Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фазы и этапы планирования. 
Методы планирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общая сумма прибыли от продаж уменьшилась на 350 тыс. руб., причем за счет увеличения цен на продукцию показатель увеличился на 9783 тыс. руб., а за счет увеличения количества проданных товаров — на 217 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало увеличение величины управленческих и коммерческих расходов — на 1950 и 3400 тыс. руб. соответственно. Существенное влияние… Читать ещё >

Фазы и этапы планирования. Методы планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс планирования и выполнения плана на предприятиях состоит из трех основных фаз: фаза планирования, фаза выполнения и фаза завершения. Каждая фаза характеризуется соответствующими этапами и содержанием. В настоящее время на большинстве предприятий центральным органом, отвечающим за процесс планирования, является бюджетный комитет. Содержание деятельности этого органа, а также основные фазы и этапы планирования представлены в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Содержание деятельности бюджетного комитета, основные фазы и этапы планирования

Этап.

Исполнители.

Деятельность бюджетного комитета.

Фаза планирования

Постановка целей на бюджетный период.

Менеджмент предприятия.

Вырабатывает регламент своей работы на бюджетный цикл.

Сбор информации для разработки проекта бюджета.

Маркетинговые, производственные и экономические службы предприятия.

Утверждает форматы бюджетной документации, порядок ее представления и критерии оценки выполнения бюджетов.

Анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета.

Менеджеры предприятия, ответственные за функциональные бюджеты.

Обеспечивают координацию работы бюджетных центров.

Оценка проекта бюджета и его корректировка.

Бюджетный комитет предприятия.

Рассматривает проект бюджета.

Утверждение бюджета.

Генеральный и финансовый директор

Доводит информацию до исполнителей бюджета.

Фаза выполнения

Исполнение бюджета и текущая корректировка его показателей.

Руководители центров ответственности предприятия.

Рассматривает текущие отчеты о выполнении бюджета.

Текущий и итоговый анализ отклонений.

То же.

Вырабатывает меры по корректировке ситуации.

Фаза завершения

Представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей предприятия за отчетный период.

Высшее руководство и бюджетный комитет предприятия.

Готовит отчет о выполнении бюджета.

Выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и создания будущих бюджетов.

Бюджетный комитет предприятия.

Утверждает изменения к текущему бюджету и бюджету будущего периода.

Планирование основных показателей деятельности предприятия осуществляется с помощью системы методов. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы расчеты основных финансовых показателей предприятия. Классификация основных методов планирования представлена на рис. 9.1.

Одним из основных методов плановых расчетов является балансовый метод. Сущность данного метода состоит в том, чтобы достичь увязки между имеющимися ресурсами и фактической потребностью в них. С помощью балансового метода необходимо обеспечить сбалансированность доходов и расходов, поступления денежных средств и направлений их использования, притока и оттока ресурсов различного вида и т. д.

Основные методы планирования на предприятия.

Рис. 9.1. Основные методы планирования на предприятия.

При формировании финансовых планов и бюджетов различного уровня главным критерием правильности их составления является проверка сбалансированности и корректности уравнений бухгалтерских балансов, получаемых в результате процесса планирования.

Основное уравнение, используемое при применении балансового метода, таково:

Он + П = Р + Ок, (9.1).

где Оп — остаток средств на начало периода; П — поступление средств; Р — расходование средств; Ок — остаток средств на конец периода.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в различных источниках сырья, материалов, ресурсов, денежных средств и т. п.

В качестве нормативов при планировании используются:

  • — федеральные нормативы: ставки федеральных налогов (НДС, налог па доходы физических лиц и пр.), нормы амортизации основных средств, ставки отчислений на социальное страхование и т. д.;
  • — ставки налогов, устанавливаемые на уровне субъектов РФ;
  • — отраслевые нормативы (действующие в основном для бюджетных организаций нормативы на содержание школьников, нормативы на содержание отдельных категорий больных и т. д.). Эти виды нормативов тесно увязаны с финансовой, учетной и налоговой политикой предприятия;
  • — нормативы организации или частного предприятия, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом для регулирования хозяйственной деятельности (командировочные, лимиты на сотовую связь, лимиты па проезд, нормативы оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности, материалов, сырья, заемных средств и т. д.).

Рассмотрим возможности применения нормативного метода для учета материальных ресурсов. В соответствии с положениями учетной и налоговой политики предприятия оценка материальных ресурсов может производиться:

  • — по средней себестоимости;
  • — но цене первых по времени закупок (метод ФИФО);
  • — по цене последних по времени закупок (метод ЛИФО)[1];
  • — методом списания по себестоимости единицы продукции.

ПРИМЕР 9.1

Начальные запасы материальных ценностей на предприятии отсутствуют. В марте закуплено для реализации 500 ед. продукции по цене 10 руб., в апреле — 300 ед. продукции по цене 11 руб. В мае продано 400 ед. продукции по цене 20 руб., в июне — 200 ед. по цене 21 руб. В июне закуплено для реализации 115 ед. продукции по цене 11,5 руб. В августе продано 100 ед. продукции по цене 21,5 руб.

Необходимо оценить запасы материальных ценностей различными методами и сравнить результаты.

Решение

Определим стоимость запасов на конец периода методом ФИФО. Результаты расчетов представим в табличной форме:

Месяц.

Приобретение по закупочным ценам, руб.

Продажа по оценочным ценам, руб.

Закупки после операции купли-продажи по оценочной стоимости, руб.

Март.

500?10 = 5000.

500?10 = 5000.

Апрель.

300?11 = 3300.

  • 500?100 = 50 000
  • 300?11 = 3300

Май.

400?10 = 4000.

  • 100?10 = 1000
  • 300?11 = 3300

Июнь.

  • 100?10 = 1000
  • 100?11 = 1100

200?11 = 2200.

Июль.

150×11,5 = 1725.

  • 200?11 = 2200
  • 150?11,5 = 1725

Август.

100?11 = 1100.

  • 100?11 = 1100
  • 150?11,5 = 1725

Итого.

10 025.

Остаток стоимости запасов на конец августа по методу ФИФО составил 2825 руб.

Далее рассмотрим оценку запасов по методу ЛИФО. Результаты расчетов представим в таблице.

Месяц.

Приобретение по закупочным ценам, руб.

Продажа по оценочным ценам, руб.

Закупки после операции куплипродажи по оценочной стоимости, руб.

Март.

500?10 = 5000.

500?10 = 5000.

Апрель.

300?11 = 3300.

  • 500?10 = 5000
  • 300?11 = 3300

Май.

  • 300?11 = 3300
  • 100?10 = 1000

400?10 = 4000.

Июнь.

200?10 = 2000.

200?10 = 2000.

Июль.

150?11,5 = 1725.

  • 200?10 = 2000
  • 150?11,5 = 1725

Август.

100?11,5 = 1150.

  • 200?10 = 2000
  • 50?11,5 = 575

Итого.

10 025.

Остаток запасов по методу ЛИФО составил на конец августа 2575 руб.

Далее рассмотрим стоимость запасов на конец периода, полученную методом средней взвешенной. Результаты расчетов представим в таблице.

Средняя цена запасов составит:

  • — за апрель: [(500? 10) + (300? 11)]/800 = 10,375 (руб.);
  • — за июль: [(200? 10,375) + (150? 11,5)]/350 = 10,857 (руб.).

Месяц.

Приобретение по закупочным ценам, руб.

Продажа по оценочным ценам, руб.

Закупки после операции купли-продажи по оценочной стоимости, руб.

Март.

500?10 = 5000.

500?10 = 5000.

Апрель.

300?11 = 3300.

800?10,375 = 8300.

Май.

400?10,375 = 4150.

400?10,375 = 4150.

Июнь.

200?10,375 = 2075.

200?10,375 = 2075.

Июль.

150?11,5 = 1725.

350?10,857 = 3800.

Август.

100×10,857 = 1086.

250?10,857 = 2714.

Итого.

10 025.

Остаток запасов по методу средней взвешенной составил на конец августа 2714 руб.

Сравним финансовые результаты, полученные по методам ФИФО, ЛИФО и средней взвешенной (руб.):

№ п/п.

Показатель.

Метод ФИФО.

Метод ЛИФО.

Метод средней взвешенной.

Объем продаж.

14 350.

14 350.

14 350.

Запас на начало марта.

Закупки.

10 025.

10 025.

10 025.

Запас на начало августа.

Себестоимость проданных товаров.

Валовая прибыль.

Налог на прибыль.

Очевидно, что в условиях повышения цен значение валовой прибыли выше при методе оценки запасов ФИФО, но выше и налог на прибыль; при оценке запасов по методу средней взвешенной налог на прибыль ниже, чем по методу ФИФО, но выше, чем по методу ЛИФО.

Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают его плановое значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.

Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов, используемых в планировании. Это методы линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; модели сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов, программные продукты планирования различных систем (Парус, Галактика, 1-Си др.).

Факторный метод применяется при планировании финансовых показателей, например прибыли, рентабельности и т. д. Форма отчета о прибылях и убытках представляет собой табличную реализацию факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (выручка, себестоимость, уровень налоговых ставок и т. д.).

Рассмотрим пример влияния различных факторов на финансовый результат предприятия.

ПРИМЕР 9.2

На основании данных «Отчет о прибылях и убытках» необходимо составить таблицу для анализа и оценить влияние факторов, влияющих на формирование показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Решение

Из таблицы очевидно, что наиболее значимым фактором, влияющим на величину прибыли, является выручка от реализации, которая зависит от количества проданных товаров и от цены.

Предположим, что в отчетном периоде цены выросли из-за инфляции на 15%, соответственно, индекс цен будет равен 1,15. Определим выручку от реализации в ценах, сопоставимых с базисным периодом по формуле Выручка в сопоставимых ценах = Выручка (нетто) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг/Индекс цен =.

= 75 000/1,15 = 65 217 (тыс. руб.).

№.

п/п.

Показатель.

За отчетный период, тыс. руб.

Удельный вес в выручке отчетного года, %.

За базисный период, тыс. руб.

Удельный вес в выручке базисного периода, %.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Отклонение удельных весов, %.

Выручка (нетто) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (за вычетом НДС, акцизов).

75 000.

65 000.

10 000.

Себестоимость проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

49 000.

65,3.

44 000.

67,7.

+5000.

— 2,4.

Ком мерческие расходы.

5,2.

0,8.

+3400.

+3,4.

Управленческие расходы.

2,9.

0,4.

+ 1950.

+2,5.

Прибыль (убыток) от продаж.

19 900.

26,5.

20 250.

31,2.

— 350.

— 4,7.

Проценты к получению.

1,7.

3,8.

— 1200.

— 2,1.

Проценты к уплате.

14 500.

19,3.

10 200.

15,7.

+3,6.

Доходы от участия в других организациях.

0,7.

0,7.

+50.

Прочие доходы.

2,6.

6,6.

— 2360.

— 4,0.

Прочие расходы.

2,5.

3,8.

— 600.

— 1,3.

Прибыль (убыток) до налогообложения.

9,7.

14 800.

22,8.

— 7560.

— 1.3,1.

Налог на прибыль.

1,9.

4,6.

— 1512.

— 2,7.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

7,8.

11 840.

18,2.

— 6048.

— 10,4.

Следовательно, за счет роста цен выручка от продаж увеличилась на 9783 тыс. руб. (75 000 — 65 217).

Для определения изменения выручки от продаж за счет изменения количества проданных товаров найдем разность между выручкой в сопоставимых ценах и выручкой базисного периода. Она равна 217 тыс. руб. (65 217 — 65 000).

Проверим результаты наших расчетов: 75 000 — 65 000 = = 10 000 (9783 + 217).

Инфляция приводит не только к увеличению выручки, но и к росту затрат на сырье и комплектующие, электроэнергию и другие расходы.

Рассчитаем себестоимость в сопоставимых ценах по следующей формуле:

Себестоимость в сопоставимых ценах = Себестоимость отчетного периода/Индекс цен = 49 000/1,15 = 42 609 (тыс. руб.).

Для оценки влияния цен на изменение себестоимости найдем разность между себестоимостью отчетного периода и себестоимостью в сопоставимых ценах: 49 000 — 42 609 = 6391 (тыс. руб.).

Для определения влияния количества проданных товаров на изменение себестоимости найдем разность между себестоимостью в сопоставимых ценах и себестоимостью базисного периода: 42 609 — 44 000 = -1391 (тыс. руб.).

В приведенной ниже таблице наглядно представлены все факторы, влияющие на формирование показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

№ строки.

Показатель — фактор

Сумма, тыс. руб.

Количество проданной продукции.

+217.

Изменение цен на реализованную продукцию.

+9783.

Изменение себестоимости за счет роста цен.

— 6391.

Изменение себестоимости за счет количества.

+ 1391.

Коммерческие расходы.

— 3400.

Управленческие расходы.

— 1950.

Прибыль от продаж.

— 350.

Проценты к получению.

— 1200.

Проценты к уплате.

— 4300.

Доходы от участия в других организациях.

+50.

Прочие доходы.

— 2360.

Прочие расходы.

+600.

Изменение прибыли до налогообложения.

— 7560.

Налог на прибыль.

— 1512.

Чистая прибыль.

— 6048.

Общая сумма прибыли от продаж уменьшилась на 350 тыс. руб., причем за счет увеличения цен на продукцию показатель увеличился на 9783 тыс. руб., а за счет увеличения количества проданных товаров — на 217 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало увеличение величины управленческих и коммерческих расходов — на 1950 и 3400 тыс. руб. соответственно. Существенное влияние на уменьшение результативного показателя оказало увеличение себестоимости в целом на 5000 тыс. руб. Таким образом, общее изменение прибыли от продаж составило (-350) тыс. руб. (217 + 9783 — 6391 + 1391 — 3400 — 1950).

Прибыль до налогообложения уменьшилась на 7560 тыс. руб. за счет уменьшения процентов к получению на 1200 тыс. руб., роста процентов к уплате на 4300 тыс. руб., увеличения доходов от участия в других организациях на 50 тыс. руб., а также вследствие уменьшения прочих доходов и прочих расходов на 2360 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно. Таким образом: общее изменение прибыли до налогообложения составило (-7560) тыс. руб. (-350 — 1200 — 4300 + 50 — 2360 + 600).

На изменение чистой прибыли повлияло уменьшение налога на прибыль на 1512 тыс. руб. Таким образом, чистая прибыль уменьшилась на 6048 тыс. руб. (-7560 + 1512), что свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.

Метод оптимизации плановых решений предполагает разработку нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы можно было выбрать оптимальный. При этом используют несколько критериев выбора, в частности:

  • — минимум приведенных затрат;
  • — минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его использования;
  • — максимум приведенной прибыли;
  • — максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  • — максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум денежных потерь в результате снижения финансового, кредитного, валютного и других рисков.
  • [1] В бухгалтерском учете отменен с 1 января 2008 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой