиваютсяПо мере накопления человеческого капитала, его доходность возрастаетон выступает ключевым ресурсом при его воспроизводстве в следующем поколении. Основные виды инвестиций составляют капитал образования и капитал здоровья.
Инвестиции в свое образование человек вкладывает тогда, когда рассчитывает получить от них выгоду. Затраты имеютдве формы: явные затраты на курс обучения, и неявные (упущенные возможности) получения какого-либо заработка в течение всего срока обучения. Выгоды и затраты принадлежат разным периодам времени, а потому человек должен сравнить сегодняшнюю ценность ожидаемых выгод с сегодняшней ценностью затрат. Рациональный инвестор будет вкладывать капитал до достижения такого уровня образования, при котором предельные выгоды образования покрывают предельные затраты. В экономике приводятся формулы, которые отражают взаимосвязи между этими показателями (затратами и выгодами). В нерыночной экономике (централизованно-плановая) также делались расчеты, показывающие эффективность образования. Этот показатель был аналогичен показателю фондоемкости или наукоемкости и служит одновременно показателем интеллектуалоемкости производства (соотношение затрат на образование к новой стоимости или валовому национальному доходу). 3 этой связи определялся вклад образования в повышение производительной силы труда. Зависиность между уровнем образования и производительностью труда неявная, инвестиции в человеческий капитал и образовательная структура рабочей силы должна быть оптимальной, чрезмерный рост образования не способствует росту эффективности эффективности труда. Приближение фактической структуры образования к оптимальной имеет смысл продолжать лишь до того предела, пока это экономически оправдано. Образование, по мнению отдельных экономистов, выступает не как причина или источник экономического роста, а как условие реализации возможностей, открывающихся в ходе поступательного развития науки и техники (что в свою очередь также зависит от качества человеческого капиталам).
Вложения в человеческий капитал (в данном случае в капитал образования) -это потенциальный источник экономического роста. Источником фактического роста он становится тогда, когда имеется достаточное количество рабочих мест, где эти вложения, будучи применены, смогут производительно использоваться, то .-есть когда соблюдается количественное и качественное соответствие между структурными характеристиками совокупной рабочей силы и объективными потребностями экономики, а на уровне предприятиясоблюдается соответствие между факторами производства и достигается оптимальная производительность труда.
Исследования показывают на связь уровня образования и квалификации с материальными стимулами: системой оплаты труда, вознаграждениями и льготами, которые проявляются в фирмах, где введена система участия.
10.В странах плановой экономики широко анализировалась проблема воспроизводства рабочей силы, делались расчеты стоимости всего жизненного пути человека. По существу эти расчеты можно отнести к определению человеческого капитала в условиях нерыночной экономики. Воспроизводство рабочей силы анализировалось по стадиям производства, распределения и использования на уровнях народного хозяйства, предприятия и отдельного работника. Основными источниками являлись средства семьи, предприятия и государства.
С переходом к рыночной экономики появились расчеты человеческого капитала в целом, как сумма расходов на образования и здоровье человека. Это новое напрввление, присуще экономике образования, где эти расчеты делались более обосновано. В социалистическом обществе целью развития признавалось «полное и всестороннее развитие личности», в соответствии с этим образование выступало как самоцель и не подлежало экономической оценке. В практическом плане вложение средств в образование и подготовку работников, совмещалось с остаточным принципом финансирования, что сохраняется до сего времени. С переходом к рынку человеческий капитал оказался в уязвимом положении, что сказалось на системе подготовки работника, положении на рынке труда, а главное, стало стимулировать «утечку умов.» Расчеты экспертов ООН свидетельствуют о том, что Россия ежегодно теряет от «утечки умов» 3 млрд долл., а с учетом упущенных возможностей — 50−60 морл.долл., а США получают дополнительно за ' счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов до 100 млрд долл. Все это свидетельствует о том, что основным богатством общества является человек, обладающий высокой квалификацией и знаниями.
II.В развитых странах мира развитие человека, его творческого потнциала, отдача от него в экономике в целом или на уровне предприятия связывается с институционализмом, как системе отношений мевду хозяйствующими субъектами, трудом и капиталом, отношение к человеческому капиталу в целом, оформленные нормами права, законами государства. Институты — набор правил, воздействующих и определяющих общественные ' взаимоотношения особым образом, знанием которых должны обладать все члены общества. Само понятие «институт» включает государство, корпорации, профсоюзы, коллективы работников, налоги и пр.
На уровне предприятия институционализм проявляется в управлении трудом, человеческим капиталом, во взаимоотношениях профсоюзов с администрацией предприятия и с государством.
Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития привел к новой парадигме управления, в основе которой лежит ориентация не на рынок и на производство, а на внешнюю среду, в которой действует предприятие^и на человека, как его главный ресурс. В последние годы применяются нетрадиционные способы воздействия на эффективность труда работников: вводится гибкое, паритетное управление производством, ориентированное на привлечение ра-^тников к управлению производственно-техническим и хозяйственным процессамипоощрение накопления и передачи опыта, знаний, идей, «ноу-хау» в управленческих подразделениях фирмы. Изменяются формы и методы организации труда, происходит переход от индивидуальной организации труда к групповойизменяется организация рабочего времени, переход к гибким формам режима работы, поощрение труда свободным временем. Возникло новое отношение к собственности, происходит диверсификация ее форм, появилась новая ее форма-интеллектуальная .
12.Институциональный аспект развития человеческого капитала в некоторых странах мира связан с разработкой программ участия наемных работников в собственности предприятия, которая проходит через продажу акций своим работникам. В результате средний доход наемного работника от участия в программах составляет 10% ежемесячного заработка, а за 20 лет накопления, за счет владения внутренними акциями, могут составить в США около 120 тыс. долл. Программы участия дают определенную выгоду и предприятию: повышают производительность труда, улучшают социальный климат в коллективе.
13.В ряде стран возникает другая линия взаимодействийпрофсоюз-администрация, которые заключают специальные соглашения с администрацией по тарифным расценкам, компенсации к заработной плате в зависимости от уровня инфляции, по нормированию труда и пр. Программы участия и профсоюзы оказывают влияние на распределение доходов и на рынок труда. Премиальные выплаты учитывают качество человеческого капитала и его отдачуОднако система распределения строится в зависимости от того, какая система распределения при этом принимаетсяих три: система СтэндонаРакера и Ипрошеар, которые различаются между собой подходами, Первая основана на премировании работников за экономию рабочего временивтораябазируется на распределении между работниками и компанией издержек на заработную плату, полученную в результате повышения выработки, на одного работникатретья — базируется на премировании работника .за счет увеличения объема условно-чистой продукции на один доллар заработной платы. Все приведенные и используемые на предприятиях методы распределения доходов могут повысить эффективность трудовой деятельности, но они неполностью отвечают понятию социальной справедливости. Это в свою очередь зависит от внешних факторов, например, от уровня взимаемых налогов. Все это повышает значимость социального партнерства между профсоюзом и предпринимателями.
14.Социальное партнерство получило широкое распространение в странах с социальной ориентацией — ФРГ, Скандинавские государства. В этих странах складываются трехсторонние отношения, к партнерству присоединяется государство.
В России, экономика которой находится с переходном состоянии от централизованно-плановой к рыночной, социальное партнерство до сего времени остается в виде формальных соглашений: профсоюзы только начинают обретать права в деле защиты социальных прав своих членов и заявляют протесты. администрации предрриятия и государству.
15.Институциональный аспект человеческого капитала связан с рынком труда, через который проходят, скрещиваясь в нем, два потока: развитие экономики (материально-технические элементы и структуры) и развитие человекаего общей и произвдственной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств. На рынке труда реализуются возможности свободного выбора профессии, отрасли, места деятельности, поощряемые приоритетными предложениями, Рынок •. труда является органической частью экономики развитых государств мира. В переходной экономике России до становления цивилизованного рынка труда еще далеко: уровень безработицы и социальной защищенности не отвечает стандарту развитого государствасуществуют различия в региональных рынках труда и в уровне безработицымобильность рабочей силы идет в направлении «город-село» в регионах, где закрываются предприятияквалифицированные работники стремятся покинуть страну и выезжают за ее пределыв Россию направляются беженцы из стран быв. СССР, что затрудняет проведение активной политики на рынке труда.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что в России возник кризис человеческого капитала, без выхода из которого в ближайшем будущем, резко ослажнитуся экономическая и социальная ситуация в стране. Восстановить потери человеческого капитала несравненно сложнее, чем физического. В этой ситуации необходима четкая, рациональная экономическая и социальная политика, направленная на сохранения самого ценного достояния общества — квалифицированной рабочей силы, работников просвещения, науки, здравоохранения. В этом состиит перспектива развития и подъема России.