Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Психология безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном мире существует множество угроз психологической безопасности индивида, возникших в природной, экономической, политической и информационной среде. Часть общества не обращает внимания на интенсификацию этих угроз. Психологическая наука предпринимает усилия по раскрытию природы агрессии, девиантности, социальных конфликтов, религиозной нетерпимости, риска, пытаясь объединить… Читать ещё >

Предисловие. Психология безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире существует множество угроз психологической безопасности индивида, возникших в природной, экономической, политической и информационной среде. Часть общества не обращает внимания на интенсификацию этих угроз. Психологическая наука предпринимает усилия по раскрытию природы агрессии, девиантности, социальных конфликтов, религиозной нетерпимости, риска, пытаясь объединить когнитивный и социальный подходы в процессе проблемной исследовательской ориентации на выработку рациональных решений в области психологии безопасности.

Современные ученые, вслед за У. Беком, отмечают актуальный характер развития социума как общества риска и катастроф. Потребность в безопасности становится насущной, растет ее ценность, увеличивается внимание общества к потенциалу угроз. В психологии безопасности одним из ключевых объектов внимания является риск как неотъемлемая характеристика технологического развития, а также как субъективный риск, связанный с его восприятием и оценкой. Осознание риска в обществе становится генерализованной идеей, что обусловливает развитие психологии безопасности как нолифункционального знания. Индивидуальная и групповая безопасность достигается с помощью научно обоснованных решений, принимаемых индивидуальными и коллективными деятельными субъектами, и в связи с этим становится результатом субъективного выбора и оценки. Это объясняет известный тезис об отсутствии абсолютной безопасности, но существовании социальной детерминации процесса обеспечения разумно достижимой психологической безопасности.

В условиях риска важно принимать точные и обоснованные решения и активизировать деятельность по преодолению угроз. Один из самых популярных президентов Соединенных Штатов Америки (далее — США) Ф. Д. Рузвельт указывал, что в деле преодоления трудностей и угроз единственным фактором, препятствующим успеху и энергичности людей, является страх, который парализует волю и действия человека.

Созидательная активность по преодолению угроз направляется как на изменения, так и на переживания этих угроз, их восприятие и оценку. Конструирование психологической безопасности индивидом опирается на традиции, стереотипы, тенденцию гармонизации среды, собственную психическую устойчивость и жизнестойкость. В этом плане психология безопасности в междисциплинарном пространстве рассматривается как концептуальная координация когнитивного, коммуникативного и деятельностного подходов с современными исследовательскими достижениями для превентивного планирования и формирования механизмов обеспечения психологической безопасности.

Что нам может помешать? Пассивность и безразличие к угрозам и насилию. Председатель Американского мемориального совета по холокосту Э. Визель, показывая опасность безразличия к ненависти, переживаниям, страданиям, восклицает: «Безразличие — это не реакция. Безразличие — это не начало, это конец. Следовательно, безразличие всегда друг врага, потому что оно на руку агрессору и никогда не выгодно жертве, чья боль только усиливается от того, что она ощущает себя забытой»[1].

Сциентистский ответ на боль людей, на угрозы их субъективной картине мира, на психологические травмы в результате экстремальных ситуаций соответствует социальным ожиданиям и задачам управления общественными явлениями в экстремальных условиях.

Психология безопасности, объединяя широкий спектр достижений научного знания, ставит задачу раскрытия своего объекта и предмета, основных концептуальных решений и критериев психологической безопасности. Освоение дисциплины решает задачу формирования профессиональной компетентности студентов и специалистов, связанной с ориентацией в сложностях социальных и политических процессов, превентивным и конструктивным разрешением конфликтов и кризисных ситуаций, принятием решений в условиях риска, формированием атмосферы доверия на межличностном и институциональном уровнях.

Данное учебное пособие в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нацелено на всестороннее формирование личности будущего профессионала.

В результате изучения материала настоящего учебного издания студент должен:

знать

  • — методологические, социокультурные и специализированные основания развития и функционирования психологической безопасности в обществе;
  • — основные достижения отечественной и зарубежной науки в этой сфере;
  • — основы стратегического подхода к обеспечению психологической безопасности личности;
  • — механизмы формирования психологической безопасности личности;

уметь

  • — анализировать условия и факторы деятельности человека в экстремальной ситуации;
  • — оценивать масштаб и направления психотравмирующего действия кризисных ситуаций, террористических актов и катастроф;
  • — реализовывать психологические методы и технологии, ориентированные на психологическую реабилитацию лиц в посттравматических ситуациях;
  • — реализовывать личностные ресурсы психологической безопасности;

владеть

  • — методами и механизмами обеспечения психологической безопасности личности;
  • — комплексом социально-когнитивных и практико-ориентированных мер, направленных на психологическую поддержку, адаптацию и укрепление жизнестойкости лиц, выполняющих профессиональные задачи в экстремальных и опасных условиях.

В целях повышения уровня усвоения материала, познавательного интереса студентов и мотивации к успешной работе в сфере обеспечения психологической безопасности после текста каждой из трех глав приведены вопросы и задания для самоконтроля. Для проблемной ориентированности учебной информации, раскрытия ее практической специфики в конце каждой главы размещены оригинальные задания по кейсам, авторские тексты ситуационных заданий и задач повышенной сложности.

Авторы благодарны всем коллегам и студентам, которые своими вопросами, предложениями, практическими замечаниями или открытой эмоциональной поддержкой внесли существенный вклад в создание этого ответственного учебного издания. Отдельная благодарность сотрудникам издательства ««, проявившим профессионализм и мастерство в работе с рукописью.

Авторы признательны своим единомышленникам, социокультурным единоверцам и всем заслуживающим доверия в исповедуемом нами формате психологической безопасности.

А. И. Донцов, Ю. II. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина

  • [1] Визель Э. Опасность безразличия // Речи, которые изменили мир: сб. /сост. С. С. Моитефиоре; пер. с англ. И. Матвеевой. 2-е изд. М.: Манн, Иванови Фсрбср, 2009. С. 241.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой