Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс формирования и развития личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Биологические факторы — это наследственные, генетические, физиологические, которые прямым или косвенным образом влияют на тип личности и ее развитие. Социальные факторы — это родители, семья, соседи, друзья, сослуживцы, Я-концепция. Процесс социализации на рабочем месте и выполнение социальных ролей не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста. Культурные факторы… Читать ещё >

Процесс формирования и развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе формирования и развития личности можно выделить три компонента: детерминанты, стадии и черты личности.

Детерминанты личности — это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованными из них являются биологические, социальные и культурные.

Биологические факторы — это наследственные, генетические, физиологические, которые прямым или косвенным образом влияют на тип личности и ее развитие. Социальные факторы — это родители, семья, соседи, друзья, сослуживцы, Я-концепция. Процесс социализации на рабочем месте и выполнение социальных ролей не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения.

На личность воздействуют также ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях.

Стадии развития личности. По мнению многих ученых, личность развивается по определенным стадиям во взаимодействии со средой. 3. Фрейд рассматривает стадии как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Маслоу и К Роджерс — как реализацию потребности в самоактуализации; А. В. Петровский — как процесс вхождения и интеграции с социальной средой.

Социализация — это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность (более подробно см. в главе 11). Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Теоретик организационного поведения К. Арджирис создал модель развития личности «от незрелости к зрелости», которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты. Согласно Арджирису, личность в любом возрасте развивается (сознательно и бессознательно) не столько от стадии к стадии, сколько от незрелого состояния до зрелого. Оно характеризуется значимостью набора из семи основных параметров для самой личности (см. табл. 4). Арджирис утверждает, что по мере приобретения людьми опыта и самоуверенности в своей работе, они могут быть описаны, скорее всего, параметрами, соответствующими зрелому возрасту. Эта модель дает важные рекомендации менеджерам, которые должны стараться стимулировать активность, независимость, карьерный рост и способствовать раскрытию способностей работников.

К сожалению, Арджирис заявляет, что организации спроектированы для поощрения и вознаграждения «незрелости» и для подавления и наказания «зрелости». В связи с этим, существует несоответствие между людьми с запросами зрелой личности и природой формальных организаций, в которых они работают. Это несоответствие является отправным пунктом в понимании взаимодействия личности и организации.

Таблица 428

Модель К. Лрджираса «от незрелости к зрелости».

Характеристики «незрелого» возраста.

Характеристики «зрелого» возраста.

Пассивность.

Активность.

Зависимость.

Независимость.

Ограниченное число моделей поведения.

Разнообразные поведенческие модели.

Примитивные интересы.

Глубокие интересы.

Краткосрочные перспективы.

Долгосрочные перспективы.

Подчиненное положение.

Главенствующее положение.

Низкое самосознание.

Высокое самосознание и самоконтроль.

Третьей компонентой в процессе формирования личности является черты личности. Определяется такое сочетание черт, которое лучше всего отражает личность. Черта личности является базовой единицей личности и представляет обобщенную склонность вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека. В последнее время среди теоретиков черт возникает консенсус относительно параметров «Большой пятерки»: открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм (см. табл. 5).

Факторы черт личности, образующие Большую пятерку[1][2]

Таблица 5 29

Характеристики тех, кто получил высокие оценки поданному фактору.

Описание черт, входящих в характер

Характеристики тех, кто получил низкие оценки поданному фактору.

Любопытный, с широкими интересами, творческий, оригинальный, нетрадиционный, богатый.

Открытость к освоению новою оиыта Измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к.

Связанный условностями, приземленный, с ограниченными интересами, не обладающий ни художественным, ни.

воображением.

чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему.

аналитическим складом ума.

Организованный, дисциплинированный, надежный, усердный, пунктуальный, педантичный, аккуратный, честолюбивый, настойчивый.

Созя ател ьн ость Измеряет степень организованности и мотивированности индивида в целенаправленном поведении Противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и нс тщателен в работе.

Нецелеустремленный, ненадежный, ленивый, беспечный, небрежный, нерадивый, слабовольный, любящий наслаждения.

Общительный, активный, разговорчивый, ориентированный на людей, оптимистичный, любящий повеселиться, ласковый.

Экстраверсия Измеряет: широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни.

Сдержанный, трезвомыслящий, жизнерадостный, отчужденный, ориентированный на дело, тихий, незаметный в компании.

Мягкосердечный, доброжсл ател ьн ый, доверчивый, услужливый, великодушный, легковерный, прямой.

Доброжел ател ьность Измеряет качество отношения человека к другим людям на всем многообразии от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях.

Циничный, грубый, подозрительный, мстительный, безжалостный, раздражительный, манипулирующий другими.

Беспокойный, нервозный, эмоциональный, неуверенный, неадекватный, ипохондрический.

Нейротизм Измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность. Идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям, склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким ог реальности и к неадекватным реакциям на действительность.

Спокойный, расслабленный, неэмоциональный, выносливый, уверенный, довольный собой.

Личность конструируют в соответствии с пятифакторной моделью. Предполагается, что фундаментальные личностные черты существуют потому, что играют важную приспособительную роль в процессе естественного отбора.

  • [1] 2* Организационное поведение / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. — С. 96.
  • [2] Сост. по: Первый Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Подред. В. С. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 289.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой