Особенности труда в научной сфере
Ученые заняты специфическим видом труда — производством новых знаний и новшеств. Этот вид труда получил название «исследовательский (научный труд)». С этой стороны наука выступает как рационально идеализированная человеческая практика, которая в процессе развития приобретает форму исследования. Научный труд внутренне дифференцирован, внутри сферы науки постоянно сменяются процессы интеграции… Читать ещё >
Особенности труда в научной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Знание, паука сегодняшнего дня во многом определяют настоящее и будущее общественного развития. В известной мере результаты научного труда в виде совокупности идей формируют общество и ту его материальную технико-технологическую основу, которая в потенциале может достаться следующим поколениям людей. Социологически изучая современную науку, т. е. рассматривая ее как детерминированную общественными отношениями, можно определить, превратятся ли эти идеальные потенции в реалии будущих поколений; будут ли природная, а также искусственная (материальная, технико-технологическая) и общественная среды пригодными для жизни человечества.
Понятие науки и исходная характеристика научного труда
Наука есть относительно обособленная и устойчивая сфера жизнедеятельности людей, в рамках которой они, осуществляя познавательнопрактическую исследовательскую деятельность, производят: а) новое знание о природе, обществе и мышлении; 6) практически полезные для человечества новшества; такое производство требует специально развитых познавательных и технических способностей.
Важно знать!
Наука — это совокупность знаний, отличных от обыденного знания. Она постоянно развивается. Ее основные характеристики — рациональность, универсальность, объективность, достоверность, надежность, полезность. Истины, устанавливаемые наукой, постоянно подвергаются проверке. Развитие научного знания обусловливается потребностью человека познать и преобразовать свое окружение (и природное, и созданное трудом, и социальное), приспособить его для своих нужд, обеспечить условия своего материального и социального бытия.
Имея самостоятельную ценность, научное знание служит основой для появления полезных для человечества новшеств, прежде всего технических и технологических, которые внедряются и используются в непосредственной жизни людей. Процесс их внедрения проходит все более и более интенсивно, все больше и больше жизнь человека зависит от реализованных в новшествах научных достижений.
Важно знать!
Производя новшества, наука выполняет свою важнейшую функцию — функцию непосредственной производительной силы общества. Поскольку наука — это метод (методы) познания, совокупность способов открытия новых сторон и закономерностей природы, общества и мышления, использование этих методов в исследованиях предполагает применение специальных приборов, техники и оборудования, иногда очень дорогого и сложного. Прогресс средств научного труда стимулирует постоянное развитие интеллектуальных и технических способностей людей.
Научное знание и научные методы существуют не сами по себе. Есть люди, которые являются носителями этого знания и способны использовать методы науки для его развития, для производства полезных обществу новшеств. Эти люди разделены географически и во времени. Процесс развития способности к познанию у человека осуществлялся от первоначального вплетения в материальную деятельность и материальное общение людей к превращению их в особую профессиональную группу — ученых. Последние сравнительно недавно выделились в обособленную группу, которая насчитывает миллионы людей. Процесс формирования этой группы напрямую связан с возникновением крупного машинного производства. Именно тогда естествознание начало обслуживать материальное производство. В первой трети XX в. наука действительно становится массовой профессией, происходят качественные изменения, возникает «большая наука» .
На рубеже XX—XXI вв. можно было говорить о существовании мирового научного сообщества, объединяющего ученых-профессионалов различных национальностей. Однако это сообщество неоднородно. Ученые не только объединены, но и разъединены в международном, национальном, региональном, организационном, дисциплинарном и других масштабах.
Ученые заняты специфическим видом труда — производством новых знаний и новшеств. Этот вид труда получил название «исследовательский (научный труд)». С этой стороны наука выступает как рационально идеализированная человеческая практика, которая в процессе развития приобретает форму исследования. Научный труд внутренне дифференцирован, внутри сферы науки постоянно сменяются процессы интеграции (в настоящее время доминируют) и дифференциации отдельных видов исследований. Выделяются фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, проектирование, опытное внедрение образцов новой техники и технологий (с точки зрения взаимодействия науки и практики). Формируются направления исследований и с точки зрения специфики знания или проблем, составляющих основу исследования. Существует специализация ученых на выполнении работ в рамках цикла «наука — практика», в рамках фронта научных направлений исследований.
Перечисленные социально значимые компоненты науки взаимосвязаны между собой и организованы, поэтому наука выступает и как относительно обособленное организованное общественное образование.
Социально организованная наука потребляет значительную долю ресурсов общества. Как расходуются эти ресурсы, какие результаты получаются в ходе их использования, небезразлично их собственнику. Возникает необходимость управлять процессами, происходящими в науке. Управление наукой и на основе науки — важнейшая составляющая процесса социального управления.
Все социально значимые научные компоненты в большей или меньшей степени определяются обществом, в котором существует, функционирует и развивается наука. Коллективное производство требует соответствующих социально-трудовых отношений между участниками исследовательского процесса. Однако под влиянием господствующих в современном обществе материальных отношений часто возникают и воспроизводятся деформации в структуре отношений, необходимых для нормального функционирования и развития науки. Особенно ярко они проявляются в том случае, когда идеальный научный продукт материализуется.
Любой социально значимый компонент науки необходимо рассматривать через призму своеобразной двойственности отношений, которые характеризуют данную сферу. Двойственность является следствием того, что человек науки оказывается одновременно включенным в две совокупности отношений, которые имеют во многом разную природу и вступают в своеобразное противоречие.
Одна совокупность отношений возникает, но поводу производства нового знания, в том случае, когда мы характеризуем науку как своеобразное духовное производство. Это отношения, но поводу производства, обмена, распространения, потребления идей, идеального знания.
Другая совокупность отношений возникает по поводу воспроизводства материальной жизни науки, использования нового знания и новшеств в других сферах жизнедеятельности общества. Можно говорить о том, что господствующие в обществе отношения оказывают влияние на науку, создают условия, которые в одних случаях вызывают науку к жизни, в других — «деформируют» ее.
Как вид духовного производства научный труд принято характеризовать как форму всеобщего труда. Это прежде всего относится к исследовательскому труду.
Важно знать!
Всеобщий труд — это качественная характеристика общественного труда. Во всеобщем труде люди связаны между собой не через отношения вещей (т.е. не путем обмена продуктами своего труда, получающими форму товара), а непосредственно, через прямую передачу продуктов своей деятельности. Общественная ценность продукта всеобщего труда определяется не способностью обмениваться на другой продукт (подобно товару), а своей качественной определенностью, особенностями создавшего его конкретного труда.
В научном (исследовательском) труде с самого начала содержится момент кооперативное™. Даже тогда, когда научное сообщество в целом представлялось как совокупность ученых-одиночек, последние активно общались между собой, например, с помощью писем или личных встреч, осваивали труды своих предшественников.
Кроме непосредственной кооперации труда в науке огромную роль играет опосредованная кооперация ученых, не связанных единым местом и временем работы. Опосредованная кооперация обнаруживается тогда, когда имеют место связи ученых разных поколений по тому или иному кругу решаемых проблем.
Кооперация существует и тогда, когда речь идет о сотрудничестве исследователей-современников, занятых решением единых научных проблем, но при этом не связанных одним местом работы. Она имеет место и в момент взаимодействия ученых с представителями других видов деятельности. Любой научный труд предполагает взаимодействие и с теми, кто выступает в качестве потребителя результатов данного труда. Практический опыт — важнейшая основа любого исследования.
Из всеобщности научного труда возникает потребность в совершенствовании, развитии систем коммуникации, общения между учеными. Система коммуникации позволяет ученым непрерывно следить за состоянием знаний об изучаемом объекте, быть в курсе этих знаний на наиболее современном уровне, оставаться на переднем крае науки, в которой выработаны и постоянно совершенствуются различные формы организации информирования и общения ученых. К основным формам можно отнести публикации, международные и национальные съезды, конференции, симпозиумы, личные контакты, электронные информационные сети и т. п.
Паука предполагает всестороннее личностное включение человека в процесс научного творчества, в процесс исследования, заставляет его проявлять максимум своих способностей и дарований. Ученый вынужден постоянно совершенствоваться и учиться. Вместе с тем человек науки благодаря всеобщности оказывается всегда на виду у других ученых, становится публичным для научного сообщества. Вся деятельность ученого и ее результаты под постоянным надзором со стороны коллег и оппонентов. В науке нет и не должно быть ничего свободного от публичного обсуждения.
С точки зрения всеобщности модель науки напоминает сетевую организацию исследований, общемировую сетевую организацию научного труда, сеть «конкурентного сотрудничества» между учеными, протянувшуюся и раскинувшуюся в пространстве и времени. Сеть сотрудничества и соперничества существует ради производства нового знания, новых идей. Если учитывать внутреннюю дифференциацию современной науки, можно говорить о некоем множестве таких сетей.