Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эпоха возрождения. 
История зарубежной литературы средних веков и эпохи возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек эпохи Возрождения полагает себя словно живущим в особом времени, в чем-то близком к понятию «золотого века», осознает себя центром мироздания. Он уже не устремлен к потустороннему, божественному, а напротив, широко открыт всему разнообразию земной жизни. Он с живым любопытством вглядывается в окружающую реальность, которая раньше считалась бледным отблеском небесного мира. И при этом… Читать ещё >

Эпоха возрождения. История зарубежной литературы средних веков и эпохи возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Историко-теоретическое введение

Если мы должны говорить о золотом веке, то это, конечно, век, который производит золотые умы.

Маршлио Фичино, итальянский гуманист.

Из письма 1492 г.

Завершение средневековой цивилизации в истории человечества отмечено блистательным периодом, получившим название Ренессанса (франц. renaissance — возрождение). В отличие от предшествующего периода, Возрождение (Ренессанс) — это эпоха, носящая переходный и одновременно переломный характер. В процессе этого перелома складывается новый тип культурной эпохи и одновременно новый тип культурного движения, именуемый гуманизмом. Будучи особым этапом позднего Средневековья, эпоха Возрождения — период формирования и исток Нового времени.

«Величайший исторический переворот»: титаны Возрождения. В основе этого «переворота», по выражению Энгельса, лежали глубокие социально-экономические причины. Главным и решающим стало развитие буржуазных отношений, а это оказало влияние на всю социальную, духовную, культурную жизнь.

Происходит рост городов и, соответственно, производительных сил, переход от ручного производства к мануфактурному. Усиливаются межрегиональные торговые связи. В ряде стран, прежде всего во Франции и Англии, в борьбе с феодальным своеволием берет верх королевская власть, опирающаяся на помощь городов. Закладываются национальные государства. Огромную роль играют великие географические открытия — они кладут начало мировой торговле и активному освоению огромных ресурсов на открытых и завоеванных землях. Все большее значение приобретают знания естественнонаучные и гуманитарные. Расширяется сеть университетов. Проблемы педагогики, воспитания и образования все в большей мере заботят и ученых, и людей искусства.

Становится очевидным, что не пассивность и робость индивида, этой «твари дрожащей», а его активность, энергия, находчивость, инициатива, вопреки церковным догмам и сословным ограничениям, становятся важнейшими жизненными факторами. Ослабевает роль разного рода церковных запретов и догматов. «Духовная диктатура церкви» оказывается сломленной, а на смену ей приходит «жизнерадостное свободомыслие». Аскетическая мораль была поколеблена. Само противопоставление духовного и телесного начал в человеке было подвергнуто сомнению. Происходит «эмансипация плоти», и одновременно утверждается право индивида на радость, любовь, чувственные удовольствия.

Важнейшая сторона Ренессанса — возвращение, а в сущности — возрождение античной культуры, ее активное освоение, а вместе с тем пробуждение живого интереса к человеку, его природе и проблемам. Античные сюжеты, образы, мотивы начинают активно животворить ренессансную литературу. Произошло «открытие мира и человека». Великие мореплаватели, такие как Колумб, Магеллан, Васко да Гама и др., показали, как широки, поистине необъятны горизонты Земли, которая вовсе не плоская, а шарообразная. А великие художники слова, мастера живописи и скульптуры обнаруживают, сколь глубок, многогранен внутренний мир человека.

Открытие мира и человека. В литературе Средневековья, особенно в аллегорических жанрах, человек изображался схематично, как воплощение определенных пороков или добродетелей. Представители сословий наделялись закрепленными характеристиками: рыцарь — благороден; купец — хитер; крестьянин — невежествен; стряпчий — изворотлив и т. д. В литературе Возрождения человек предстает в своей природной сущности, не одномерным, а многогранным, порой противоречивым, не поддающимся прямолинейной, однозначной оценке. Таковы Гамлет и Дон Кихот. Именно человек и его проблемы — центр художественной культуры, которая приобретает светский характер. А потому писатели, художники, скульпторы, мыслители этой эпохи называются гуманистами (лат. humanum — человеческий). Решительно меняется роль женщины в обществе и ее воплощение в искусстве. Появились полноценные многогранные женские характеры. Пример тому — конечно же, Шекспир. Об этом замечательно писал Гейне в работе «Девушки и женщины в комедиях Шекспира».

Сама атмосфера внутренней свободы, раскрепощения личности, освобождения от духовных пут, — все это стало мощным стимулом для проявления творческой энергии в самых разных сферах, будь то литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка. Это то, что воплощено в высоком понятии: искусство Возрождения!

Это время подарило истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке (//. Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бэкон), и в искусстве — живописи (Рафаэль, Боттичелли), музыке, архитектуре, — и в литературе. Особенностью «титанов Возрождения», как часто называли не просто одаренных, но наделенных мощным творческим потенциалом людей этого времени, — были их универсализм, способность совмещать разнообразные таланты и проявлять их в разных областях деятельности. Одним из самых универсальных «титанов» Ренессанса был Леонардо да Винчи — ученый, художник, писатель.

Новая концепция человека. Отношение к античности объясняет и название эпохи (впервые употребленное в 1550 г. итальянским гуманистом Дж. Вазари в трактате «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). В самом термине указывается на задачу воссоздания, «возрождения» во многом утраченных в Средние века культурных идеалов и ценностей. Правда, подъем западноевропейской культуры возникает не просто на фоне предшествующего упадка. В сознании людей Позднего Средневековья многое меняется. Они ощущают себя принадлежащими к другому времени, испытывают неудовлетворенность прежним состоянием художественной культуры. Античное наследие не просто изучается в этот период, но «восстанавливается». Деятели Возрождения, особенно итальянские, озабоченные поисками, сбережением и публикациями древних рукописей, совершенствуются в латинском и греческом языках.

Человек эпохи Возрождения полагает себя словно живущим в особом времени, в чем-то близком к понятию «золотого века», осознает себя центром мироздания. Он уже не устремлен к потустороннему, божественному, а напротив, широко открыт всему разнообразию земной жизни. Он с живым любопытством вглядывается в окружающую реальность, которая раньше считалась бледным отблеском небесного мира. И при этом обнаруживает, что эта воспринимаемая им реальность — полнокровное, естественное и красочное проявление бытия. Средневековому аскетизму уже нет места в новой духовной атмосфере индивида, который осознает свою свободу и мощь как существа земного, природного и одновременно богоподобного, исполненного творческой энергии. «Вторым Богом» называет его Н. Кузанский. Оптимистическая вера в могущество человека, его способность к совершенствованию стимулирует желание и потребность соотносить поведение отдельного индивида с неким образцом «идеальной личности». А отсюда рождается и жажда самосовершенствования.

Гуманизм. Так складывается центральное движение ренессансной культуры — гуманизм. Это особый комплекс нравственно-философских представлений, ориентированных на воспитание и образование человека, а отсюда вытекает придание особой роли гуманитарным дисциплинам как наиболее универсальным и благородным. Нельзя все это не признать актуальным и для нашего времени. Формируется гуманистическая интеллигенция — круг людей, общение которых основано не на схожести происхождения и профессиональных интересов, а на близости духовно-нравственных представлений и исканий. Порой подобные объединения единомышленников-гуманистов получали наименование Академий — в духе античной традиции. Переписка гуманистов сделалась важной частью литературного наследия Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры, способствовал тому, что деятели культуры разных стран Европы чувствовали себя причастными к единому духовному пространству. Эразма Роттердамского называли «гражданином мира». Чувство культурного единства укреплялось вследствие интенсивного развития, с одной стороны, гуманистического образования, а с другой — книгопечатания благодаря изобретению Гуттенберга (середина XV в.). По всей Западной Европе распространяются типографии, а к книгам получают доступ все большее число людей.

В эпоху Возрождения начинают мыслить по-новому. На смену средневековому схоластическому диспуту приходит гуманистический диалог, предполагающий изложение разных точек зрения, а следовательно, наличие сложной многоликости истин о мире и человеке. Не случайно диалог, восходящий к античности, к Платону, — один из продуктивных литературных жанров эпохи Возрождения. Популярность этого жанра, равно как и расцвет трагедии и комедии, — свидетельство внимания писателей Ренессанса к античной жанровой традиции. Но, конечно, Возрождение обновляет жанровый спектр литературы: это сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Выдающуюся роль играет в эту эпоху поэзия, воссоздающая мир человеческих чувств (Чосер, Вийон, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Тассо, Ариосто). Писатели Возрождения, опираясь на опыт античных авторов, создают свой новый художественный мир литературных образов, сюжетов, стилевых приемов. Разрабатывается представление о литературном языке, закрепляются его нормы.

Эстетика Ренессанса. Самый эстетический облик эпохи Возрождения свеж и своеобразен. Деятели культуры стремятся возродить античный принцип искусства как «подражания природе». Но в творческом соревновании с древними открывают новые пути и способы подобного «подражания», а позднее даже вступают в полемику с этим принципом. Именно в период Возрождения в живописи была открыта перспектива, заменившая до того бытовавшее плоскостное изображение. В литературе же получает развитие стилевое направление, именуемое «ренессансным классицизмом». Оно ориентировано на творческий процесс «по правилам» древних авторов. Но одновременно развивается иное течение, опирающееся, как у Рабле, на наследие «смеховой народной культуры» Средневековья (М. М. Бахтин). Это «гротескный реализм», а кроме того ясный, свободный, образно-стилистически гибкий стиль «ренессанс» (Р. И. Хлодовский). На поздних этапах Возрождения получил развитие прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и нарочито манерный «маньеризм». Подобное стилевое многообразие углублялось по мере эволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.

Исторический процесс в эпоху Возрождения отмечен нарастающим драматизмом. Обостряется экономическое и политическое соперничество европейских стран. Начавшаяся религиозная Реформация ведет к социальной напряженности, а порой к прямой военной конфронтации между католиками и протестантами (во Франции). А это побуждает людей Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла) острее чувствовать утопичность оптимистических упований на некое идеальное устройство мира. Ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости, признание трудностей воплощения идеалов гармонии, свободы, разумности — все это имеет своим результатом кризисные явления ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса дает о себе знать уже в творчестве писателей позднего Возрождения.

Национальные варианты Ренессанса. Изучая литературу Возрождения, давшую великих художников слова: Данте и Петрарку, Боккаччо и Ариосто, Вийона и Ронсара, Рабле и Монтеня, Чосера и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега и др., — надо иметь в виду некоторые общие обстоятельства. Во-первых, литература Ренессанса в разных странах в силу разных исторических условий и социально-культурных факторов и традиций несет печать национального своеобразия. Во-вторых, внутри национальных литератур, что особенно наглядно видно на примере Италии, выделяются этапы развития, наблюдаются перемены в тематике, сюжетно-стилевой сфере. В-третьих, противопоставляя Средневековье и Возрождение, мы не можем возвести между ними некий водораздел. В истории литературы мы постоянно наблюдаем явления переходного характера. В рассматриваемый период мы встречаем великих художников слова, которые исторически и художественно пребывают на переломе эпох, включая в свой эстетико-философский арсенал как средневековые, так и ренессансные элементы: это Данте в Италии, Чосер в Англии, Вийон во Франции. Их изучают в разделе и средневековой литературы, и ренессансной. Во всяком случае, уместно включать их в тот пласт литературных явлений, который именуется Предвозрождением, или Проторенессансом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой