Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Переход человеческого общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации привел к коренным изменениям как в научной, технологической, производственной, информационной сферах, так и во внутреннем мире человека. Объективные причины обусловили поворот мирового хозяйства от технократизма к антропоцентризму. В центре всех трансформаций нового… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАБОТНИКА КАК
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 1. Развитие классической и марксистской теории рабочей силы как основы концепции человеческого капитала
    • 1. 2. Современные концептуальные подходы к человеческому капиталу и его воспроизводству
    • 1. 3. Объективная необходимость и особенности инвестирования в образование человеческого капитала
  • ГЛАВА 2. РОЛЬ РЕФОРМИРУЕМОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 2. 1. Социально-экономические императивы реформирования образовательной сферы
    • 2. 2. Профессиональная подготовка и переподготовка как форма инвестиций в человеческий капитал
    • 2. 3. Проблемы становления современного экономического мышления у молодежи потенциального человеческого капитала
    • 2. 4. Практический опыт по формированию современного работника как человеческого капитала

Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важнейшей закономерностью, определяющей современное постиндустриальное развитие мирового сообщества, является обращенность к человеку, возрастание его роли в обществе и человеческого капитала в экономике. Вследствие этого теория человеческого капитала занимает важное место в мировой экономической науке. Ее исследование и дальнейшее развитие особенно важно для российского общества, которое сегодня стоит перед объективной необходимостью решения двух важных задач, во-первых, построения социально-ориентированной рыночной экономики, и во-вторых, перехода от индустриального к постиндустриальному общественному производству. Эти вопросы тесно связаны между собой, и их позитивное решение возможно только при наличии высококвалифицированной рабочей силы, способной вывести Россию на путь цивилизованных передовых стран.

Поскольку современная рабочая сила, обладающая творческим и новаторским потенциалом, становится все более важным фактором развития общественного производства, постольку в данном исследовании пристальное внимание уделяется генезису политико-экономической категории современной рабочей силы и ее трансформации в человеческий капитал, который является неотчуждаемым и структурно многообразным и может быть рассмотрен как капитал-собственность субъекта, то есть его способности, знания, интеллектуальность и т. д., и капитал-функция, то есть отношение человеческого капитала к труду, его профессионализм, инициативность, добросовестность, активность, коммуникабельность и т. д. Эти две формы жизнедеятельности человеческого капитала взаимосвязаны между собой.

Вследствие того, что тенденцией общественного развития является признание доминирующей роли образования в социально-экономическом прогрессе и формировании человеческого капитала, представляется необходимым исследовать новые подходы к сфере образования как к основе формирования современного работника — человеческого капитала. Важность такого анализа актуальна, ибо экономическим продуктом образовательной сферы является производство человеческого капитала.

Концепция человеческого капитала отразила в себе влияние институционального направления в экономической науке, что нашло свое отражение в вовлечении в сферу анализа таких важных институтов общественной жизни, как семья, вуз, образовательная сфера, предприятия, на которых работники одновременно трудятся и получают профессиональную подготовку и переквалификацию.

Анализ накопленного теоретического и практического опыта по формированию человеческого капитала через образовательную сферу и становление экономического мышления молодежи представляется весьма своевременным. Поэтому материалы данного исследования могут представлять известную ценность в программе выхода России из экономического и социального кризиса и ее продвижении в постиндустриальное сообщество.

Степень научной разработанности проблемы. Переход человеческого общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации привел к коренным изменениям как в научной, технологической, производственной, информационной сферах, так и во внутреннем мире человека. Объективные причины обусловили поворот мирового хозяйства от технократизма к антропоцентризму. В центре всех трансформаций нового, компьютерного этапа НТР наблюдается процесс качественного изменения в человеке и его рабочей силе, вследствие чего производительные силы общества достигли высокого уровня развития и не могут совершенствоваться дальше без интеллектуального, творческого труда работников. Эта тенденция утверждается все шире, становится решающей в дальнейшем развитии всех цивилизованных стран и означает превращение современной рабочей силы в человеческий капитал. С конца 60-х гг. он становится главным источником роста производительности труда и валового национального продукта экономически развитых стран. С этого же времени идея человеческого капитала оформилась в целостную концепцию. Ее основателями явились видные американские ученые, лауреаты Нобелевской премии по экономике: Г. Беккер, Т. Шульц, И. Фишер, П. Самуэльсон. Они внесли значительный вклад в исследование концепции человеческого капитала, обосновали положение о необходимости инвестиций в образование как в важнейший элемент его воспроизводства и т. д.

Исследование экономической литературы по теории человеческого капитала показывает, что она является комплексной, объединившей концептуальные положения классической политической экономии А. Смита, марксистского учения по вопросам трансформации рабочей силыметодологический потенциал неоклассической эконоэкономической теории (А. Маршалла, Л. Вальраса, Ф. Визера, С. Джевонса, К. Менге-ра, А. Пигу и др.), некоторые принципы институционального направления, а также исследования современных ученых по различным аспектам данной проблемы. На этом основании можно сделать вывод о ее важности и актуальности.

Современные западные ученые в центр своих исследований ставят изучение жизнедеятельности человека как носителя субъективированных знаний, важнейшего субъекта производства, который своим трудом определяет основные направления развития общества и экономики. Так, в работах М. Блауга, Б. Вейсброда, Н. Глазера, Дж. Минсера, Л. Туроу, Л. Хансена и др. нашла подтверждение идея определяющей роли человеческого капитала в обществе. Учеными были разработаны методы подсчета эффективности инвестиций в человеческий капитал. Например, «метод производственных требований» Р. Эккауза, который был позднее развит выдающимися экономистами А. Бергом, Дж. Сковиллом, Л. Ульманом.

Видные зарубежные ученые Р. Арон, Д. Белл, П. Дракер, А. Тоффлер установили основные методологические принципы деления общественного производства на три этапа: мануфактурный (доиндустриальный), индустриальный и постиндустриальный. Они пришли к выводу, что постиндустриальное общество создает объективные предпосылки подлинной революции в современной рабочей силе, подводит итог ее многовековой эволюции. В России эти позиции активно развивал В. Л. Иноземцев. В условиях демократизации российского общества наша экономическая наука получила возможность использовать мировые научные достижения и в том числе по проблеме человеческого капитала. Так, тенденции возрастания роли человека в современном обществе нашли отражение в работах отечественных ученых Л И. Абалкина, И В. Бушмарина, С. В. Валентея, Э. Д. Вильховченко, В С. Гойло, В. Г. Игнатова, М. Забродина, В. Л. Иноземцева, B.C. Кинилева, М М. Критского, В. И. Марцинкевича, В В. Радаева, Ю Г. Татура и др. Они исследовали концепцию человеческого капитала и его различные аспекты применительно к российским условиям.

Вследствие того, что образование является важным фактором воспроизводства человеческого капитала, оно также стало предметом исследования ученых. Например, инвестиционный характер затрат на образование нашел свое развитие в исследованиях Э. Богдановой, Л. Гончаровой, В. Жамина, Г. Егизаряна, Ж. Кравцовой, В. Куксовой,

А. Щербакова и др.

Проведенный источниковедческий анализ показывает, что в отечественной экономической науке пока еще недостаточно выяснены роль и место человеческого капитала в радикально меняющейся экономике, значение российской образовательной сферы в контексте формирования человеческого капитала. Не в полной мере отражено значение современного экономического мышления в формировании более качественного работника как человеческого капитала в условиях развивающегося постиндустриального общества.

Недостаточная степень разработанности проблемы, а также ее многоаспектность и дискуссионность обусловили выбор темы диссертации и постановку цели и задач.

Целью диссертационной работы является политико-экономическое исследование тенденции формирования современного работника как человеческого капитала посредством реформируемой образовательной сферы и становления современного экономического мышления.

В соответствии с целью исследования поставлены задачи:

• исследовать тенденции развития концепции человеческого капитала;

• рассмотреть трансформацию политико-экономической категории совокупной рабочей силы;

• проанализировать тенденции, факторы и источники формирования человеческого капитала;

• рассмотреть современные концептуальные подходы зарубежных и отечественных ученых к человеческому и интеллектуальному капиталу в постиндустриальном общественном производстве;

• исследовать основные факторы, способствующие более качественному воспроизводству человеческого капитала в ведущих странах мира и особенности их проявления в России;

• показать роль и место человеческого капитала в переходной российской экономике;

• обосновать значимость реформирования сферы образования и необходимость ее гуманизации, фундаментализации и экономизации для более качественного формирования высокообразованных профессионалов — человеческого капитала;

• проанализировать основные тенденции, направления и принципы реформирования экономического образования при подготовке и переподготовке кадров;

• предложить рекомендации по формированию современного экономического мышления молодежи в процессе экономического теоретического и практического обучения потенциального человеческого капитала.

Объект исследования — генезис современной рабочей силы и ее трансформация в человеческий капитал, а также проблемы его формирования через реформируемое образование и становление современного национально-экономического мышления россиян.

Предмет исследования — трансформация социальных и экономических отношений при формировании и накоплении высококвалифицированной современной рабочей силы как человеческого капитала и совершенствование отношений и функциональных связей в реформируемой образовательной сфере.

Теоретической основой диссертации явились труды классической, марксистской и неоклассической экономической науки, методологические исследования инсти-туционализма и результаты современных изысканий ведущих ученых мира и отечественных авторов по проблеме современной совокупной рабочей силы как человеческого капитала, а также монографические и диссертационные исследования, материалы научных конференций и другие источники по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме диссертации.

Методологическая основа работы базируется на принципах диалектической логики: объективности, единства и различия содержания и формы системного подходастатистических методовэконометрического и сравнительного анализаметодов прогнозирования и моделированияпозитивного и нормативного подходов, а также индуктивного и дедуктивного методов исследования.

Эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность и надежность данных, послужили документы законодательных органов власти, директивные указания Президента и Правительства РФ, официальные данные Госкомстата РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства высшего и среднего образования РФ, Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, факты, опубликованные в зарубежной и отечественной научной литературе, в периодической печати, в отчетной документации анализируемых учебных заведений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Политико-экономическое понимание современного работника как человеческого капитала основывается на комплексной теории, вобравшей в себя основные положения классической политической экономии, теории марксизма по трансформации рабочей силы, ряд методологических положений неоклассической экономической теории, принципы институционализма, а также современные идеи зарубежных и отечественных экономистов по различным аспектам исследуемой проблемы.

2. Новое экономико-историческое видение анализа процесса развития производительных сил общества придает рассмотрение категории рабочей силы во времени. Развитие человеческого капитала определяется генезисом рабочей силы на различных этапах общественного производства (мануфактурное, индустриальное и постиндустриальное), которым соответствуют социально-экономические формы: простая рабочая сила, сложная рабочая сила и человеческий капитал.

3. Политико-экономическая категория человеческого капитала должна рассматриваться в субъектно-объектном единстве: как работник, активное начало экономики, носитель рабочей силы, обеспечивающий увеличение национального богатства, с одной стороны, а, с другой, как непосредственно общественная рабочая сила на более высоком, постиндустриальном уровне развития.

4. Сущность человеческого капитала можно определить только исходя из всех граней этой сложной социально-экономической категории. Он представляет собой современную совокупную рабочую силу с приобретенными знаниями, умениями, навыками, высокой квалификацией, творчеством и врожденными способностями, талантом, интуицией, и современным мышлением, которые наполняют реальным содержанием ее деятельность и являются источником доходов.

5. Средством формирования человеческого капитала в переходной экономике России является образование как способ и механизм формирования и развития высококвалифицированных специалистов, обладающих интеллектуальным и творческим потенциалом, высокой производительностью труда. Методы и инструменты формирования определяются уровнем организации профессиональной подготовки и развитием экономического мышления.

6. Качественное формирование человеческого капитала зависит от изменений в профессиональной и квалификационной структуре рабочей силы в результате успешного перехода российской образовательной сферы на новую парадигму, основу которой образуют гуманизация, фундаментализация и экономизация процесса обучения.

7. Под экономизацией образования понимают профилированное включение экономических знаний практически во все учебные планы, а также введение новых модульных программ по всем дисциплинам в экономических вузах.

8. Динамика дохода на человеческий капитал определяется объективной тенденцией: рыночные силы постиндустриального общества, сокращая плату за физический труд, одновременно всё более щедро вознаграждают умственный, интеллектуальный, творческий труд (так называемая надбавка за образование), которая постоянно увеличивается.

9. Инвестирование в образование человеческого капитала основывается на принципах рационального экономического поведения и служит необходимым условием его воспроизводства. Противоречивый характер этого процесса определяет необходимость расчета его эффективности на макро-мезо-микроуровне при определении общественных, коллективных и индивидуальных затрат на развитие человеческого капитала и потенциала роста его производительности

Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе трансформации совокупной рабочей силы в человеческий капитал и уточнении роли образовательной сферы в данном процессе на постиндустриальном этапе развития с учетом российской специфики.

Реальное приращение научных знаний проявилось в следующем:

1. Проанализированы основы генезиса современной совокупной рабочей силы на различных уровнях общественного производства (мануфактурное, индустриальное, постиндустриальные) и составлены его оригинальные схемы-модели.

2. Дано расширенное толкование политико-экономической категории человеческого капитала, обусловленное временными, индустриально-технологическими, гума-низационными особенностями перехода к постиндустриальному уровню общественного производства.

3. На основе исследования современных концепций делается вывод о необходимости выделения творческого капитала как формы проявления человеческого капитала, характеризующегося как деятельность индивида, направленная на решение проблем, имеющих подлинную новизну, нетрадиционность и устойчивость, и требующая нестандартного мышления.

4. Обобщен современный опыт по инвестированию в образование, расчета его эффективности и предложены авторские методы подсчета прибыльности от инвестированного капитала и деловой активности учебных заведений и общих затрат личности;

5. Дано политико-экономическое определение современного экономического мышления россиян как эмоционально-чувственного восприятия социально-экономических проблем, имеющих масштабный характер, а также предрасположенность к принятию ответственных решений и уверенность в успешном их завершении.

6. Обоснованы принципы и формы инвестирования в образование человеческого капитала и предложены методики расчета его эффективности на макрои мезоуров-не.

7. Раскрыты особенности и тенденции гуманизации, фундаментализации и эко-номизации образования. Обобщен положительный опыт по экономизации образования и его роли в деле формирования современного экономического мышления (на примере некоторых ведущих учебных заведений гг. Москвы, Ростова-на-Дону).

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее теоретические положения и выводы могут использоваться как теоретико-методологическая основа в дальнейшем комплексном исследовании концепции рабочей силы в постиндустриальном обществе и ее трансформации в человеческий капитал.

Рекомендации и выводы теоретического и прикладного характера могут быть применены для: а) прогнозирования ситуации, складывающейся на российском рынке трудовых ресурсов и образовательных услугб) разработки региональных программ реформирования образовательной сферыв) формирования современного экономического мышления у молодежи как потенциального человеческого капитала.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении ряда спецкурсов по соответствующей проблематике и при разработке методических пособий и рекомендаций.

Апробация результатов диссертации. Данное исследование выполнено на кафедре экономической теории института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете. Материалы работы апробированы на Всероссийской конференции «Социально-гуманитарные проблемы экономического знания» (1994 г.), на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию М. Ю. Бортника (1999 г.), на научно-теоретических конференциях в вузах г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 12 работ общим объемом 5,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложения.

ВЫВОДЫ

Исследование отечественной и зарубежной экономической литературы и практики воспроизводства человеческого капитала с помощью экономического образования и формирования современного экономического мышления дает нам основание утверждать, что:

1) в эпоху постиндустриальной экономики человеческий капитал стал играть определяющую роль в развитии общества;

2) теория человеческого капитала занимает сегодня ведущее место в мировой экономической науке;

3) концепция человеческого капитала вобрала в себя как основные положения классиков экономической науки, некоторые методологические разработки марксизма, так и теории неоклассиков (закон редкости ресурсов, закон предельной полезности и т. д.), а также современные научные разработки по различным ее аспектам;

4) становление рыночных отношений в России — сложный социально-экономический процесс требующий формирования человеческого капитала с современным экономическим мышлением;

5) в отечественной экономической науке пока не сложилось целостное представление о человеческом капитале, его месте и функциях в рыночной экономике России;

6) качественное формирование современного работника как человеческого капитала является основной задачей реформирования российского образования через его демократизацию, гуманизацию, фундаментализацию и экономизацию;

7) использование марксистской методологии об уровнях развития совокупной рабочей силы дает нам основание утверждать, что третий уровень ее движения на постиндустриальном этапе развития общества представляет собой человеческий капитал ;

8) анализ научных взглядов на человеческий капитал приводит к пониманию, что в ее определении нет единства. Нами сделана попытка систематизировать различные взгляды ученых и дать авторское определение человеческому и творческому капиталам;

9) знания и информация отличаются от природных, денежных и технических ресурсов, ибо они не убывают по мере их использования. Поэтому они называются общественным благом;

10) знания и информация неотчуждаемы, поскольку приобретение одним человеком некоторого объема знаний никоим образом не уменьшает способности другого приобрести столько же знаний;

11) между затратами на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия. Стоимость человеческого капитала не обязательно может соотносится с затратами на его приобретение. Поэтому мерилом успеха не может быть количество усилий, приложенных к его достижению;

12) существует различие между знаниями и прочими природными ресурсами. Оно заключается в изобилии знаний. В постиндустриальной экономике производится все больше и больше знаний, и потому они имеются в изобилии.

13) исследование динамики развития совокупной рабочей силы с использованием категории времени позволило дать новое экономико-историческое измерение процессу развития производительных сил общества на его постиндустриальном этапе;

14) составляющие гумманизированного и фундаментализированного образования предполагает установление на всех уровнях его процесса основного принципа гуманизма — «Человек — мера всех вещей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшей тенденцией современного постиндустриального общества является признание главенствующей роли человека в обществе, а человеческого капиталав экономике. Поэтому основное внимание в диссертационном исследовании уделяется политико-экономической категории человеческого капитала, попытке дать ему четкое определение и выяснить его роль и место в радикально реформируемом российском обществе. Упрочение рыночных отношений в экономике и политике доказало, что оно невозможно без всестороннего развития человека, современного работника. Без него невозможны любые долгосрочные изменения в стране. Исходя из этого положения, делается вывод о том, что основным и определяющим фактором российских реформ является профессиональный и творческий потенциал страны. Это и определяет роль и место человеческого капитала в отечественной экономике.

Нам представляется, что понятие человеческого капитала имеет широкую трактовку. К нему относятся фактически все виды высокообразованных профессионально хорошо подготовленных трудовых ресурсов.

Человеческий капитал порожден знаниями, и именно их совокупность определяет скрытые источники его ценности. Он может быть представлен как капитал-собственность субъекта, т. е. его способности, знания, интеллектуальность и т. д., и капитал-функция, т. е. отношение человеческого капитала к труду: его инициативность, добросовестность, активность, коммуникабельность и т. д. Эти две формы жизнедеятельности человеческого капитала взаимосвязаны между собой. При потере функциональной формы жизнедеятельности человеческого капитала теряется и возможность использования человеческого капитала как собственности. Поэтому между двумя формами жизнедеятельности человеческого капитала необходимо рациональное сочетание. Лишь в этом случае происходит получение личностью максимальной прибыли.

Человеческий капитал является неотчуждаемым, структурно многообразным, сосредоточенным на новой стадии — накопления знаний и умений.

Важной тенденцией общественного развития является признание доминирующей роли образования в социально-экономическом прогрессе и формировании человеческого капитала, способного содействовать этому прогрессу. Отсюда появление новых подходов к сфере образования как основы формирования современного работника — человеческого капитала. Экономическим продуктом образовательной системы является производство человеческого капитала страны. Вследствие этого значимость образования является теоретически обоснованным и практически доказанным явлением.

Поэтому во всех цивилизованных странах мира образование становится приоритетным в государственной политике. Международное сообщество рассматривает состояние образования как важный показатель уровня развития экономики и государства. Исследования тенденций развития образования и формирования человеческого капитала в экономически развитых странах свидетельствуют о значительном опережении накопления фонда знаний, т. е. человеческого капитала, по сравнению с накоплением капитала физического. Это подтверждает то, что сегодня человеческий капитал становится национальным богатством страны.

Именно государство регулирует объемы и направления профессиональной подготовки и переподготовки человеческих ресурсов при помощи экономических рычагов. Осуществляемые государством инвестиции в образование должны окупаться результатами социально-экономического прогресса. Поэтому в системе финансирования образования государству принадлежит приоритетная роль. Однако превращение сферы образования в эгалитарное общественное благо должно обеспечиваться за счет инвестиций многоканального финансирования. Так, инвестирование в образование происходит между следующими субъектами рыночных отношений: самими обучаемыми, желающими получить образование, предприятиями и государством. В результате от произведенных на обучение затрат получают определенный доход все инвесторы: обучаемые, предприятия и государство.

В образовательной сфере наблюдается многоструктурность: имеются государственные и коммерческие учебные заведения. В России основу образовательной сферы по-прежнему составляют государственные школы, колледжи и вузы. Появились и активно функционируют коммерческие учебные заведения. И все же на рынке образовательных услуг они имеют сравнительно небольшой удельный вес.

Для российской реформируемой образовательной сферы характерны много-уровневость и непрерывность процесса образования. Это способствует расширению возможностей более глубокой, тщательной и всесторонней профессиональной подготовки человеческого капитала.

Повышение требований к качеству подготовки современных работников — человеческого капитала, соответствующей постиндустриальной стадии экономического развития, делает объективно необходимым увеличение расходов на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, о чем свидетельствует опыт экономически развитых стран. Так, с 60-х по 90-е гг. национальные системы образования находятся в постоянном поиске путей совершенствования, повышения гибкости и доступности. За указанный период объемы подготовки человеческого капитала увеличились во Франции более чем в 8 раз, в Великобритании — в 6 раз, в США — в 4 раза. В нашей стране сфера высшего образования стала ведущим фактором развития и модернизирования, способствующим формированию человеческого капитала. Реформирование сферы образования происходит по различным направлениям: как в направлении поиска оптимальной модели управления путем сочетания его централизации и демократизации, так и путем приведения структурных и качественных сторон образования в соответствие с требованиями задач, через гуманизацию, фундаментализацию и экономизацию.

Радикальные преобразования в нашей стране, попытки создания рыночных отношений в экономике нашли отражение в ряде законов о реформировании системы образования. Например, принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» заложил основу для преобразований в образовательной системе. Однако вследствие непоследовательной государственной политики по отношению к ней и явно недостаточного финансирования, реформирование происходит противоречиво. Наблюдаются внешние процессы, отрицательно сказывающиеся на всей образовательной сфере: кризис российского общества как экономический, так и идеологический, и политический. Вследствие этого — снижение финансирования образования, культуры, науки, здравоохранения, снижение уровня жизни населения. В то же время наблюдается расширение сферы образования, повышение ее внутреннего потенциала, изыскание внутренних резервов путем создания коммерческих факультетов, подготовительных групп, филиалов, развитие дистантного обучения в условиях слабого и явно недостаточного инвестирования.

Российская система образования на всех уровнях сама избрала пути и направления рыночного реформирования управления и процесса образования. В результате удалось предотвратить его разрушение. Более того, при помощи региональных властей российская сфера образования рефомировалась, продолжала работать и накапливать экспериментальный опыт, путем демократизации, гуманизации, фундамента-лизации и экономизации учебного процесса. Тем самым оно приспособилось к рыночным условиям и продолжает работать в трудных условиях.

Значительную положительную роль в этом процессе сыграли Министерство образования и Российский союз ректоров, которые последовательно и настойчиво защищают интересы образовательной сферы. При этом они широко использовали опыт, имеющийся в экономически развитых странах. Необходимо отметить и позитивную роль различных зарубежных фондов, например в Ростове американских фондов Сороса, Junior Achievement, европейского фонда ТАСИС, английских курсов «Скотвек», фонда содействия профессиональному образованию, развитию персонала и занятости населения Каледонского университета г. Глазго и др., которые консультировали по различным проблемам рыночных отношений в сферах экономики и образования, и в области методики преподавания «Экономикс», помогали учебными пособиями.

Реформирование российской образовательной сферы осуществляется в основном по двум направлениям: дальнейшего развития и совершенствования государственного образования как высшей, так и средней и профессиональной школ и трансформации образовательных государственных учреждений в негосударственные, коммерческие.

Исследование опыта реформирования российской образовательной системы показывает, что ее современное состояние можно охарактеризовать как переходное, адаптирующееся к рыночным отношениям. Несмотря на еще недостаточную развито тость рыночных отношений и кризис в экономике, российская образовательная система продолжает реформироваться, развиваться дальше. Думается что необходимо и государству проводить более активную научно обоснованную экономическую и образовательную политику, которая способствовала бы дальнейшей трансформации образования.

Тенденции развития высшего образования на макроуровне имеют свои проявления и на микроуровне. Так, чтобы образование стало фундаментальным и гуманизированным, оно должно быть ориентировано на выявление глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами. Под гуманизацией образования вообще и экономического, в частности, нами подразумевается демократизация управления образованием и всем учебным процессом и личностно-ориентированное образование, которое наилучшим образом удовлетворяет познавательные потребности учащихся.

До сих пор в отечественной научной литературе явно недостаточно разработаны проблемы теории и практики взаимодействия на стыке экономической теории с философией, психологией и педагогикой. В то же время практика социально-экономического реформирования нашего общества настоятельно требует интенсивного развития этого научного направления. Экономика без философии, педагогики, а тем более психологии, не одушевлена. Она сама по себе не в состоянии учесть душевный настрой личности, понять уровень ее духовных потребностей.

Нам представляется, что основой системы современного образования вообще и экономического, в частности, должен стать приоритет формирования всесторонне развитой личности, гармонически связанной с природой и владеющей широкими познаниями в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Образование должно стать целостным путем образования единых циклов фундаментальных наук, объединенных общей целевой функцией и методологией построения каждой из дисциплин и ориентированных на междисциплинарные связи.

Исходя из современных требований, мы попытались рассмотреть в диссертационной работе наиболее актуальные вопросы теоретических основ гуманизации общества, основные направления и задачи фундаментализации и экономизации образования, формирования современного экономического мышления обучаемых.

Понимая всю сложность и многообразие поставленных проблем, мы ограничили круг рассматриваемых вопросов. В первом разделе работы исследуются проблемы генезиса человеческого капитала как политико-экономической категории. Нам представляется, что ее можно рассматривать как длительно действующее начало, определяющее, в конечном счете, динамику современной совокупной рабочей силы на различных этапах общественного производства. Тем самым в работе анализируются важнейшие экономические категории: совокупная рабочая сила, человеческий капитал и образовательная система как основа его формирования. На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта инвестирования образования и его реформирования путем гуманизации, демократизации и фундаментализации делаются выводы и даются рекомендации.

В работе более пристально исследовались проблемы гуманизации вообще и гуманизации общества и образования, в частности. Также сделана попытка более глубокого анализа теоретических основ экономического мышления как процесса познания экономической действительности и выработки соответствующего мотиваци-онного поведения в экономической деятельности будущих молодых специалистовчеловеческого капитала. Рассматриваются основные пути и направления в развитии теории и становления национального экономического мышления в России. Далее нами делается анализ проводимых практических экспериментов по гуманизации, фундаментализации личностно-ориентированного образования в некоторых ведущих учебных заведениях г. Москвы и Ростова-на-Дону. Устанавливается, что изучение экономических дисциплин выполняет информационную, образовательную, коммуникативную, развивающую, воспитательно-формирующую, гуманистическую функции и способствует формированию более качественной современной рабочей силы, человеческого капитала. На наш взгляд, исследование этих проблем и рекомендации в данной работе в какой-то мере смогут помочь в деле формирования и подготовки высокообразованных, творческих, интеллектуальных, профессионально хорошо подготовленных работников как человеческого капитала, способного преобразовать кризисную экономику в эффективную и вернуть Россию в семью экономически развитых стран.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Мысль, 1987.
  2. Л.И. К цели через кризис. Спустя год. М., 1992.
  3. Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы // Вопросы экономики.1996. № 12. С. 4.
  4. Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века // Экономист.1996. № 12.
  5. B.C. Человек в зеркале экономической теории. Очерки экономическоймысли. М.: Наука, 1993.
  6. А.Г. Советская экономика взгляд в будущее. М.: Мысль, 1988.
  7. А.Г. Альма-матер для бизнес-элиты // Человек и труд. 1993. № 1.
  8. А. Гибкие трудовые отношения: что лежит в основе? // МЭМО. 1991.5.
  9. М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. Вьш.5.
  10. М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. 1994. Вьш.5.
  11. М. Экономика как наука. М., 1995.
  12. А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1976.
  13. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство/ Отв. ред. В. Б. Супян. М., 1993.
  14. О. Концепции экономической трансформации постсоветских обществ // МЭМО. 1996. № 6.
  15. С.Ф. О крайней необходимости экономического образования студентов в университете // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1996. № 2.
  16. М. Японская экономика. Информация, мотивация и маркетинг. Япония: Экономика, 1991.
  17. А.Ю. Становление современного экономического мышления в России. Ростов н/Д. РГУ. 1999. С. 21.
  18. А. Между кристаллом и дымом. Исследования организации живой материи. Париж: Сей, 1979.
  19. В.Г. Гуманитаризация образования // Социс. 1995. № 5.
  20. А. Информационные ресурсы и образование // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  21. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения школьников. Ростов н/Д: РГПИ, 1970.
  22. Г. Психологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы /У Вопросы экономики. 1997. № 9.
  23. Ю.К. Проблемы подготовки специалистов в странах с развитой экономикой // Труд за рубежом. 1996. № 1.
  24. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. № 3.
  25. Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США ЭПИ. 1993. № 11−12.
  26. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. М.: Владос, 1997.
  27. В.М. Экономическая теория в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  28. Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования // Вестник МГУ. Сер.6. 1995. № 6.
  29. H.A. Душа России. Русская идея. М., 1992.
  30. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. № 4.
  31. В.П., Татур Ю. Г. Системное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
  32. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ИВУ, 1997.
  33. В.И. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1991.
  34. М. Несложный урок экономической методологии // THESIS. 1994. Вып.4.
  35. М. экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД. 1994
  36. A.C., Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора. М. Экономика, 1990.
  37. О. США: шестой год стабильного экономического подъема // МЭМО. 1998. № 8.
  38. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.
  39. Бор М. З. Основы экономических исследований. М.: ДИС, 1998.
  40. Р.Н. Человеческий капитал в процессе управления кооперативной собственностью. М., 1992.
  41. П. Высшее экономическое образование и государственный образовательный стандарт // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 4. С.113−115.
  42. А.П. Профессиональное образование в России // Общество и экономика.1996. № 6. С.79−90.
  43. А. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Aima mater.1997. № 4.
  44. П.Г. Новые ценности. М., 1989.
  45. А. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  46. И.В. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования // МЭМО. 1996. № 9.
  47. И.В. Квалификация рабочей силы ведущий компонент производительных сил. // МЭМО. 1999. № 10.
  48. С., Нестерова Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2. С.90−103.
  49. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МЭМО. 1997. № 9.
  50. Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // ПОЛИС. 1994. № 5.
  51. В.И. О русской интеллигенции и образованности. М.: Современник, 1993.
  52. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. 1996. № 2.
  53. Э. О «посттейлоризме» и «человеческом капитале» // МЭМО. 1995. № И. С. 138−140.
  54. Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // МЭМО. 1997. № 8, 9
  55. Э.Д. и др. Человек в инновационной экономике XX века. М., 1994.
  56. Р.А. Аккредитация высших учебных заведений в Соединенных Штатах // Высшее образование в Европе. 1993. № 3.
  57. Воронов A. J1. О гуманитаризации высшего образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 1996. № 2.
  58. Л.С. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Педагогика, 1982.
  59. Высшая школа в России: состояние и проблемы развития. М., 1993.
  60. Е.Т. «Детские болезни» постсоциализма // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  61. Н., Иванов Н., Михина М. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку // МЭМО. 1992. № 9.
  62. Г. В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974.
  63. С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. № 1.
  64. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: ГК РФ по высшему образованию, 1995.
  65. B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. М., 1975.
  66. B.C. Интеллектуальный капитал // МЭМО. 1998. № 11.
  67. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  68. М. НТП в рыночной экономике 90-х годов. М., 1994. 4.2. Гл. 1, 2.
  69. А.А., Левчук Л. В. Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования. Ростов н/Д, 1994.
  70. В. Неравномерность развития Германии // МЭМО. 1998. № 8.
  71. В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д, 1997.
  72. B.B. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.
  73. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. 1996. № 1. С.76−84.
  74. C.B. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995. № 6- 1996. № 1.
  75. C.B., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социс. 1995. № 6.
  76. О. Международный опыт подготовки специалистов по программам МБА // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1.
  77. A.A., Московский А. И. Кризисная экономика и формы использования трудового потенциала России // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1995. № 4.
  78. Диас М.А. Р. Международный подход к качеству в высшем образовании: роль ЮНЕСКО // Высшее образование в Европе. 1995. Т.ХХ. № 1−2.
  79. Г. Политическая институционализация в России: социокультурные и психологические аспекты // МЭМО. 1997. № 8.
  80. H.H. Инвестирование в человеческий капитал на микроэкономическом уровне. Ростов н/Д: РГУ, 1997.
  81. Э.Д. Проблемное образование в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. № 5.
  82. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М., 1995.
  83. Доклад программы развития ООН (ПРОООН). Нью-Йорк- Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс, 1997.
  84. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб: Ун-т экономики и финансов, 1994.
  85. С.А. Человеческий капитал в системе современной рыночной экономики: Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 1995.
  86. Ю.А. Демоническая сила невежества // Инновационные подходы в науке. Ростов н/Д, 1995.
  87. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  88. Г. И., Журавлев O.A. Психолого-педагогические проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в условиях перестройки. Новочеркасск, 1990.
  89. О.Ф. Обучение иностранному языку как средство гуманизации личности в техническом вузе. Ростов н/Д: РГПУ, 1992.
  90. Ю.М. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М.: Магистр, 1997.
  91. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов // Общество и экономика. 1997. № 7−8.
  92. Закон РФ «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30.
  93. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 10.
  94. Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы образования. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.
  95. Ю. О собственности в современной экономике // Экономист. 1996. № 7.
  96. Т.И. Человек в реформируемом российском обществе // Общество и экономика. 1995. № 9.
  97. В.А. Качеством образования нужно управлять // Триместр. 1996. № 2.
  98. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.
  99. Е.Р. Управление трудовыми ресурсами США // США ЭПИ. 1997. № 7.
  100. В.Г. Экономическое воспитание школьников. Ростов н/Д: РГПИ, 1985.
  101. B.C. О теоретико-методологических основах органического единства учебного и воспитательного процесса. Волгоград, 1982.
  102. Э.З. Философия и культура // Вопросы философии. 1984. № 10.
  103. В.Л. За пределами экономического общества. М.: Наука. 1998.
  104. Институт экономики РАН о стратегии российских реформ // Вопросы экономики. 1996. № 3.
  105. В.А. Проблема «утечки мозгов» в России (методологические аспекты изучения) // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1996. № 5.
  106. Казам-заде Ф., Шахер М., Штойбе В. Статистические показатели функционирования высшего образования в четырех странах Европейского Союза // Образование в Европе. 1995. Т.ХХ. № 1−2.
  107. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.
  108. К. Экономика человеческих ресурсов. Афины, 1998.
  109. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д, 1994.
  110. A.B. Рынок труда в России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры // Общество и экономика. 1995. № 1.
  111. Д.Н. Некоторые замечания о природе капитала. Экономическая теория. М.: Высшая школа, 1995.
  112. Д.Н. Экономическая теория. М.: Высшая школа, 1995.
  113. С. Современные подходы к классификации рабочей силы // РЭЖ. 1995. № 11.
  114. В. Собственность: присвоенческий аспект // Экономист. 1996. № 12.
  115. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991.
  116. Я.А. Проблемы современной школы. М., 1992.
  117. Конституция (Основной закон Российской Федерации). М.: Республика, 1996.
  118. Концепции экономической трансформации постиндустриального общества // МЭМО. 1996. № 6.
  119. Концепция среднесрочной программы правительства РФ на 1997−2000 годы: структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. № 1.
  120. A.B. Американские оценки экономического положения России в 1997 году // США ЭПИ. 1997. № 7.
  121. В.А. Новые подходы к педагогическому образованию // Советская педагогика. 1990. № 6.
  122. М.М. Человеческий капитал. J1. ЛГУ. 1991.
  123. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами // Высшее образование в России. 1996. № 4.
  124. В., Краснухин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  125. Круглый стол: философия образования // Педагогика. 1995. № 4.
  126. C.B. Личностно ориентированное воспитание: концепция содержания. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.
  127. ., Меньшиков С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку // Вопросы экономики. 1997. № 5.
  128. Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5.
  129. Ле Галль Ж. М. Управление людскими ресурсами. Paris: Sorbonne. M.: Конкорд. 1992.
  130. А.П. Гуманистическая ориентация экономики: международный опыт // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1995. № 4.
  131. В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социс. 1995. № 1.
  132. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики.1996. № 1. С.47−62.
  133. B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
  134. В. Эволюционная теория и макроэкономика // Вопросы экономики.1997. № 3.
  135. Е.М. Введение в историю экономической мысли. М.: Дело, 1996.
  136. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории II Вопросы экономики. 1997. № 11.
  137. K.P., Брю C.J1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
  138. О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель. Ростов н/Д. 1997. С. 14, 28,127. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  139. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. 23. 24. .46. 4.1.
  140. В.И. Экономика образовательной сферы и деятельности: современная проблематика. М. РАН. 1994. С. 12.
  141. В.И. и др. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты. М., 1994.
  142. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-пресс, 1995.
  143. А. Принципы политической экономии: В 3 т. М.: Прогресс, 1983−1984.
  144. А. Принципы экономической науки. М., 1991.
  145. В. Социальная сфера и социальная политика в России: актуальные задачи. // Общество и экономика. 1998. № 8−9.
  146. May В. Стабилизация, выборы и перспективы экономического роста (политическая экономия реформы в России) // Вопросы экономики. 1997. № 2.
  147. A.A. и др. Инфраструктура российского рынка: экономико-статистический обзор. М., 1995.
  148. С. Проблемы и возможности // Высшее образование в Европе. T.XIX. 1994. № 3.
  149. П.Д., Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XX столетии // Высшее образование в Европе. T.XVIII. 1993. № з.
  150. Наш вуз выбирает ректора // За инженерные кадры. 1997. № 6.
  151. A.B. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования. Ростов н/Д, 1996.
  152. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 9.
  153. Ю. О национальном и экономическом мышлении // Вопросы экономики. 1996. № 9. С 118−119, 127.
  154. Ю. Хозяйственная трансформация и трансформация теории. // Вопросы экономики. 1998. № 5. С 15, 22−23.
  155. Г. Новый этап реформирования России: от грозящей катастрофы к процветанию. / Общество и экономика. 1999. № 3−4. С. 62−78.
  156. Основные направления перестройки высшего и среднего образования в стране. М&bdquo- 1987.
  157. Ф. Индустрия и коллективное творчество. Париж: Латэ, 1964. Т.1.
  158. C.B. Основы психолого-педагогического научного исследования. Ростов н/Д, 1996.
  159. У. Экономические и статистические работы. М., 1940.
  160. С. Людские ресурсы. Париж: Латэ, 1983.
  161. В.Я. Современная западная педагогика // Педагогика. 1995. № 5.
  162. А.И. Педагогическое образование: содержание, цель // Педагогика. 1995. № 4.
  163. По материалам USA Today. // США ЭПИ. 1996. № 10.
  164. A.A. Рыночное развитие и государство // США ЭПИ. 1997. № 7.
  165. М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. № 5.
  166. Проблемы инвестиционной активности (из научного доклада Института проблем занятости РАН и Минтруда РФ) // Общество и экономика. 1996. № 7−8.
  167. Проблемы негосударственных (небюджетных) образовательных учреждений (материалы «круглого стола») // Негосударственное образование Российской Федерации. 1997. № 1.
  168. Д. Сочинения. М., 1955. Т.1.
  169. И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики. 1996. № 1. С.33−46.
  170. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1996.
  171. Россия в цифрах. М.: Финансы и статистика, 1997.
  172. Россия в меняющемся мире. М.: Институт независимого анализа, 1997.
  173. Е., Федоров В. Кадровый капитал // Экономические науки. 1987. № 6.
  174. A.M. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: В 4 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т.4.
  175. К. Инвестиции в человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ: Дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 1993.
  176. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  177. В. Доклад на пятом съезде Российского союза ректоров. Москва, 20 июня 1998 // Вестник высшей школы. 1998. № 6.
  178. СамуэльсонП. Экономика. М.: АЛГОН, 1994.
  179. В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  180. А. Социально-гуманитарное образование: образ культуры. // Социально-философские проблемы образования. М. 1992.
  181. Сиз-Клемент Ф. Финансовый кризис университетов // Вестник высшей школы. 1997. № 11.
  182. Н.С. Проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров // Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Ростов н/Д, 1996.
  183. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С.57−69.
  184. А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М.: Эконов, 1991.
  185. Г. Западный опыт развития «человеческих ресурсов» // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 6.
  186. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 3, 4.
  187. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  188. В.П., Рубин Ю. Б. и др. Модульная методика в экономизации высшего образования. // РЭЖ. 1999. № 3. С. 64.
  189. В.Н. Политика как основа стратегии образования // Негосударственное образование в Российской Федерации. 1997. № 1.
  190. К. Современное экономическое мышление. М., 1986.
  191. . В. Экономический образ мышления и его особенности // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1993. Вып. 2. С. 41.
  192. О. Современная эволюция моделей и теоретических представлений о функционировании рынка труда // Проблемы экономики. 1986.
  193. С., Дорнбуш Р., Шмалензи К. Экономика. М.: Дело, 1993.
  194. М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Вып. 4.
  195. Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. 1993. Вып.1.
  196. П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1993.
  197. H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., 1989.
  198. К.Н., Тарасюк Л. Н. и др. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1994.
  199. Человеческий потенциал (из «Доклада о развитии человека за 1995 г.» Программы развития ООН) // Общество и экономика. 1996. № 5.
  200. С.С. Современное экономическое мышление как фактор интенсификации общественного производства// Вестник ЛГУ. Сер 5. Экономика. 1987. Вып 2. С. 90.
  201. Л. Зарубежный опыт подготовки специалистов и некоторые образовательные процессы в России // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  202. Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. 1996. № 1.
  203. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  204. Р.Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.
  205. JI. Полвека размышлений: речи и статьи. М. 1993.
  206. В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. № 1.
  207. ЮНЕСКО. Пятая международная конференция по образованию взрослых. Прогресс, достижения и проблемы: ретроспективный обзор образования взрослых за время, прошедшее после 1985 года. Гамбург, 1997.
  208. Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. М.: Анкил, 1994.
  209. Aron R. The industrial Society. Three Lectures on ideology and Development. N.Y. Wash. 1967. P. 97.
  210. Bell D. The Cultural contradictions of capitalism. N.Y. 1996.
  211. Bell D. The Third Technological Revolution adn its Possible Soio-Economic Conse-guences // Dissent, vol. XXXVI. N02. Spring 1998. P 167.
  212. Glaser H. Das Vershwinden der Arbeit. Die Chancen der neuetn Tahigkeitsgeellshaft. Dusseldorf. 1998. P. 116.
  213. Drucker P.F. The Education Revolution. N. Y. 1973
  214. Edvinsson L., Maione M.S. Intellectual capital. P. II.
  215. Marshall A. Principles of Economics. London, 1961. P.619.
  216. Mincer J. Education, Experience and Earnings. N. Y. 1974. P. 281.
  217. Mincer J. Investment in Human Capital and Income Distribution // Journal of Political Economy GB. 1958. — P.281−3021.
  218. Schultz T.W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities // Human Resources. New York, 1975. — 5th Anniversary. — Colloquium VI.
  219. Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Mach. N 1.
  220. Steward T. A. Intellectual Capital. P. 79, 107.
  221. Toffler A. The Third wave. N.Y. 1981. P. 13−16, 25.
  222. Turow L. Investment in Human Capital. Belmond. 1970.
  223. Turow L. The Zero Sum Society. — New York: Englewood Cliffs, 1980.
  224. РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИППК
  225. Кафедра экономической теории
  226. П.П.Васильев ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ1. Ростов-на-Дону 20 001. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  227. Сегодня в России происходят глубокие качественные преобразования в экономической жизни. Поэтому появилась настоятельная потребность в формировании нового экономического мышления у подрастающего поколения потенциального человеческого капитала.
  228. Дать каждому молодому человеку экономическую культуру это одно из необходимых условий подготовки будущего гражданина России.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНп/п Темы занятий Количество часов
  229. Что такое экономическая культура, экономика? Этапы развития. 16
  230. Производство основа жизни общества. Труд. Его виды. Товар. 4
  231. Деньги. Их возникновение и сущность. 10
  232. Рынок. Когда и как возник рынок? 5
  233. Цена. Как она устанавливается? 5
  234. Бюджет семьи, школы, государства. 10п /. Рыночная экономика. 8
  235. Кто такой предприниматель? Какими качествами он должен обладать? 101. ИТОГО. 68
  236. I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Тема 1 (уроки с 1 по 10)
  237. Что такое экономическая культура, экономика? Этапы развития
  238. А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 1. § 1−4.
  239. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 1−3.
  240. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 1. Лекции 1, 2.
  241. Экономическая школа. СПб.: Экономическая школа, 1994. Лекция 11.
  242. Тема 2 (уроки с 16 по 20) Производство основа жизни общества.1. Труд. Его виды. Товар
  243. Учащиеся в процессе обучения поймут, что в результате труда создаются товары, которые имеют два свойства: потребительную стоимость и стоимость. Труд должен быть общественно полезным.
  244. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 3, 4, 9.
  245. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1996. Разд. 1. Лекции 3−5.
  246. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 2. § 1−4.
  247. ТемаЗ (уроки с 20 по 30) Деньги. История их возникновения, сущность и функции1. Проведение тестов
  248. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 6−11.
  249. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 2. Лекция 9. Приложения 2, 3.
  250. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 3. § 3−6.
  251. Тема 4 (уроки с 30 по 35) Рынок. Когда и как возник рынок?
  252. А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 1. § 1−4- Тема 2. § 2−3- ТемаЗ. § 1,2, 7, 8.
  253. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 5, 8.
  254. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 2. Лекции 5.
  255. Экономическая школа. СПб.: Экономическая школа, 1994. Лекции 2, 3, 5, 6,11.1. Тема 5 (уроки с 35 по 40)
  256. А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 2. § 4−9. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 3, 7. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 2. Лекции 9, 10.
  257. Экономическая школа. СПб.: Экономическая школа, 1994. Лекции 1−8, 12−16.
  258. А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 2. § 6−9. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 6, 10.
  259. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 4. Лекция 17, 18.
  260. Экономическая школа. СПб.: Экономическая школа, 1994. Лекция 11, 19, 20.
  261. А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 2. § 1−9- Тема 3. § 1−8- Тема 4. § 1, 2.
  262. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл. 2, 10, 12. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 1. Лекции 5.
  263. Экономическая школа. СПб.: Экономическая школа, 1994. Лекции 10, 18, 20.1. Тема 8 (уроки с 60 по 69)
  264. А. Школьнику о рыночной экономике. М., 1995. Тема 3. § 1, 2, 7, 8- Тема 4. § 1−4.
  265. Прикладная экономика. М.: Просвещение, 1994. Гл 5, 6, 8.
  266. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. Разд. 5. Лекции 22.1. Лист обратной связистудент-преподаватель)
  267. Это ваша возможность сообщить нам, что вы думаете о практических занятиях по экономической теории. Ваши комментарии будут должным образом оценены и позволят нам объективно оценить проведение занятий, а так же будут полезны при планировании будущих.
  268. Любые комментарии, имеющие отношение к улучшению содержания или качества занятий1. Спасибо.
  269. Сумма средств, затраченных на профессиональное обучение и повышение квалификации работников в расчете на одного закончившего обучение в отчетном периоде- всегорублей)1998 г.
  270. По всему кругу предприятий в том числефинансово устойчивые финансово неустойчивые1. ВСЕГО 349,0 850,1 333,2
  271. По отраслям промышленности
  272. Нефтедобывающая 868,7 1263,7 816,81. Угольная 419,4 0,0 419,4
  273. Черная металлургия 207,3 * 207,3
  274. Цветная металлургия 215,9 0,0 215,9
  275. Нефтехимическая 159,1 1200,0 137,41. Машиностроение и ме- таллообработка 120,5 120,5 120,5
  276. Деревообрабатывающая 527,8 0,0 527,8
  277. Целлюлозно-бумажная 349,4 0,0 349,4
  278. Текстильная 121,6 270,5 106,61. Швейная 85,1 92,0 77,31. Обувная 132,2 0,0 132,21. Пищевая 200,7 960,9 178,71. По формам собственности
  279. Государственная 644,2 200 645,4
  280. Муниципальная 50,0 0,0 50,01. Частная 264,0 309,4 263,31. Смешанная Российская (без иностранного участия) 328,6 890,8 307,7
  281. По среднесписочной численности работников
  282. До 100 человек 223,8 0,0 287,8
  283. От 100 до 500 человек 197,4 454,3 173,1
  284. Свыше 500 человек 352,0 877,2 336,1
  285. См. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, 1998. М. Госкомстат РФ. 1999. С. 71.
  286. Сумма средств, затраченных на профессиональное обучение и повышение квалификации работников в расчете на одного закончившего обучение в отчетном периоде- рабочихрублей)1998 г.
  287. По всему кругу в том числепредприятий финансово устойчи- финансововые неустойчивые1. ВСЕГО 283,1 689,6 270,9
  288. По отраслям промышленности
  289. Нефтедобывающая 660,5 963,0 621,81. Угольная 401,8 0,0 401,8
  290. Черная металлургия 156,4 * 156,4
  291. Цветная металлургия 196,5 0,0 196,5
  292. Нефтехимическая 118,9 1461,9 93,11. Машиностроение и ме- таллообработка 73,5 74,3 73,4
  293. Деревообрабатывающая 385,5 0,0 385,5
  294. Целлюлозно-бумажная 206,2 0,0 206,2
  295. Текстильная 71,7 186,9 61,91. Швейная 57,1 73,9 36,81. Обувная 62,3 0,0 62,31. Пищевая 63,0 475,9 54,01. По формам собственности
  296. Государственная 626,0 111,1 627.ю4
  297. Муниципальная 50,0 0,0 50,01. Частная 129,3 225,0 128,1
  298. Смешанная Российская (без 723,1 248,0иностранного участия) 264,7
  299. По среднесписочной численности работников
  300. До 100 человек 58,0 0,0 80,6
  301. От 100 до 500 человек 114,1 302,5 100,9
  302. Свыше 500 человек 286,4 711,2 274,1
  303. См. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, 1998. М. Госкомстат РФ. 1999. С. 71.
  304. Закончили профессиональное обучение в 1998 году
  305. Руководители 28,0 П, 1 53,0 2,4 24,1 8,6 1,5 10,2 5,6 0,6 0,7 6,2 21,5
  306. Специалисты 19,6 10,2 36,2 12,0 39,4 32,8 1,4 9,8 2,6 1,7 0,7 6,0 21,4
  307. Руководители 33,7 0,0 * 0,0 28,9 32,1 0,0 0,0 25,7 3,0 0,0 2,2 23,8
  308. Специалисты 21,1 0,0 * 0,0 1,2 24,7 0,0 0,0 2,8 1,4 0,0 2,7 12,5
  309. Руководители 27,3 11,1 53,0 2,4 23,8 6,6 1,5 10,3 3,9 0,0 0,7 7,1 21,5
  310. Специалисты 19,4 10,2 36,2 12,0 42,6 33,4 1,4 9,9 2,6 1,8 0,7 6,4 21,9
  311. Рабочие 48,1 27,0 31,9 16,1 39,3 23,5 6,5 32,8 10,7 1,3 5,0 10,4 27,7
  312. Структура подготовки кадров в 1998 году по всему кругу обследованных предприятийв процентах к закончившим обучение по категориям)
  313. Нефте-д сбываю щая Угольная Черная металлу ргия Цветная металлу ргия Нефтехи мичес-кая Машинос троение и металлообработка Деревооб рабаты-вающая Целлюлоз обумаж-ная Текстильная Швейная Обувная Пищевая Всего1. Руководители
  314. Прошли переподготовку 1,2 2,9 0,6 81,5 3,2 4,2 10,0 26,3 10,0 0,0 0,0 42,5 3,2
  315. Повысили квалификацию 98,8 97,1 99,4 18,5 96,8 95,8 90,0 73,7 90,0 100,0 100,0 57,5 96,81. Специалисты
  316. Прошли переподготовку 12,0 3,8 4,5 17,1 0,5 5,8 50,0 19,3 8,7 50,0 0,0 72,9 8,0
  317. Повысили квалификацию 88,0 96,2 95,5 82,9 99,5 94,2 50,0 80,7 91,3 50,0 100,0 27,1 92,01. Рабочие
  318. Прошли первоначальное обучение 4,8 22,1 2,2 4,0 4,8 6,0 28,3 6,9 9,3 2,4 49,1 46,1 9,6
  319. Прошли переподготовку 9,2 20,0 19,9 19,9 14,7 17,3 34,4 9,5 14,8 7,1 3,6 29,1 16,9
  320. Освоили вторые (смежные) профессии, специальности 19,4 9,6 22,8 33,1 17,8 11,5 7,8 19,3 П, 9 85,7 13,8 13,6 17,3
  321. Повысили квалификацию 66,6 48,3 55,0 43,0 62,7 65,2 29,5 64,4 64,4 4,8 33,5 11,2 56,2
Заполнить форму текущей работой