Психологическое сопровождение спортсменов состоит из мероприятий психодиагностики, психопрофилактики и психорегуляции (психокоррекции).
Психодиагностика — это получение информации о психологических особенностях. Психологическое сопровождение всегда начинается с диагностики. Приступая к работе со спортсменом (или командой), психолог изучает личность спортсмена, взаимоотношения игроков в команде, стиль руководства тренера и др. Для этого психолог проводит обследования, наблюдения и беседы. Основные задачи диагностики — «Что диагностировать?» и «Как диагностировать?» — решаются в зависимости от проблем конкретного спортсмена (команды) и особенностей этапа спортивной подготовки (в гл. 12 подробно изложены правила организации и проведения диагностического исследования с учетом специфики занятий спортом и физической культурой). На основании результатов диагностики планируются мероприятия профилактики и коррекции.
Психопрофилактика — это создание условий, препятствующих возникновению негативных состояний, ухудшению функционирования психических процессов и т. п. Психопрофилактические воздействия не направлены непосредственно па спортсмена, а обращены к окружающим его людям (тренерам, партнерам) или условиям ситуации (в отличие от психорегуляции, при которой психолог воздействует прямо на спортсмена). Например, зная, что разговоры с другими людьми раздражают сиортсмена-интроверта перед стартом, психолог обеспечивает ему возможность готовиться в одиночестве — дает рекомендации тренеру и товарищам по команде; следит, чтобы спортсмену не мешали, «берет на себя» желающих пообщаться с подопечным и т. п.
Психорегуляция — психологическое воздействие с целью оптимизации проявления психических свойств, процессов и состояний. С помощью методов психорегуляции (внушений, убеждений, бесед психотерапевтической направленности, занятий психорегулирующей тренировкой, сеансов релаксации и т. д.) можно изменить мотивацию, повысить устойчивость внимания, стимулировать проявление терпеливости, упорства, смелости, помочь выйти из состояния мандража и войти в состояние боевой готовности. Эти и другие позитивные изменения могут быть достигнуты только в том случае, если воздействия со стороны психолога «включают» соответствующие проявления саморегуляции спортсмена (применяемые в спортивно-оздоровительной практике методы психической регуляции рассмотрены в гл. 20).
Мероприятия психодиагностики, психопрофилактики и психорегуляции имеют свои особенности в разных видах психологического сопровождения.