Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бортовая качка судна на регулярном волнении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примем, что судно, поперечные размеры которого (ширина В и осадка Т) бесконечно малы по сравнению с длиной волны X, не имеет хода и расположено лагом к волне. Очевидно, что при данных допущениях оно будет вести себя как частица жидкости, участвующая в орбитальном движении. В соответствии с выводами гидромеханики, равнодействующая сил давления (сил плавучести) будет направлена по так называемой… Читать ещё >

Бортовая качка судна на регулярном волнении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Примем, что судно, поперечные размеры которого (ширина В и осадка Т) бесконечно малы по сравнению с длиной волны X, не имеет хода и расположено лагом к волне. Очевидно, что при данных допущениях оно будет вести себя как частица жидкости, участвующая в орбитальном движении. В соответствии с выводами гидромеханики, равнодействующая сил давления (сил плавучести) будет направлена по так называемой динамической вертикали — нормальной к свободной поверхности воды в данном месте. За счет влияния центробежных сил по этой же вертикали будет действовать и сила тяжести судна. Тогда, как следует из рис. 5.5, восстанавливающий момент запишется.

Восстанавливающий момент при бортовой качке на волнении.

Рис. 5.5. Восстанавливающий момент при бортовой качке на волнении.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

где, а — угол волнового склона в данный момент времени в месте расположения качающегося судна.

Выражение (5.34) состоит из двух частей. Первая из них GhQ — суть восстанавливающий момент на тихой воде, вторая Gha — возмущающий момент, изменяющийся во времени по гармоническому закону с частотой, равной частоте рассматриваемого регулярного волнения [см. (5.29)]. Если учесть конечность размеров судна с помощью специального поправочного (редукционного) коэффициента Хъ — 1″ т° уравнение (5.4) бортовой качки на регулярном волнении запишется в виде.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

где = а0 Xesin ~ угол эффективного волнового склона, a ot^0= — а0 Хв — его амплитудное значение.

Общий интеграл неоднородного уравнения (5.35) можно представить в виде суммы общего решения дифференциального уравнения без правой части и частного решения: Бортовая качка судна на регулярном волнении.

Первый член правой части выражения (5.36) — суть уравнение затухающих колебаний [см. (5.15)], которые, как было показано выше, за счет демпфирования достаточно быстро исчезнут.

Таким образом, через некоторое время останутся только вынужденные колебания.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

которые будут происходить с частотой о волнения и с отставанием по фазе по отношению к возмущающему моменту (волновому профилю).

Амплитуда вынужденных колебаний при этом составит.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

а сдвиг по фазе.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

Из (5.38) и (5.39) следует, что и амплитуда бортовой качки, и сдвиг по фазе являются функциями частоты волнения.

Отношение амплитуд качки и углов волнового склона носит название коэффициентадинамичности и записывается в виде Бортовая качка судна на регулярном волнении.

где, а = а/яв — относительная частота качки — соотношение частот собственных и вынужденных колебаний.

Выражение (5.40) называют и амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ) бортовой качки, поскольку оно определяет амплитуды вынужденной качки в функции от частоты возмущающего момента (регулярного волнения).

Проследим за характером изменения АЧХ. Когда а->0, судно качается в согласии с волной кл — 1,0в — a^0, его колебания не отстают от волнения — сдвиг по фазе 6−0 [см. (5.39)]. Такое положение возможно либо при а—>0, либо при Первый случай соответствует очень длинным волнам, второй — судну с бесконечной начальной остойчивостью h->оо [см. (5.7)], прообразом которого является плот.

Если о—о, то коэффициент динамичности &д-«0, 0в-«О, следовательно, качка будет отсутствовать. Это произойдет либо когда ст—"оо и очень короткие волны малой амплитуды не обладают достаточной энергией, чтобы раскачать судно, либо при п%>0, т. е. когда начальная метацентрическая высота Л—>0 и восстанавливающий момент отсутствует. Очевидно, что последний вариант не приемлем с точки зрения остойчивости.

Взяв производную от (5.40) по а, определим положение максимума АЧХ, которое соответствует относительной частоте волнения, равной.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

Таким образом, максимум АЧХ несколько сдвинут влево от резонанса (я0 * а, а=1), а его величина составляет.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

Сдвиг, но фазе в этом случае (а = яв) достигает [см. (5.39)] величины 5 — я/2, т. е. колебания судна отстают от возмущающего момента на 90°.

Если сопротивление качке отсутствует, то из (5.41) и имеем.

Амплитудно-частотные характеристики.
Рис. 5.6. Амплитудно-частотные характеристики.

Рис. 5.6. Амплитудно-частотные характеристики.

т. е. приходим к известному из теоретической механики выводу о неограниченном возрастании амплитуд колебаний идеального математического маятника в условиях резонанса.

На рис. 5.6 представлены АЧХ судов, имеющих различные коэффициенты демпфирования бортовой качки. Даже весьма умеренное сопротивление (яе — 0,05) приводит к резкому снижению резонансных амплитуд. Тем не менее у судов эти амплитуды могут достигать весьма ощутимых величин в зоне резонанса.

В силу однотипности уравнений основных видов качки (5.3)—.

(5.5) все качественные выводы, полученные выше относительно бортовой качки на регулярном волнении, могут быть распространены и на килевую и на вертикальную качку. Отличия непринципиального свойства будут иметь место в значениях редукционных коэффициентов и безразмерных коэффициентов демпфирования.

При отсутствии хода для каждого вида качки в принципе существует резонансное волнение, вызывающее максимальные амплитуды соответствующих колебаний. Зная периоды собственных колебаний, без труда можно найти параметры резонансного волнения, положив Т{ — т (см. пример 5.2).

Пример 5.2. Для судна «Инженер» найдем характеристики резонансных волн для бортовой и килевой качки. Ранее (см. примеры 2.8 и 5.1) имели Т0 «20,4 с; Т? 7,81 с. Полагая Г — т, с использованием (5.24) находим для бортовой качки.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

для килевой качки.

Бортовая качка судна на регулярном волнении.

Зыбь (регулярное волнение) с длиной волн X «650 м маловероятна, поэтому резонансная бортовая качка судну без хода, по-видимому, не угрожает. Килевая качка при X — 95 м тоже не представляет большой опасности — при таком соотношении длины волны и судна (X/L — (95/173) * 0,55) редукционный коэффициент будет близок к нулю.

Эти выводы справедливы и для других достаточно крупных морских судов (I > 100 м).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой