Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религия и общество

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человечество привыкло либо тупо подчиняться всякому принуждению, либо эгоцентрически восставать против всякого принуждения и даже против самой природы власти. Вот почему лишь к слепому сопротивлению властям относятся слова апостола: «Противящийся власти противится Божию установлению». Восставая против неправедного духа той или другой власти, борясь за восстановление попираемых в мире Божьих… Читать ещё >

Религия и общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • каково положение религии в обществе;
  • • что представляет собой политизация веры;

уметь

• анализировать политические аспекты религии;

владеть

• навыками практического анализа политических аспектов религии.

Власть и религия

Не всем легко понять, что свобода людей, граждан не только «этого» мира, состоит в том, что как подчиняясь тем или иным земным властям, так и не подчиняясь им в том или другом, они могут исполнять волю Божию. Восставая в чем-либо против каких-либо властей этого мира, религия восстает не на природу этих, от Бога данных властей, а лишь на неправедное их содержание. В этом сущность религиозного личного, мудрого, зрячего отношения к власти, в отличие от анархического или абстрактного.

Человечество привыкло либо тупо подчиняться всякому принуждению, либо эгоцентрически восставать против всякого принуждения и даже против самой природы власти. Вот почему лишь к слепому сопротивлению властям относятся слова апостола: «Противящийся власти противится Божию установлению». Восставая против неправедного духа той или другой власти, борясь за восстановление попираемых в мире Божьих законов, человек, в сущности, защищает самый лик власти как Божьего установления, данного Богом на добро, а не на зло.

" Власть дается на Богослужение и на служение человеку, его истинной свободе, — не на боговосстание и не на господство над человеком"[1].

Первой земной властью является власть родительская, и ребенок призван не только ей повиноваться, но и почитать ее: «Чти отца твоего и матерь твою». Однако даже это первое свое повиновение человек в некоторых случаях может и даже обязан нарушить, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». По словам архиепископа Иоанна Сан-Францисского, если в отношении законной и природной родительской власти заповедуется Евангелием страшное, в чистом своем значении, слово ненависть (т.е. высшее выражение отвержения), то тем более человек имеет право свято «ненавидеть», т. е. отвергать ту власть мира, которая удерживает его, или других людей, от послушания последней власти и правде Божией. Таков диапазон данной свыше человеку свободы духа!

Однако эта свобода рождается не из эгоизма человеческого, а из любви, из Божьей любви к человеку и из ответной любви человека к Богу. Инок в монастыре призван слушаться даже недостойного игумена («если он только не еретик»). Оттого истинная религиозная кротость, не оправдывая рабства и не поощряя насильников, является высшим учреждением человеческой свободы и силы духа. Если же свобода взыскуется не подлинная, а эгоистическая, и Божья воля пренебрегается, то зло умножается. Примеров истории великое множество. По словам Иоанна СанФранцисского, лишь исполнение воли Божьей и умаление эгоистической воли, являясь осуществлением любви и послушанием Богу, есть явление истинной свободы[2].

Некогда христианский епископ приветствовал Атиллу[3], входящего в Европу: «Да, будет благословен приход твой, бич Бога, Которому я служу, и не мне останавливать тебя!» Было бы неверно отсюда выводить мысль, что всех атилл надо всегда приветствовать такими словами. Приветствие христианского епископа (глубокое, но своему духовному содержанию) не делало, конечно, ни Атиллу, ни его варваров, теми силами, сопротивление которым воспрещается. По Атилла, в самой разрушительности своей, был призван сделать нечто положительное: вразумить развращенную Европу и сжечь догнивающие остатки древней цивилизации. После этого «ассенизагорского», можно сказать, в историческом аспекте дела, Атилла с его варварами как беззаконная и нечестивая власть был изгнан через людей той же самой силой Божьей, которая его «допустила» .

Жанна д’Арк (ок. 1412−1431), борясь против поработителей своего народа, пытавшихся установить в ее стране свою «законную» (и даже «христианскую») власть, следовала древним библейским примерам и своим непосредственным откровениям Духа, подтвержденным впоследствии той же Церковью, слепые представители которой ее умертвили.

Но не всякое время истории бывает временем Жанны д’Арк. Это приходится учитывать. Не всякое время бывает и временем Дмитриев Донских и преподобных Сергиев. Далеко не всегда и не всякий борец против какого-нибудь общественного зла непременно песет в себе благодать истинной борьбы. Не всякий человек, имеющий благодать личной борьбы со злом, имеет и благодать общественной борьбы со злом. Есть и было в мире немало таких борцов, которые, пренебрегая благодатью борьбы со злом, пытались, однако, вести борьбу со злом общественным, и даже в мировом масштабе. От этого зло только умножалось. И хотя всегда встречались люди, несшие в истории благодать общественной борьбы за правду Божью, в истории было больше безблагодатных и лицемерных человеческих борений со злом. Это относится и к нашему времени, и не только к светской, но и к церковной области. Призывая к повиновению государственной власти, апостолы зовут к повиновению власти как таковой, данной на созидание и на охрану доброго созидания.

Архиепископ Сан-Францисский ставит вопрос: «Наблюдая человеческую власть, задавшуюся целью отвергнуть власть Божью в мире, мы спрашиваем себя: „Какая воля движет такой властью?“». Конечно, воля человеческая и демоническая, т. е. тварная. Но какая воля допускает се на земле? Злую волю терпит, конечно, не благословляющая, а допускающая воля Божья, без которой ничего в мире не может произойти. «Ради наиболее яркого выявления отвратительности зла перед потемненным сознанием, ради научения нечуткого человека ценностям высшим, вечным, ради спасения мира от зла воля Божья допускает в мире эту „экстериоризацию“ обезображенного грехом человеческого сознания и злой воли, следствием которых являются и разрушительные стихийные катастрофы… Не благословляет Творец это болезненное искажение Им созданной гармонии жизни, но допускает его, с целью промыслительной для человека, с целью исцелить искажение духовное в людях. И, только поняв всю беззащитность, слабость и смертность свою без Бога, человек может найти свое великое спасение в Боге… Увидеть это можно только в свете вечности»[4].

Божья власть, в отличие от человеческой, не убивает и не связывает свободы человека, но освобождает, воспитывает свободу и совершенствует ее, лечит любовью и истиной. Логосом Божьим освобожденный человек высоко поднимается над преходящими властями и явлениями этого мира. И можно слышать, как истина, окрыляя последнюю свободу человека, гремит в грозных событиях земли и тихо склоняется над верной душой.

  • [1] Иоанн Сан-Францисский. Свобода и власть // Его же. Избранное. С. 392.
  • [2] См.: Иоанн Сан-Францисский. Свобода и власть С. 393.
  • [3] Атилла — предводитель гуннов с 434 г. Возглавил опустошительные походы.
  • [4] Иоанн Сан-Францисский. Свобода и власть. С. 394.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой