Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение понятий «религиозная психология» и «психология верующих»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это связано с тем, что в 1969 г. прошла Всесоюзная конференция по религиозной психологии. Поскольку она проводилась в Институте научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, то понятно, что при этом подразумевалось под «религиозной психологией», которой ставились задачи «личностного подхода в атеистической работе с верующими и антирелигиозной профилактической работе с подрастающим… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и сущность религиозной психологии
  • Глава 2. Понятие и сущность психологии верующих
  • Глава 3. Сравнительный анализ религиозной психологии и психологии верующего
  • Заключение
  • Список литературы и источников

Соотношение понятий «религиозная психология» и «психология верующих» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования основана на том, что на Западе ещё в 20−30-е гг. XX в. именно с религиозной психологией связывались наибольшие надежды подлинно научного исследования религии, и после того, как уже в начале века один из по праву признанных вдохновителей религиозной психологии, Вильям Джемс утверждал, что мы присутствуем (в настоящем времени) при зарождении новой отрасли знания — религиозной психологии. Однако затем можно было наблюдать картину смены всеобщего интереса к религиозной психологии и энтузиазма по отношению к ней (приблизительно с начала века до 30-х гг.) недоверием и пессимизмом, а также подстраиванием под сложившиеся идеологические стереотипы (до 60−70-х гг.), особенно в нашей стране. Но уже с момента «хрущевской оттепели» начинается постепенное «восхождение» религиозной психологии и ее стремление к превращению в самостоятельную дисциплину. В одной из первых работ на эту тему, сам термин «религиозная психология» берется в кавычки и используется не иначе как с эпитетом «буржуазная». Правда, уже в 1969 г. словосочетание «религиозная психология» становится вполне допустимым .

Это связано с тем, что в 1969 г. прошла Всесоюзная конференция по религиозной психологии. Поскольку она проводилась в Институте научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, то понятно, что при этом подразумевалось под «религиозной психологией», которой ставились задачи «личностного подхода в атеистической работе с верующими и антирелигиозной профилактической работе с подрастающим поколением». Но сама религиозной психологии при этом, хотя и под чутким надзором партии, как бы легализовалась и узаконилась как возможное научное направление в советской психологии. Что немаловажно, изданием материалов этой конференции, открылась возможность публикации и других работ на эту тему (но уже не с таким явно атеистическим характером) .

Довольно подробная статья о религиозной психологии приведена и в «Кратком психологическом словаре» под редакцией А. В. Петровского (1985), где уже приводятся и основные направления внутри самой религиозной психологии: общая теория религиозной психологии, дифференциальная религиозная психология, психология религиозных групп, психология религиозного культа, педагогическая психология атеистического воспитания, что соответствовало существовавшим в то время междисциплинарным связям религиозной психологии с общей, дифференциальной, педагогической и социальной психологией, а также с религиоведением. Эти же направления религиозной психологии перечисляются и во втором издании словаря. В современном же обществе себя признают атеистами лишь 15% (см. табл.1).

Таблица 1. Конфессиональная принадлежность жителей России по данным последней переписи населения (тыс. чел.)

Численность взрослого населения России (тыс. чел.)

112 000

100%

Православные 69 000 62%

Мусульмане 7500 6,7%

Буддисты 330 0,3%

Иудеи 240 0,2%

Прочие конфессии 2000 1.8%

Атеисты 16 800 15%

Верующие вне конфессий 15 700 14%

Конец ХХ века, стал, по мнению известного американского политолога С. Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. Это возрождение заключается в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений.

Однако терминологический аппарат религиозной психологии в настоящее время ещё не разработан в достаточной степени, что делает необходимым исследование понятия и сущности религиозной психологии, в частности через анализ соотношения религиозной психологии и психологии верующих.

Современный этап развития человечества характеризуют резкие изменения в протекании социальных процессов, обострение противоречивости человеческого существования в условиях глобализирующегося мирового пространства и информационного общества, что в свою очередь трансформируют и динамику функционирования религиозных факторов. Это требует серьезной корректировки подходов к изучению специфики религиозных явлений.

Объект настоящего исследования — современные трактовки понятий «религиозная психология» и «психология верующих» в работах социологов.

Предмет исследования — основные направления и характеристики трактовки понятий «религиозная психология» и «психология верующих».

Цель настоящего исследования — провести сравнительный анализ понятий «религиозная психология» и «психология верующих».

Задачи работы:

— определить термин «религиозная психология» в рамках социологии;

— определить термин «психология верующих"в рамках социологии;

— провести их сравнительный анализ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. http://rsnews.net
  2. Д.А. Духовная сущность психических расстройств. Размышления православного врача. М., 1998
  3. А.А. Измененные состояния сознания в современном и традиционном обществе // Журнал прикладной психологии. 1998. № 3
  4. А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: уч. пособ. М., 2001
  5. С.А. Презентация модальности: религиозно-ориентированная психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3 (54)
  6. Н. Смысл творчества. М., 1989; Генисаретский О. И. Личность и творчество в целостности средневековой культуры: (К содержанию проблемы) // Эстетическое воспитание и экология куль-туры. М., 1988
  7. А.Ю. Психосоматические аспекты религиозного опыта // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: сб. науч. работ. Т. 4. Харьков, 2006
  8. Н.Е. Психология религии в России: (Вторая половина XIX — начало XX веков). Л., 1974
  9. М., Рязова Т., Гренкова-Дикевич Л. Особенности религиозной идентификации в современной России // Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001
  10. М., Рязова Т., Гренкова-Дикевич Л. Особенности религиозной идентификации в современной России // Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001
  11. А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М., 2001
  12. Р.М. Психология веры. СПб., 2004
  13. А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: Дис. … канд. психол. М., 2007
  14. В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910
  15. Е. Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. 2000, № 1,2
  16. Женщина в старообрядчестве: материалы международной научно-практической конференции / сост. А. М. Пашков, А. В. Пигин, И. Н. Ружинская. Петрозаводск, 2006
  17. Ю.М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001
  18. Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007
  19. Ю.М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2009
  20. Ю.М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV: Педагогика: Психология. 2006. № 2.
  21. А.И. Концепция личности в современном исламе // Вестник РАН. 1993. № 1
  22. В.Х. Общепонятные психологические этюды. М., 1881
  23. Л. Психология верующих детей // Наука и религия. 1968. № 6
  24. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1985
  25. О.Ф. Духовность как универсальная цель социального образования // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы: Материалы VIII Всероссийского социально-педагогического конгресса 5−7 июня 2008 года. В 2-х т. Т.1. -М.: Издательство РГСУ, 2008
  26. О.Ф. Православное миропонимание как ресурс социальной солидарности: Монография. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009
  27. О.Ф. Религиозное сознание россиян на различных этапах жизни страны // Социология власти. -М., 2009. -№ 5
  28. В.В., Иванов М. Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности // Психология духовности: хрестоматия. Липецк, 2002
  29. А.С. Конфуцианская личность и природа // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983
  30. Л.Н. Религия и культура (социально-философские очерки)/ РАН. Ин-т истории. М.: ИФРАН, 2000
  31. С. Машина, творящая богов. М.: 1998
  32. А.А. Религия: влияние на интеграционные и дезинтеграционные процессы в российском обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. М.: Луч, 1993
  33. Особенности душепопечения в преклонном возрасте / под ред. свящ. Сергия Филимонова. СПб., 2003; Савина Е. А. Представления детей и юношества о душе // Человек. 2000. № 2
  34. Г. С. Женщины в протестантских церквах (на примере Великобритании) // Христианский мир: религия, культура, этнос: материалы научной конференции. СПб., 2000
  35. Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дис. … канд. психол. М., 2000
  36. О.Г. Смерть в России X-XX вв.: историко-этнографический и социокультурный аспекты. Новосибирск, 2001
  37. Психология и религия // Вопросы научного атеизма. Вып. 11 / Отв. ред. А. Ф. Окулов. М., 1971
  38. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр и доп. М., 1990
  39. Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / отв. ред. М. Барет, Т. Рязанова, М. Воловикова. М., 2001
  40. Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / отв. ред. М. Барет, Т. Рязанова, М. Воловикова. М., 2001
  41. М.А. К вопросу о социально-психологических особенностях священнослужителя // Психология и христианство. М., 1997
  42. А.В., Пятинин А. Э. Две парадигмы в психологии религиозного воспитания // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 3
  43. Е.А. Особенности представлений детей 5−10 лет о душе // Вопросы психологии. 1995. № 3
  44. Е.А., Соколова Е. В. Особенности детско-родительских отношений в сектантской семье // Журнал практического психолога. 2000. № 8−9
  45. Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации по состоянию на 1.01.93 и 1.01.96 //Наука и религия, 1997. № 1
  46. И.С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. М., 1995.
  47. Ю.В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5−8 лет из воцерковленных православных и невоцерковленных семей // Вопросы психологии. 2001. № 6
  48. Д.М. Психология религии. М., 1969
  49. Д.М. Атеистическое воспитание и преодоление религиозной психологии // Вопросы философии. 1961. № 4
  50. Ю.С. Проблема личности в духовной традиции Японии // Человек в научном и религиозном мире: сб. статей. Саратов, 2005
  51. С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка. М.: Авенарице, 1997.
  52. В.И. Устами шамана глаголет… дух?: к вопросу о шаманской психофизиологии и возможностях экспериментального изучения личности шамана // Полевые исследования Института этнологии и антропологии — 2002. — М., 2004
  53. К.В., Азаматов Д. М. Самосознание современной молодежи с различной религиозной ориентацией. Уфа, 2006
  54. Христианский мир: религия, культура, этнос: материалы научной конференции. СПб., 2000
  55. В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград, 2004
  56. В.Б. Психология религиозных сект. Минск, 2004
  57. Л.Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.
  58. Е.С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990
  59. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., 1998
  60. Ю.В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. № 6
Заполнить форму текущей работой