Акционерное общество.
Защита интеллектуальной собственности
Некоммерческие организации — юридические лица могут приобрести исключительное право на товарный знак лишь в том случае, когда они осуществляют предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений… Читать ещё >
Акционерное общество. Защита интеллектуальной собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ) .
Положения ГК РФ, касающиеся фирменного наименования акционерных обществ, развивает Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (п. 1 ст. 4 Закона).
Полное фирменное наименование акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его тип (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование акционерного общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру ЗАО или ОАО.
Фирменное наименование акционерного общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Производственный кооператив
Фирменное наименование кооператива состоит из указания на организационноправовую форму — производственный кооператив или артель и оригинального названия. Это положение содержится в п. 3 ст. 107 ГК РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» .
Фирменное наименование сельскохозяйственного производственного кооператива должно содержать указание на его разновидность — артель (колхоз) или сферу деятельности «сельскохозяйственная артель», «рыболовецкий колхоз» и оригинальное название.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-?З «О сельскохозяйственной кооперации» запрещается использование словосочетания «сельскохозяйственный кооператив» как части наименования, если юридическое лицо не отвечает признакам сельскохозяйственного кооператива, предусмотренным данным Законом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Фирменное наименование унитарных предприятий должно содержать указание на собственника имущества предприятия. В случаях, предусмотренных законом, унитарные предприятия в своем фирменном наименовании должны указывать также характер своей деятельности.
Положения, касающиеся фирменного наименования унитарного предприятия, содержатся в п. 3 ст. 113 ГК РФ и в ст. 4 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. В этой же статье указанного Закона содержатся требования к полному фирменному наименованию унитарного предприятия.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.
Товарный знак и знак обслуживания
Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
Таким образом, среди субъектов прав на товарные знаки и знаки обслуживания законодатель выделяет две категории:
- — юридические лица;
- — индивидуальные предприниматели.
Правом на товарные знаки и знаки обслуживания могут обладать и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т. е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации — юридические лица могут приобрести исключительное право на товарный знак лишь в том случае, когда они осуществляют предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, например государственной корпорации, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации.
Обладателями исключительного права на товарный знак могут стать также правопреемники юридических лиц при их реорганизации, наследники индивидуальных предпринимателей — физические и юридические лица, а также другие лица, приобретающие в силу закона или договора данное исключительное право.
Не являются субъектами прав на товарные знаки и знаки обслуживания филиалы и представительства юридических лиц, а равно их обособленные подразделения.
Физические лица могут быть обладателями исключительного права на товарный знак при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, которая подтверждается соответствующим документом (свидетельством).
Коммерческое обозначение
Коммерческим обозначением могут обладать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами. Индивидуальные предприниматели также могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.
Возможность использования коммерческого обозначения как одного из средств индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий предусмотрена ст. 1538−1540 ГК РФ.