Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие мыслительных операций у детей младшего возраста

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: при условии целенаправленной систематической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, возможно, сформировать и развить мыслительные операции. Объектом исследования является процесс мышления детей младшего школьного возраста, предметом исследования являются особенности мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Вместе с тем… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Мышление как познавательный процесс
    • 1. 1. Анализ основных научных подходов к проблеме мышления
    • 1. 2. Характеристика мыслительных операций
    • 1. 3. Особенности процесса мышления у детей младшего школьного возраста
  • Глава II. Исследование мыслительных операций у детей младшего возраста
    • 2. 1. Выявление уровня мыслительных операций у детей младшего школьного возраста
    • 2. 2. Анализ результатов исследования развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 8

Развитие мыслительных операций у детей младшего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития мышления исследованы в работах П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, А. В. Брушлинского, Л. И. Божович, Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, К. Ф. Лебединской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и других.

Педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю. К. Бабанского, И. А. Барташниковой, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В. Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение мыслительных операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по различным аспектам развития логического мышления, в том числе и младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной.

Объектом исследования является процесс мышления детей младшего школьного возраста, предметом исследования являются особенности мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

Цель: Изучение особенностей развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) Проанализировать основные научные подходы к проблеме мышления.

2) Выявить уровень развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

3) Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу.

Гипотеза исследования: при условии целенаправленной систематической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, возможно, сформировать и развить мыслительные операции.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.

На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проводились изучение документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса в начальной школе, анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, разработка программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути ее решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. — М., 1982.
  2. Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. — 1993. — № 1.
  3. А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. 3-е изд., перераб. и доп./А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина М.: Изд. «Ось-89″, 2001. 272 с.
  4. Л. Р. Развитие мышления учащихся./Л. Р. Болотина //Начальная школа — 1994 — № 11
  5. О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2003. — 24 с.
  6. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста./ Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание 1972. — № 1, с.30−35.
  7. Л.А., Мухина В. С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец./ Л. А. Венгер, В. С. Мухина М.: Просвещение, 1988. 336 с.
  8. А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 159 с.
  9. В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. — 1991. — № 6. — C.2−5.
  10. М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М., 1998.
  11. Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего шкльного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2002. — 28 с.
  12. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т „Открытое о-во“; Сост. Ю. В. Филиппова. — Ярославль, 2003. — 38 с.
  13. Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. — М., 1971.
  14. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
  15. Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей./Л.Е.Журова и др.- //Начальная школа. 1999. — № 8, с. 5−11.
  16. Е.В., Назарова Н. П., Маренич И. А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников./ Е. В. Заика, Н. П. Назарова, И. А. Маренич. //"Вопросы психологии», № 1, 1995.
  17. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.
  18. И.И. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников // Журнал практического психолога. — 1997. — № 1. — С. 73−76.
  19. Т.В. Мышление младшего школьника. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Киев, 1971.
  20. Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. — М., 1997.
  21. Г. Г. Развитие пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. — 1996. — № 12.
  22. Н.В. Формирование обобщенности умственных действий у младших школьников в условиях интеллектуального диалога: Дис. … канд. психол. наук. — Н. Новгород: НГПУ, 2000. — 174 с.
  23. Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. — М., 1988.
  24. Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2002. — 22 с.
  25. А.А. Очерки психического развития ребенка/А.А.Люблинская М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1979. 546 с.
  26. Л.А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Казань, 2002. — 21 с.
  27. Т. Д. Диагностика психического развития детей./Т.Д.Марцинковская — М.: Линка-пресс, 1998.
  28. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды./Н.А.Менчинская — М.: Просвещение, 1985.
  29. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / Сост.: Н. В. Шутова, В. В. Кисова. — Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 64 с.
  30. Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи: Дис. … канд. психол. наук. — Н. Новгород: НГПУ, 2001. — 219 с.
  31. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы./Л.Ф.Обухова //М.: Тривола, 1996. 360 с.
  32. Н.Н. Мышление дошкольника. Изд. Педагогика./Н.Н.Поддьяков М.: 1997 270 с.
  33. Психологические тесты под ред. А. А. Карелина. М., 1992.
  34. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.; Тула, 1993.
  35. Альманах психологических тестов. М., 1995.
  36. О.И. Развитие гибкости мыслительных действий у младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Дис. … канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2004. — 195 с.
  37. О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ О. А. Шаграева М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.
  38. М. Ю. Работаем по-новому./М. Ю.Шарапова. //Начальная школа 1995 № 7 с. 29.
  39. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся./Г.И. Щукина — М.: Педагогика, 1988.
  40. Д.Б. Психология игры./Д.Б.Эльконин М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  41. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
  42. Д.Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. — 1974. — № 10.
  43. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /И.С.Якиманская — М.: Сентябрь, 1996 96с.
  44. И.С. Развитие пространственного мышления школьников /И.С.Якиманская М. 1980.
Заполнить форму текущей работой