Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и реальность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Однако очевидно, что эго вряд ли относится к такой большой стране, как Россия, гдетранспортные издержки межрегиональной торговли могут быть даже значительно выше, чеммежстраиовой. Так, например, в условиях свободной торговли гораздо выгоднее доставлятьзерно на Дальний Восток из США и Канады, чем, скажем, из Краснодарского края. Особо успешным является тестирование модели ХО, когда ослабляются… Читать ещё >

Теория и реальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее слабыми сторонами модели ХО с точки зрения ее объяснительной силы применительно к наблюдаемой в действительности структуре межрегиональной торговли являются нереалистичные предпосылки. Среди них в первую очередь можно назвать совершенную конкуренцию, фиксированное предложение труда и капитала и рассмотрение только двух факторов производства.

Тестирование модели ХО на межрегиональном уровне внутри одной страны сталкивается с главной проблемой в виде отсутствия регулярной статистики межрегиональной торговли. Поэтому наряду с анализом межрегиональной торговли исследуют региональную специализацию.

Модель ХО неплохо объясняет региональную специализацию и структуру межрегиональной торговли. Причем обычно лучше, чем межстрановую специализацию и торговлю. Для того чтобы понять, почему это так, надо взглянуть на допущения модели.

Одна из них названа «сильной фактороинтенсивностью». Заключается она в утверждении, что отрасль, которая, например, каииталоинтенсивна при одном соотношении факторных цен, останется такой же при любом другом их соотношении. Эта предпосылка реже нарушается на межрегиональном уровне, поскольку факторные цены, как правило, меньше различаются между регионами, чем между странами.

Другой предпосылкой является предположение об идентичных технологиях. Регионы одной страны в гораздо меньшей степени характеризуются существенными технологическими разрывами, чем отдельные страны.

Наконец, модель ХО допускает идентичные вкусы (предпочтения). Очевидно, что в большинстве случаев потребительские привычки населения меньше различаются внутри одной страны, чем между разными странами.

Особо успешным является тестирование модели ХО, когда ослабляются некоторые ее предпосылки. В первую очередь речь идет об отказе от двухфакторной схемы. Так, рассмотрение природных ресурсов в качестве самостоятельного фактора производства значительно повышает предсказательную силу модели.

Далее есть смысл отказаться от допущения качественной однородности как труда, так и капитала. Очевидно, например, что квалификация рабочей силы может существенно различаться по регионам. Поэтому наряду с природными ресурсами, человеческий капитал также выделяется в самостоятельный фактор производства. В результате исследования обнаруживают следующую, отвечающую идеологии модели ХО, тенденцию: регионы, наделенные квалифицированным трудом, специализируются на отраслях (видах деятельности), интенсивно этот труд использующих.

В то же время тот факт, что модель ХО может лучше объяснять межрегиональную торговлю, чем международную, не должен скрывать то, что она теряет свою предсказательную силу, когда факторы производства оказываются весьма мобильными внутри страны. Ведь конечная причина сравнительных преимуществ видится ей в различной нацеленности территорий факторами производства. Если же дефицит того или иного фактора может быть покрыт за счет его перемещения из другого региона, то вся концепция рушится. Не случайно теория ХО в плане объяснения межрегиональной торговли больше применима к странам с большой территорией, где миграция по ряду причин затруднена, чем к малым странам.

Что касается тенденции к выравниванию факторных цен, то очевидно, что она также сильнее проявляется на межрегиональном уровне, чем на межстрановом. Как уже отмечалось, в межрегиональных отношениях практически отсутствуют торговые барьеры, ведущие к искажениям товарных цен и, как результат, препятствующие выравниванию факторных цен. Во многих странах транспортные издержки во внутренней межрегиональной торговле существенно ниже, чем в межстрановой торговле. Это обстоятельство также работает на указанную тенденцию[1].

В то же время наиболее далекой от реальности предпосылкой является допущение постоянной отдачи от масштаба, что особо заметно, когда речь идет о регионах. Если даже фирмы в регионе не характеризуются внутренней экономией от масштаба, то, скорее всего, наблюдается внешняя экономия от масштаба, например, в силу агломерационных эффектов. Отказ от предпосылки о постоянной отдаче от масштаба привел к возникновению радикально новых теорий межрегиональной торговли, которые рассматриваются в следующем параграфе.

  • [1] Однако очевидно, что эго вряд ли относится к такой большой стране, как Россия, гдетранспортные издержки межрегиональной торговли могут быть даже значительно выше, чеммежстраиовой. Так, например, в условиях свободной торговли гораздо выгоднее доставлятьзерно на Дальний Восток из США и Канады, чем, скажем, из Краснодарского края.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой