Фазы и этапы планирования.
Методы планирования
![Реферат: Фазы и этапы планирования. Методы планирования](https://westud.ru/work/6436543/cover.png)
Общая сумма прибыли от продаж уменьшилась на 350 тыс. руб., причем за счет увеличения цен на продукцию показатель увеличился на 9783 тыс. руб., а за счет увеличения количества проданных товаров — на 217 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало увеличение величины управленческих и коммерческих расходов — на 1950 и 3400 тыс. руб. соответственно. Существенное влияние… Читать ещё >
Фазы и этапы планирования. Методы планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс планирования и выполнения плана на предприятиях состоит из трех основных фаз: фаза планирования, фаза выполнения и фаза завершения. Каждая фаза характеризуется соответствующими этапами и содержанием. В настоящее время на большинстве предприятий центральным органом, отвечающим за процесс планирования, является бюджетный комитет. Содержание деятельности этого органа, а также основные фазы и этапы планирования представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Содержание деятельности бюджетного комитета, основные фазы и этапы планирования
Этап. | Исполнители. | Деятельность бюджетного комитета. |
Фаза планирования | ||
Постановка целей на бюджетный период. | Менеджмент предприятия. | Вырабатывает регламент своей работы на бюджетный цикл. |
Сбор информации для разработки проекта бюджета. | Маркетинговые, производственные и экономические службы предприятия. | Утверждает форматы бюджетной документации, порядок ее представления и критерии оценки выполнения бюджетов. |
Анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета. | Менеджеры предприятия, ответственные за функциональные бюджеты. | Обеспечивают координацию работы бюджетных центров. |
Оценка проекта бюджета и его корректировка. | Бюджетный комитет предприятия. | Рассматривает проект бюджета. |
Утверждение бюджета. | Генеральный и финансовый директор | Доводит информацию до исполнителей бюджета. |
Фаза выполнения | ||
Исполнение бюджета и текущая корректировка его показателей. | Руководители центров ответственности предприятия. | Рассматривает текущие отчеты о выполнении бюджета. |
Текущий и итоговый анализ отклонений. | То же. | Вырабатывает меры по корректировке ситуации. |
Фаза завершения | ||
Представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей предприятия за отчетный период. | Высшее руководство и бюджетный комитет предприятия. | Готовит отчет о выполнении бюджета. |
Выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и создания будущих бюджетов. | Бюджетный комитет предприятия. | Утверждает изменения к текущему бюджету и бюджету будущего периода. |
Планирование основных показателей деятельности предприятия осуществляется с помощью системы методов. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы расчеты основных финансовых показателей предприятия. Классификация основных методов планирования представлена на рис. 9.1.
Одним из основных методов плановых расчетов является балансовый метод. Сущность данного метода состоит в том, чтобы достичь увязки между имеющимися ресурсами и фактической потребностью в них. С помощью балансового метода необходимо обеспечить сбалансированность доходов и расходов, поступления денежных средств и направлений их использования, притока и оттока ресурсов различного вида и т. д.
![Основные методы планирования на предприятия.](/img/s/8/53/1277153_1.jpg)
Рис. 9.1. Основные методы планирования на предприятия.
При формировании финансовых планов и бюджетов различного уровня главным критерием правильности их составления является проверка сбалансированности и корректности уравнений бухгалтерских балансов, получаемых в результате процесса планирования.
Основное уравнение, используемое при применении балансового метода, таково:
Он + П = Р + Ок, (9.1).
где Оп — остаток средств на начало периода; П — поступление средств; Р — расходование средств; Ок — остаток средств на конец периода.
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в различных источниках сырья, материалов, ресурсов, денежных средств и т. п.
В качестве нормативов при планировании используются:
- — федеральные нормативы: ставки федеральных налогов (НДС, налог па доходы физических лиц и пр.), нормы амортизации основных средств, ставки отчислений на социальное страхование и т. д.;
- — ставки налогов, устанавливаемые на уровне субъектов РФ;
- — отраслевые нормативы (действующие в основном для бюджетных организаций нормативы на содержание школьников, нормативы на содержание отдельных категорий больных и т. д.). Эти виды нормативов тесно увязаны с финансовой, учетной и налоговой политикой предприятия;
- — нормативы организации или частного предприятия, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом для регулирования хозяйственной деятельности (командировочные, лимиты на сотовую связь, лимиты па проезд, нормативы оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности, материалов, сырья, заемных средств и т. д.).
Рассмотрим возможности применения нормативного метода для учета материальных ресурсов. В соответствии с положениями учетной и налоговой политики предприятия оценка материальных ресурсов может производиться:
- — по средней себестоимости;
- — но цене первых по времени закупок (метод ФИФО);
- — по цене последних по времени закупок (метод ЛИФО)[1];
- — методом списания по себестоимости единицы продукции.
ПРИМЕР 9.1
Начальные запасы материальных ценностей на предприятии отсутствуют. В марте закуплено для реализации 500 ед. продукции по цене 10 руб., в апреле — 300 ед. продукции по цене 11 руб. В мае продано 400 ед. продукции по цене 20 руб., в июне — 200 ед. по цене 21 руб. В июне закуплено для реализации 115 ед. продукции по цене 11,5 руб. В августе продано 100 ед. продукции по цене 21,5 руб.
Необходимо оценить запасы материальных ценностей различными методами и сравнить результаты.
Решение
Определим стоимость запасов на конец периода методом ФИФО. Результаты расчетов представим в табличной форме:
Месяц. | Приобретение по закупочным ценам, руб. | Продажа по оценочным ценам, руб. | Закупки после операции купли-продажи по оценочной стоимости, руб. |
Март. | 500?10 = 5000. | 500?10 = 5000. | |
Апрель. | 300?11 = 3300. |
| |
Май. | 400?10 = 4000. |
| |
Июнь. |
| 200?11 = 2200. | |
Июль. | 150×11,5 = 1725. |
| |
Август. | 100?11 = 1100. |
| |
Итого. | 10 025. |
Остаток стоимости запасов на конец августа по методу ФИФО составил 2825 руб.
Далее рассмотрим оценку запасов по методу ЛИФО. Результаты расчетов представим в таблице.
Месяц. | Приобретение по закупочным ценам, руб. | Продажа по оценочным ценам, руб. | Закупки после операции куплипродажи по оценочной стоимости, руб. |
Март. | 500?10 = 5000. | 500?10 = 5000. | |
Апрель. | 300?11 = 3300. |
| |
Май. |
| 400?10 = 4000. | |
Июнь. | 200?10 = 2000. | 200?10 = 2000. | |
Июль. | 150?11,5 = 1725. |
| |
Август. | 100?11,5 = 1150. |
| |
Итого. | 10 025. |
Остаток запасов по методу ЛИФО составил на конец августа 2575 руб.
Далее рассмотрим стоимость запасов на конец периода, полученную методом средней взвешенной. Результаты расчетов представим в таблице.
Средняя цена запасов составит:
- — за апрель: [(500? 10) + (300? 11)]/800 = 10,375 (руб.);
- — за июль: [(200? 10,375) + (150? 11,5)]/350 = 10,857 (руб.).
Месяц. | Приобретение по закупочным ценам, руб. | Продажа по оценочным ценам, руб. | Закупки после операции купли-продажи по оценочной стоимости, руб. |
Март. | 500?10 = 5000. | 500?10 = 5000. | |
Апрель. | 300?11 = 3300. | 800?10,375 = 8300. | |
Май. | 400?10,375 = 4150. | 400?10,375 = 4150. | |
Июнь. | 200?10,375 = 2075. | 200?10,375 = 2075. | |
Июль. | 150?11,5 = 1725. | 350?10,857 = 3800. | |
Август. | 100×10,857 = 1086. | 250?10,857 = 2714. | |
Итого. | 10 025. |
Остаток запасов по методу средней взвешенной составил на конец августа 2714 руб.
Сравним финансовые результаты, полученные по методам ФИФО, ЛИФО и средней взвешенной (руб.):
№ п/п. | Показатель. | Метод ФИФО. | Метод ЛИФО. | Метод средней взвешенной. |
Объем продаж. | 14 350. | 14 350. | 14 350. | |
Запас на начало марта. | ||||
Закупки. | 10 025. | 10 025. | 10 025. | |
Запас на начало августа. | ||||
Себестоимость проданных товаров. | ||||
Валовая прибыль. | ||||
Налог на прибыль. |
Очевидно, что в условиях повышения цен значение валовой прибыли выше при методе оценки запасов ФИФО, но выше и налог на прибыль; при оценке запасов по методу средней взвешенной налог на прибыль ниже, чем по методу ФИФО, но выше, чем по методу ЛИФО.
Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают его плановое значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.
Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов, используемых в планировании. Это методы линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; модели сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов, программные продукты планирования различных систем (Парус, Галактика, 1-Си др.).
Факторный метод применяется при планировании финансовых показателей, например прибыли, рентабельности и т. д. Форма отчета о прибылях и убытках представляет собой табличную реализацию факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (выручка, себестоимость, уровень налоговых ставок и т. д.).
Рассмотрим пример влияния различных факторов на финансовый результат предприятия.
ПРИМЕР 9.2
На основании данных «Отчет о прибылях и убытках» необходимо составить таблицу для анализа и оценить влияние факторов, влияющих на формирование показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
Решение
Из таблицы очевидно, что наиболее значимым фактором, влияющим на величину прибыли, является выручка от реализации, которая зависит от количества проданных товаров и от цены.
Предположим, что в отчетном периоде цены выросли из-за инфляции на 15%, соответственно, индекс цен будет равен 1,15. Определим выручку от реализации в ценах, сопоставимых с базисным периодом по формуле Выручка в сопоставимых ценах = Выручка (нетто) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг/Индекс цен =.
= 75 000/1,15 = 65 217 (тыс. руб.).
№. п/п. | Показатель. | За отчетный период, тыс. руб. | Удельный вес в выручке отчетного года, %. | За базисный период, тыс. руб. | Удельный вес в выручке базисного периода, %. | Абсолютное отклонение, тыс. руб. | Отклонение удельных весов, %. |
Выручка (нетто) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (за вычетом НДС, акцизов). | 75 000. | 65 000. | 10 000. | ||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг. | 49 000. | 65,3. | 44 000. | 67,7. | +5000. | — 2,4. | |
Ком мерческие расходы. | 5,2. | 0,8. | +3400. | +3,4. | |||
Управленческие расходы. | 2,9. | 0,4. | + 1950. | +2,5. | |||
Прибыль (убыток) от продаж. | 19 900. | 26,5. | 20 250. | 31,2. | — 350. | — 4,7. | |
Проценты к получению. | 1,7. | 3,8. | — 1200. | — 2,1. | |||
Проценты к уплате. | 14 500. | 19,3. | 10 200. | 15,7. | +3,6. | ||
Доходы от участия в других организациях. | 0,7. | 0,7. | +50. | ||||
Прочие доходы. | 2,6. | 6,6. | — 2360. | — 4,0. | |||
Прочие расходы. | 2,5. | 3,8. | — 600. | — 1,3. | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения. | 9,7. | 14 800. | 22,8. | — 7560. | — 1.3,1. | ||
Налог на прибыль. | 1,9. | 4,6. | — 1512. | — 2,7. | |||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. | 7,8. | 11 840. | 18,2. | — 6048. | — 10,4. |
Следовательно, за счет роста цен выручка от продаж увеличилась на 9783 тыс. руб. (75 000 — 65 217).
Для определения изменения выручки от продаж за счет изменения количества проданных товаров найдем разность между выручкой в сопоставимых ценах и выручкой базисного периода. Она равна 217 тыс. руб. (65 217 — 65 000).
Проверим результаты наших расчетов: 75 000 — 65 000 = = 10 000 (9783 + 217).
Инфляция приводит не только к увеличению выручки, но и к росту затрат на сырье и комплектующие, электроэнергию и другие расходы.
Рассчитаем себестоимость в сопоставимых ценах по следующей формуле:
Себестоимость в сопоставимых ценах = Себестоимость отчетного периода/Индекс цен = 49 000/1,15 = 42 609 (тыс. руб.).
Для оценки влияния цен на изменение себестоимости найдем разность между себестоимостью отчетного периода и себестоимостью в сопоставимых ценах: 49 000 — 42 609 = 6391 (тыс. руб.).
Для определения влияния количества проданных товаров на изменение себестоимости найдем разность между себестоимостью в сопоставимых ценах и себестоимостью базисного периода: 42 609 — 44 000 = -1391 (тыс. руб.).
В приведенной ниже таблице наглядно представлены все факторы, влияющие на формирование показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
№ строки. | Показатель — фактор | Сумма, тыс. руб. | |
Количество проданной продукции. | +217. | ||
Изменение цен на реализованную продукцию. | +9783. | ||
Изменение себестоимости за счет роста цен. | — 6391. | ||
Изменение себестоимости за счет количества. | + 1391. | ||
Коммерческие расходы. | — 3400. | ||
Управленческие расходы. | — 1950. | ||
Прибыль от продаж. | — 350. | ||
Проценты к получению. | — 1200. | ||
Проценты к уплате. | — 4300. | ||
Доходы от участия в других организациях. | +50. | ||
Прочие доходы. | — 2360. | ||
Прочие расходы. | +600. | ||
Изменение прибыли до налогообложения. | — 7560. | ||
Налог на прибыль. | — 1512. | ||
Чистая прибыль. | — 6048. | ||
Общая сумма прибыли от продаж уменьшилась на 350 тыс. руб., причем за счет увеличения цен на продукцию показатель увеличился на 9783 тыс. руб., а за счет увеличения количества проданных товаров — на 217 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало увеличение величины управленческих и коммерческих расходов — на 1950 и 3400 тыс. руб. соответственно. Существенное влияние на уменьшение результативного показателя оказало увеличение себестоимости в целом на 5000 тыс. руб. Таким образом, общее изменение прибыли от продаж составило (-350) тыс. руб. (217 + 9783 — 6391 + 1391 — 3400 — 1950).
Прибыль до налогообложения уменьшилась на 7560 тыс. руб. за счет уменьшения процентов к получению на 1200 тыс. руб., роста процентов к уплате на 4300 тыс. руб., увеличения доходов от участия в других организациях на 50 тыс. руб., а также вследствие уменьшения прочих доходов и прочих расходов на 2360 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно. Таким образом: общее изменение прибыли до налогообложения составило (-7560) тыс. руб. (-350 — 1200 — 4300 + 50 — 2360 + 600).
На изменение чистой прибыли повлияло уменьшение налога на прибыль на 1512 тыс. руб. Таким образом, чистая прибыль уменьшилась на 6048 тыс. руб. (-7560 + 1512), что свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.
Метод оптимизации плановых решений предполагает разработку нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы можно было выбрать оптимальный. При этом используют несколько критериев выбора, в частности:
- — минимум приведенных затрат;
- — минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его использования;
- — максимум приведенной прибыли;
- — максимум дохода на рубль вложенного капитала;
- — максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум денежных потерь в результате снижения финансового, кредитного, валютного и других рисков.
- [1] В бухгалтерском учете отменен с 1 января 2008 г.