Процесс формирования и развития личности
Биологические факторы — это наследственные, генетические, физиологические, которые прямым или косвенным образом влияют на тип личности и ее развитие. Социальные факторы — это родители, семья, соседи, друзья, сослуживцы, Я-концепция. Процесс социализации на рабочем месте и выполнение социальных ролей не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста. Культурные факторы… Читать ещё >
Процесс формирования и развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе формирования и развития личности можно выделить три компонента: детерминанты, стадии и черты личности.
Детерминанты личности — это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованными из них являются биологические, социальные и культурные.
Биологические факторы — это наследственные, генетические, физиологические, которые прямым или косвенным образом влияют на тип личности и ее развитие. Социальные факторы — это родители, семья, соседи, друзья, сослуживцы, Я-концепция. Процесс социализации на рабочем месте и выполнение социальных ролей не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения.
На личность воздействуют также ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях.
Стадии развития личности. По мнению многих ученых, личность развивается по определенным стадиям во взаимодействии со средой. 3. Фрейд рассматривает стадии как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Маслоу и К Роджерс — как реализацию потребности в самоактуализации; А. В. Петровский — как процесс вхождения и интеграции с социальной средой.
Социализация — это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность (более подробно см. в главе 11). Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Теоретик организационного поведения К. Арджирис создал модель развития личности «от незрелости к зрелости», которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты. Согласно Арджирису, личность в любом возрасте развивается (сознательно и бессознательно) не столько от стадии к стадии, сколько от незрелого состояния до зрелого. Оно характеризуется значимостью набора из семи основных параметров для самой личности (см. табл. 4). Арджирис утверждает, что по мере приобретения людьми опыта и самоуверенности в своей работе, они могут быть описаны, скорее всего, параметрами, соответствующими зрелому возрасту. Эта модель дает важные рекомендации менеджерам, которые должны стараться стимулировать активность, независимость, карьерный рост и способствовать раскрытию способностей работников.
К сожалению, Арджирис заявляет, что организации спроектированы для поощрения и вознаграждения «незрелости» и для подавления и наказания «зрелости». В связи с этим, существует несоответствие между людьми с запросами зрелой личности и природой формальных организаций, в которых они работают. Это несоответствие является отправным пунктом в понимании взаимодействия личности и организации.
Таблица 428
Модель К. Лрджираса «от незрелости к зрелости».
Характеристики «незрелого» возраста. | Характеристики «зрелого» возраста. |
Пассивность. | Активность. |
Зависимость. | Независимость. |
Ограниченное число моделей поведения. | Разнообразные поведенческие модели. |
Примитивные интересы. | Глубокие интересы. |
Краткосрочные перспективы. | Долгосрочные перспективы. |
Подчиненное положение. | Главенствующее положение. |
Низкое самосознание. | Высокое самосознание и самоконтроль. |
Третьей компонентой в процессе формирования личности является черты личности. Определяется такое сочетание черт, которое лучше всего отражает личность. Черта личности является базовой единицей личности и представляет обобщенную склонность вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека. В последнее время среди теоретиков черт возникает консенсус относительно параметров «Большой пятерки»: открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм (см. табл. 5).
Факторы черт личности, образующие Большую пятерку[1][2]
Таблица 5 29
Характеристики тех, кто получил высокие оценки поданному фактору. | Описание черт, входящих в характер | Характеристики тех, кто получил низкие оценки поданному фактору. |
Любопытный, с широкими интересами, творческий, оригинальный, нетрадиционный, богатый. | Открытость к освоению новою оиыта Измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к. | Связанный условностями, приземленный, с ограниченными интересами, не обладающий ни художественным, ни. |
воображением. | чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему. | аналитическим складом ума. |
Организованный, дисциплинированный, надежный, усердный, пунктуальный, педантичный, аккуратный, честолюбивый, настойчивый. | Созя ател ьн ость Измеряет степень организованности и мотивированности индивида в целенаправленном поведении Противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и нс тщателен в работе. | Нецелеустремленный, ненадежный, ленивый, беспечный, небрежный, нерадивый, слабовольный, любящий наслаждения. |
Общительный, активный, разговорчивый, ориентированный на людей, оптимистичный, любящий повеселиться, ласковый. | Экстраверсия Измеряет: широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни. | Сдержанный, трезвомыслящий, жизнерадостный, отчужденный, ориентированный на дело, тихий, незаметный в компании. |
Мягкосердечный, доброжсл ател ьн ый, доверчивый, услужливый, великодушный, легковерный, прямой. | Доброжел ател ьность Измеряет качество отношения человека к другим людям на всем многообразии от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях. | Циничный, грубый, подозрительный, мстительный, безжалостный, раздражительный, манипулирующий другими. |
Беспокойный, нервозный, эмоциональный, неуверенный, неадекватный, ипохондрический. | Нейротизм Измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность. Идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям, склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким ог реальности и к неадекватным реакциям на действительность. | Спокойный, расслабленный, неэмоциональный, выносливый, уверенный, довольный собой. |
Личность конструируют в соответствии с пятифакторной моделью. Предполагается, что фундаментальные личностные черты существуют потому, что играют важную приспособительную роль в процессе естественного отбора.