Факторы влияния на величину выручки
Надбавка (наценка) — увеличение цены изделия, товара, связанное с дополнительными расходами на их изготовление и продажу либо с их особыми свойствами. Фольмут X. Й. Инструмены контроллинга от, А до Я: пер. с нем. / под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 159. Выручка-нетто (чистая выручка) — брутто-выручка за вычетом скидок. Таким образом… Читать ещё >
Факторы влияния на величину выручки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Способ оценки выручки при решении различных управленческих проблем довольно часто отступает от общего правила, описанного формулой.
где Е: — выручка от реализации продукции вида j
X: — количество продукта j, проданное в некотором периоде;
Р: — цена реализации продукта j (j = 1,…, J).
Это связано с практикой использования надбавок и скидок.
Надбавка (наценка) — увеличение цены изделия, товара, связанное с дополнительными расходами на их изготовление и продажу либо с их особыми свойствами[1].
Скидка — условие сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке.
Надбавка (наценка) может производиться как в процентах (от базовой цены или от себестоимости), так и в абсолютном выражении. Надбавки могут устанавливаться за особое качество, за индивидуальную упаковку, за специальные условия доставки и т. п.
Скидки представляют собой инструмент гибкого ценообразования, позволяющий варьировать цены для отдельных потребителей (табл. 6.11). Определение размера скидки представляет собой серьезную проблему, поскольку, с одной стороны, данная мера является средством привлечения покупателей, а с другой — влечет за собой снижение выручки.
Для устранения влияния на выручку надбавок и скидок осуществляется процесс корректировки цены, в ходе которого выявляются такие категории, как выручка-брутто и выручка-нетто.
Пример системы скидок для посредников1
Таблица 6.11
Вид скидок. | Пример скидок. |
Функциональные. | Единые, за сбыт, за финансирование. |
За количество. | За объем, за ассортимент, за достигнутый уровень продаж, за оборот, за мероприятия. |
Временные. | Па начальных этапах продажи, за предварительный заказ, сезонные, на старые модели, за преждевременное приобретение. |
«За верность». | Скидки за долголетние хозяйственные связи. |
За оплату наличными. | Сконто. |
Специальные. | Для персонала, для чиновников, членам союзов, за последующие стадии обработки. |
Выручка-брутто — выручка, определенная на основе базовой цены, увеличенной на надбавку2.
Выручка-нетто (чистая выручка) — брутто-выручка за вычетом скидок. Таким образом, величина чистой выручки продукта определяется следующим образом:
где 'ZPuj — сумма всех надбавок к базовой цене продукта j;
UPcj — сумма всех скидок относительно цены продукта j (j = 1,…,/).
Пример расчета выручки-нетто приведен в табл. 6.12.
Вопросы практики Расчет нетто-выручки по местам возникновения затрат В таблице приведен пример расчета чистой выручки, полученной от реализации продукции (услуг) в различных (в различных сферах рынка).
Таблица 6.12
Перекрестное сопоставление учетных объектов, приносящих выручку3
Показатель. | Место возникновения выручки. | ||||
А | В | С | D | Е | |
Базовая цена (за единицу вида продукции). | |||||
+ надбавка за доставку. | 5,5. | 5,5. | 5,75. | ||
+ надбавка за одноразовую упаковку. |
- 1 Фольмут X. Й. Инструмены контроллинга от, А до Я: пер. с нем. / под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 159.
- 2 Выручка-брутто (оборот-брутто) иногда рассматривается также без налога на добавленную стоимость. См.: Май Р., Э. Майер. Контроллинг для начинающих: пер с нем. М.: Финансы и статистика, 1992.
- 3 Адаптировано по: Концепция контроллинга. Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. С. 86.
Показатель. | Место возникновения выручки. | ||||
Л | В | С | D | Е | |
+ надбавка за меньший объем (3% от предыдущей суммы). | 3,15. | 3,68. | 3,47. | 3,62. | 3,36. |
= Выручка брутто (на 1 т). | 108,15. | 126,18. | 118,97. | 124,37. | 115,36. |
(-) Дилерская скидка (15% от выручки-брутто). | ; | 18,93. | ; | ; | 17,30. |
(-) Комиссионные (8% от выручкибрутто). | 8,65. | ; | 9,52. | 9,95. | ; |
(-) Сконто (2% от выручки-брутто). | 2,16. | 2,52. | 2,38. | 2,49. | 2,31. |
(-) Прочие прямые затраты сбыта. | 3,50. | 9,70. | 4,20. | 12,3. | 8,20. |
= Выручка нетто (на 1 т). | 93,84. | 95,40. | 102,87. | 99,63. | 87,9. |
- [1] Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник.М.: Вуз и школа, 2004.