Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Раннее обучение и будущие достижения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние десятилетия все чаще приходится сталкиваться с тем, что новые образовательные технологии открывают неведомые ранее горизонты человеческих возможностей. Благодаря этому уровень достижений, воспринимавшийся прежде как выдающийся, вдруг становится обычным и доступным каждому. Замечено, что нередко одаренные дети, часто без посторонней помощи, обучаются чтению в возрасте 2—3 лет… Читать ещё >

Раннее обучение и будущие достижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние десятилетия все чаще приходится сталкиваться с тем, что новые образовательные технологии открывают неведомые ранее горизонты человеческих возможностей. Благодаря этому уровень достижений, воспринимавшийся прежде как выдающийся, вдруг становится обычным и доступным каждому. Замечено, что нередко одаренные дети, часто без посторонней помощи, обучаются чтению в возрасте 2—3 лет. Но в настоящее время созданы образовательные технологии, позволяющие без особых сложностей научить читать любого здорового ребенка в возрасте 1,5 лет.

Многие бывшие учащиеся советской школы помнят, как, начиная изучать иностранный язык в пятом классе, затем продолжив его изучение в вузе (а некоторые даже в аспирантуре), они выходили из этого многолетнего процесса полными неучами. Но стоило появиться новым образовательным технологиям, как вдруг стало очевидно, что едва ли не каждый малыш — «лингвистический гений». В 1,5—2 года любой ребенок способен освоить даже не один, а десятки разных, непохожих друг на друга языков.

Все это результат переосмысления подходов к обучению и воспитанию. Нарастающее внимание к ранним этапам развития личности стимулировало в детской психологии повышение интереса к новым концепциям и методикам воспитания и обучения ребенка-дошкольника. Интенсивная разработка методик раннего обучения стала подлинной приметой нашего времени. Однако следует понимать, что новые педагогические технологии не в состоянии сделать всех детей одаренными, как это пытаются утверждать некоторые педагоги. Проблема влияния среды на развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка не становится менее значимой. В этой связи возникает вопрос о том, можно ли увеличить возможности мозга педагогическим путем? Современные педагогическая психология и педагогика дают на него утвердительный ответ, но ситуация не так-то проста.

Из истории методик раннего обучения

Попытки создания методик раннего обучения в истории педагогики известны и с полным правом могут считаться удачными. Классический пример — методика Карла Витте, пастора и педагога из Германии. Еще до рождения своего сына пастор, поспорив со слушателями своих лекций — членами Магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий, заявил им: «Если Бог пошлет мне сына… то я, как и решил, сделаю из него выдающегося человека».

Сын у пастора родился вскоре после этого спора, в 1800 году. Он был назван в честь отца — Карлом. Стараниями родителей мальчик добился выдающихся успехов уже к шести годам. Гимназических учителей он поражал своими способностями. В девять лет юный Карл Витте поступил в Лейпцигский университет, где после первого года обучения успешно сдал все экзамены. В 13 лет он стал доктором философии в университете города Гисена, затем, позанимавшись четыре семестра, получил степень доктора юриспруденции в Гейдельберге. В 18 лет он становится профессором Гейдельбергского университета.

Карл Витте-младший свой след в науке оставил, но звание гения все же не заслужил. Однако педагогические находки отца оказались весьма ценными. Разработанная Карлом Витте-старшим методика домашнего воспитания была описана автором по просьбе великого швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. По этой книге были воспитаны родителями многие одаренные дети. Пожалуй, самым ярким среди них оказался основатель кибернетики Норбет Винер.

Многие специалисты, не признающие детской одаренности, приводят этот пример как якобы подтверждающий, что главное в становлении таланта — это среда и специальное обучение. Но разве нельзя допустить, что сын Карла Витте, Карл Витте-младший (как и Норберт Винер) оказался одаренным ребенком, благодаря чему с помощью отцовских методик и добился таких результатов в детстве и юности?

С точки зрения изучения одаренности важны результаты онтогенетических исследований, показывающих, что развитие самых высокоорганизованных и сложных уровней психики зависит от того, как протекало развитие уровней базовых, первичных. Несмотря на всеобщее признание этого положения, внимание к изучению базовых уровней со стороны психологов и педагогов всегда было значительно меньшим, чем к уровням последующим. Выражалось это, например, в том, что раннее когнитивное развитие (психическое развитие младенцев) значительно реже привлекало внимание исследователей, чем когнитивное развитие младших школьников, подростков или юношей. В последнее время в мировой психологической науке основной акцент в исследованиях психических процессов сместился в область изучения ранних возрастов, а в педагогике все интенсивнее разрабатываются методики раннего обучения.

Традиционно считалось, что раннее развитие ребенка находится под большим генетическим контролем, чем развитие в более старших возрастах, а тем более — в периоды взрослой жизни. Медицинская генетика и психогенетика убедительно доказали обратное. Генетические влияния на развитие психики в младенческом возрасте минимальны, но их значение заметно повышается с возрастом и достигает максимума у пожилых людей.

Методики раннего обучения имеют особую значимость и с точки зрения совершенствования когнитивного опыта ребенка. Ценность их в данном случае в том, что в результате их использования существенно расширяется зона исследовательского поиска ребенка. Естественно, что маленький ребенок, освоивший более одного языка, умеющий читать, набирать текст на компьютере, имеет значительно более широкие возможности в плане собственных изысканий и приобретения нового когнитивного опыта, чем тот, кого якобы в целях сохранения его детства, оставили неучем.

Важно понимать и то, что эти методики вовсе не предполагают грубо форсировать развитие ребенка, как это, к сожалению, нередко делается в современной практике дошкольного образования, в особенности при так называемой подготовке ребенка к школе. Инструментарий здесь принципиально отличается от традиционного для массовой школы, он-то и позволяет методикам раннего обучения, не разрушая психики ребенка, обучать его новому. Сторонники ограничения дошкольного обучения постоянно говорят о каких-то мифических, катастрофических эффектах, получаемых в результате использования подобных методик, однако надежных доказательств не приводится.

Особое место в психологии дошкольного образования занимают многочисленные, построенные на разнообразном материале методики развития умственных способностей в дородовой период. Их разработкой занимаются исследователи в разных странах, в нашей стране они также приобретают все большую популярность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой