Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обязанности субъектов оперативно-разыскной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нарушение конспирации чревато серьезными последствиями. Во-первых, может быть создана угроза безопасности человека в результате незаконного распространения оперативно-разыскной информации о нем, особенно сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство этого лица либо составляющих его коммерческую, банковскую, профессиональную тайну… Читать ещё >

Обязанности субъектов оперативно-разыскной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

…Обязательность и каждый основанный на ней поступок должен быть представлен как долг, а не как образ действий, который нравится нам сам по себе.

И. Кант

Анализируя обязанности субъектов, необходимо отметить, что данная категория давно находится под пристальным вниманием философов и правоведов, чаще всего в сочетании «права и обязанности», «право и мораль в аспекте обязанностей».

При сравнительном анализе понятий прав и обязанностей следует видеть не только взаимосвязь и взаимопроникновение, но и различия.

Обязанность выступает как мера должного, необходимого и непременно должна быть закреплена в законодательстве. Только в этом случае можно говорить о юридической обязанности соответствующего субъекта. Юридическая обязанность должна быть ограничена определенными правовыми предписаниями.

Обязанность как необходимое поведение должно проявляться в реальности требований с учетом содержания деятельности субъектов; в активности обязанного субъекта и в возможности удовлетворения не только интересов управомоченного, но и своих собственных[1].

Обязанности должностных лиц оперативно-разыскных органов — это юридические обязанности, а содержание их выражается в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других лиц и в необходимости воздерживаться от действий, запрещенных нормами права.

Обязанности органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц должны быть строго сориентированы на достижение цели и задач, определенных законом.

Сущность обязанностей проявляется в их содержании. В соответствии со ст. 14 Закона об ОРД оперативно-разыскные органы обязаны:

  • • принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
  • • исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ;
  • • выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
  • • информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
  • • соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
  • • содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности, сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Относительно обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, его имущественных интересов, а также по обеспечению безопасности общества и государства отметим, что эти проблемы уже рассматривались в ракурсе раскрытия цели, задач ОРД и соответствующего конституционного принципа. Эта главная обязанность органов, осуществляющих ОРД, фактически предопределяет эффективность деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Эта реальная защита общечеловеческих ценностей от преступных посягательств и одновременно демонстрация социальной полезности и ценности ОРД, ее объективной необходимости.

Указанная обязанность реализуется посредством использования возможностей специфических сил, средств и методов, в том числе и ограничивающих конституционные права отдельных граждан, для выявления преступлений и лиц, их совершивших, без чего невозможна или крайне затруднительна деятельность остальных правоохранительных органов по выполнению своих функций.

Обязанности оперативно-разыскных органов содержатся и в иных нормах Закона об ОРД:

  • • обязанность обеспечивать соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);
  • • не допускать осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом (ч. 2 ст. 5);
  • • доказывать обоснованность отказа в предоставлении лицу, которое обратилось с жалобой на нарушение его прав, сведений, в том числе в полном объеме (ч. 4 ст. 5);
  • • представлять судье по его требованию оперативно-служебные документы (ч. 5 ст. 5);
  • • уведомлять суд (судью) в течение 24 часов о начале неотложного проведения ОРМ, требующих судебной санкции;
  • • в течение 48 часов с момента начала проведения такого ОРМ получить судебные решения или прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);
  • • представлять суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим уполномоченным органам необходимые сведения (ч. 4 ст. 12);
  • • принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, равно членов их семей и близких (ч. 3 ст. 18);
  • • представлять прокурору, осуществляющему надзор за исполнением Закона об ОРД, оперативно-служебные документы и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 21).

Важнейшей из обязанностей оперативно-разыскных органов является исполнение в пределах своих полномочий письменных поручений органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ.

Данная обязанность находит свое комплексное отражение в законодательстве, регламентирующем уголовно-процессуальную и оперативно-разыскную деятельность (п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 144; ч. 4 ст. 157; ч. 7 ст. 164, 210 УПК РФ; ч. 2 ст. 7 и п. 2 ст. 14 Закона об ОРД). Отдельные поручения органа дознания и следователя, указания прокурора и определения суда — это и правовые основания проведения ОРМ.

Обязанность международного сотрудничества в форме выполнения запросов правоохранительных органов и спецслужб основана на заключенных с Россией соответствующих двусторонних и многосторонних международных договорах. Наиболее заметно международное оперативно-разыскное сотрудничество по установлению, предупреждению, раскрытию транснациональных преступлений, розыску опасных преступников. Международными правовыми актами общепризнаны такие преступные деяния, как терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, контрабанда, легализация преступных доходов, противодействие организованной преступности, коррупции и т. д. Договаривающиеся стороны определяют и форму такого сотрудничества. Например, исполнение запросов и просьб по уголовным делам, делам оперативного учета; обмен оперативно-разыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; содействие в проведении ОРМ и следственных действий. Например, известные из СМИ факты о предупреждении нашими органами безопасности спецслужб США о готовящихся на их территории террористических актах так называемого Исламского государства (ИГ) (к сожалению, проигнорированные) и взаимные предупреждения с их стороны, своевременно учтенные и реализованные без возможных трагических последствий.

Фактически во всех международных договорах о взаимном оказании правовой помощи закреплено универсальное правило, согласно которому ходатайства исполняются в соответствии с законом запрашиваемой стороны. Так, согласно ч. 1 ст. 3 Европейской (Страсбургской) конвенции о взаимной правовой помощи «запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел, и направленные ей юридическими органами запрашивающей стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств материалов или документов». Аналогичные предписания содержатся и в иных международных документах. Вместе с тем этими и другими нормативными актами о правовой помощи по уголовным делам предусмотрено и иное правило, по которому при наличии целевой просьбы запрашивающего государства могут быть применены нормы его законодательства, если и поскольку они не противоречат законодательству запрашиваемого государства. Это обусловлено обоюдными обязательствами сотрудничающих государств.

Верно, замечает М. П. Глумин, что отказ от применения норм иностранного права есть прямой отказ от сотрудничества, ибо без такого применения взаимодействие теряет смысл. Это объяснимо тем, что взаимное применение («признание») норм иностранного права является одним из фундаментальных принципов международного сотрудничества[2].

Обязанность органов, осуществляющих ОРД, выражается и во взаимодействии оперативно-разыскных подразделений различных ведомств. Оно основывается на межведомственных нормативных правовых актах. Формы и методы такого взаимодействия самые разнообразные, их объективная необходимость обусловлена следующим:

  • — различными принципами оперативного обслуживания (зональный, линейный (отраслевой)), несовпадением мест подготовки и совершения преступления с местами проживания, дислокации преступников;
  • — различием задач, стоящих перед оперативными подразделениями разных органов;
  • — различными возможностями оперативного воздействия на вызывающий оперативный интерес объект;
  • — наличием специальных средств и методов, применяемых для выполнения поставленных задач.

Примером такого взаимодействия могут служить различные комплексные операции, осуществляемые совместно несколькими федеральными органами, с проведением оперативно-разыскных, контрольнонадзорных, административных и иных мероприятий на различных уровнях управления правоохранительных органов: федеральные — на территории всей страны либо нескольких субъектов РФ, окружные, региональные («Вихрь-антитеррор», «Перехват», «Мак», «Канал» и др.).

Постоянно действующие задачи взаимодействия между субъектами, осуществляющими ОРД (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН России, СВР, таможенные органы РФ), при осуществлении федерального розыска и обмена информацией утверждены межведомственными и нормативными правовыми актами.

Можно отметить и задачи взаимодействия между оперативными подразделениями МВД и ФСИН России. В их числе:

  • • выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными и лицами, заключенными под стражу, до прибытия в СИЗО и ИУ;
  • • проверка оперативной информации сотрудниками полиции в учреждениях ФСИН России;
  • • выявление противоправных намерений осужденных, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождения из СИЗО и ИУ;
  • • проведение ОРМ по розыску и задержанию подозреваемых, обвиняемых и уклоняющихся от отбывания лишения свободы и др.

Рассматриваемая обязанность оперативных подразделений находит свое предметное выражение и в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Подобная обязанность распространяется на любые факты противоправной деятельности, ставшие известными оперативно-разыскным органам, даже если и нет специальных нормативных предписаний. Соответствующие органы должны быть не только проинформированы, но и по возможности им должны быть оказаны необходимые помощь и содействие.

Обязанность соблюдать правила конспирации возведена в принцип ОРД. Правила, формы и методы конспирации в работе оперативноразыскных подразделений весьма разнообразны. Назовем лишь некоторые из них:

  • — организация и тактика проведения ОРМ в отношении проверяемых лиц, заподозренных в подготовке и совершении преступлений;
  • — особый порядок получения, оформления, хранения и использования оперативно-разыскной информации;
  • — ведение особого делопроизводства.

Нарушение конспирации чревато серьезными последствиями. Во-первых, может быть создана угроза безопасности человека в результате незаконного распространения оперативно-разыскной информации о нем, особенно сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство этого лица либо составляющих его коммерческую, банковскую, профессиональную тайну. Во-вторых, разглашение сведений о лицах, оказывающих содействие этим органам, может повлечь реальную угрозу их физической безопасности.

В Законе об ОРД имеется отдельное указание на обязанность оперативно-разыскных органов содействовать обеспечению собственной безопасности и безопасности лиц, оказывающих им содействие, участников уголовного процесса.

Такая обязанность возложена на органы специальным Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также ст. 11 УПК РФ «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве». В перечень мер безопасности, направленных на охрану защищаемых лиц, законодательство включает следующее:

  • — личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица;
  • — обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • — смена места жительства;
  • — замена документов защищаемого лица;
  • — изменение (временное или постоянное) места работы (службы) или учебы.

Обязанности органов, уполномоченных осуществлять ОРД, могут быть дополнены или конкретизированы федеральными законами о соответствующих ведомствах, осуществляющих ОРД.

  • [1] См.: Мальцев Т. В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999. С. 71.
  • [2] См.: Глумин М. П. Общие положения об алгоритмах и формах применения процедурных норм иностранного права при правореализации института международноправовой помощи в уголовных исках // Современные проблемы юридической наукии практики: сб. науч. тр. / под ред. А. Г. Маркушина. 2006. № 5. С. 102—103.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой