ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Как опрСдСляСт Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ истории П. Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€?

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ИдСя Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚. narratio — рассказ, повСствованиС) Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° историчСского дискурса ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π»Π° свой Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ французского Π³Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚Π° Поля Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€Π° (Ρ€. 1913). Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ «Π’рСмя ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·» (1985) Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€ описал Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ дискурс Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π΄Π²ΠΎΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉΡΡ Π½Π° ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ*. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ самой истории ΠΎΠ½ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Как опрСдСляСт Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ истории П. Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€? (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Как ΠΎΠ½ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ историчСского дискурса?

ИдСя Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚. narratio — рассказ, повСствованиС) Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° историчСского дискурса ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π»Π° свой Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ французского Π³Π΅Ρ€ΠΌΠ΅Π½Π΅Π²Ρ‚Π° Поля Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€Π° (Ρ€. 1913). Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ «Π’рСмя ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·» (1985) Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€ описал Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ дискурс Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π΄Π²ΠΎΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉΡΡ Π½Π° ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ*. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ самой истории ΠΎΠ½ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ° историков. Напротив, историография (особСнно французская) стрСмится ΠΏΠΎΡ€Π²Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ опСрациями Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ понимания. Но Π»ΡŽΠ±Π°Ρ история, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ удалСнная ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, сохраняСт свою связь с Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π΅ΠΉ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° присущС конструированиС историчСского Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ.

Как соотносятся классичСская ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Π°Ρ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ философии истории?

РассмотрСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ поля соврСмСнной философии истории с Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² Π½Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° историчСского дискурса являСтся Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ соврСмСнной Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ философии истории. Рассматривая историчСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния историка Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ряд событий, исслСдоватСли Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ история доступна Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ рассказа ΠΎ Π½Π΅ΠΉ.[1]

Π’Π΅ΠΌ самым классичСскиС ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ философии истории Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, способствуя Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ смысла Π΅Π΅ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ.

Когда начинаСтся психоистория ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° историографичСского направлСния ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ Π΅Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ этапы развития?[2]

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ заявила ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎΠ± ΠΈΡΡ‚оричСских мотивациях. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ» Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΏΡΠΈΡ…оистория» амСриканский ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ Π­Ρ€ΠΈΠΊ Π“. Π­Ρ€ΠΈΠΊΡΠΎΠ½. Начало психоистории ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ историографичСского направлСния ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ с ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ исслСдования «ΠœΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ Π›ΡŽΡ‚Π΅Ρ€: психоанализ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ория» (1958). Π­Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ (психоанализ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ория) Π±Ρ‹Π»ΠΈ посвящСны ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π­. Эриксона, ΠΊΠ°ΠΊ «ΠŸΡ€Π°Π²Π΄Π° Π“Π°Π½Π΄ΠΈ» (1969); «Π˜ΡΡ‚ория ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΈΡΡ‚оричСский ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚» (1975). Автор ΠΊΠ½ΠΈΠ³ использовал психоанализ для понимания Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… людСй ΠΈ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΉ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π° Π΄Π΅Ρ‚ский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ считал Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΡƒΠΌΠ°. Π’ ΠΏΡΠΈΡ…обиографичСских исслСдованиях ΠΎ М. Π›ΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π΅ ΠΈ М. Π“Π°Π½Π΄ΠΈ Эриксон ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π» ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ приводят ΠΊ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ повСдСнию, являСтся стрСмлСниС сыновСй ΠΏΡ€Π΅Π²Π·ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ своих ΠΎΡ‚Ρ†ΠΎΠ², ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠΏΡ€ΠΈΡ‰Π΅. Π’Π΅ΡΡŒΠΌΠ° популярной стала Π΅Π³ΠΎ концСпция ΠΎ Π²ΠΎΡΡŒΠΌΠΈ кризисах идСнтичности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ взрослСнии ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ основываСтся Π½Π° ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ идСнтичности со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ, свойствСнной Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ.

Π’ Π΄Π΅ΠΊΠ°Π±Ρ€Π΅ 1957 Π³. ΠΏΡ€Π΅Π·ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ АмСриканской тСорСтичСской ассоциации (АНА) Π’ΠΈΠ»ΡŒΡΠΌ Π›. Π›Π°Π½Π³Π΅Ρ€ помСстил Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΠΈ [3] посланиС Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ общСствСнности «Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π»ΠΎ ΠΊ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² психоанализа для объяснСния историчСского процСсса.

Π‘ Π°Π²Π³ΡƒΡΡ‚Π° 1966 Π³. Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ встрСчи-дискуссии 14 психологов ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ извСстный амСриканский Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊ Π . Π›ΠΈΡ„Ρ‚ΠΎΠ½ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Π½Π° Π΄Π²Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ Π΄Π°Π» Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅[4]:

  • 1966;1970 Π³Π³. — «Π’Сликая иллюзия Сдинства»;
  • 1970;1975 Π³Π³. — «Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°, ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΈ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π°».

Π’ 1975 Π³. Π±Ρ‹Π»Π° создана ΠœΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Π°Ρ психоисторичСская ассоциация (IPA) ΠΈ Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚ психоистории.

ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ сфСры исслСдования психоистории?

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Π΅ сфСры ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… интСрСсов психоисториков:

  • β€’ история дСтства;
  • β€’ психобиографии;
  • β€’ психоистория Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ.

Π’ Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΡƒΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ идСнтичности Π­. Π“. Эриксона?

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ психоистории ставили ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Ρ†Π΅Π»ΡŒ создания Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎΠ± ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ родитСлями ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, опрСдСляли эти ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΡƒΡŽ силу истории. ΠŸΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ стали Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Эриксона ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π΅Π³ΠΎ тСория ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ идСнтичности — Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ становлСния личности. Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Π°: ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ = биопсихологичСскиС Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΈ + Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΉ дСтский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ + ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-историчСскиС ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ вСяния.

Эриксон Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» восСмь стадий развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π²Π½Π΅ΠΈΡΡ‚оричСскими: младСнчСство — Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ дСтство — ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ возраст — ранняя Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ — поздняя Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ каТдая стадия начинаСтся ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ°Π½Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся кризисом идСнтичности, связанным с Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ трСбованиями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ общСство ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ[5].

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ психогСнСтичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ истории ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ тСзис: ΠΌΡ‹ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ сознаСм, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни повторяСм своС ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ΅, пронося ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ с Π΄Π΅Ρ‚ства Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· всю Тизнь.

КакиС полоТСния Π›. Π΄Π΅ ΠœΠΎΡΠ° стали классичСскими для психоисториков, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ дСтям?

Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ соврСмСнный психоисторик Π›. Π΄Π΅ ΠœΠΎΠ΅, ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π² сотни историчСских источников, ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π» ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΡ чСловСчСства ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ дСтям, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ сокращСниС психичСской дистанции ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ. Π’ 1973 Π³. ΠœΠΎΡ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΠΏΡΡ‚ΡŒ основных ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ впослСдствии стали классичСскими[6].

  • 1. Π­Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΡ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ являСтся нСзависимым источником историчСских ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° этой ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ — Π² ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΎΠΏΡƒΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ (Ρ€Π΅Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ) Π΄ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ичСского возраста своих Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ΄Ρ‹, ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² собствСнного дСтства.
  • 2. «ΠŸΡ€Π΅ΡΡ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ», Π²Π»Π΅ΠΊΡƒΡ‰ΠΈΠΉ психичСскиС измСнСния, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Π»Ρ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСских трансформаций ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ общСства.
  • 3. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ дСтства прСдставляСт собой ΡΠ΅Ρ€ΠΈΡŽ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… шагов постСпСнного сблиТСния Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.
  • 4. Π₯ΠΎΠ΄ истории ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρƒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ с Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ способы воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ.
  • 5. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ структура всСгда пСрСдаСтся ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· дСтство.

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° дСтского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ структурныС Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ общСства.

КакиС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ воспитания выдСляСт Π›. Π΄Π΅ ΠœΠΎΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ истории дСтства?

Рассматривая ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ дСтства Π½Π° Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π΅, Π›. Π΄Π΅ ΠœΠΎΡ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ воспитания, ΡΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΠ΄Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²:

  • β€’ дСтоубийствСнный способ (ΠΎΡ‚ Π°Π½Ρ‚ичности Π΄ΠΎ IV Π² Π½. э.), Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ чистого насилия Π½Π°Π΄ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, Π²Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ…;
  • β€’ отстранСнный способ (IV—XIII), ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π΄ΡƒΡˆΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ;
  • β€’ двойствСнный способ (XJV-XVII), ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ характСризуСтся, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, распространСниСм ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π° Π΄Π΅Π²Ρ‹ ΠœΠ°Ρ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΌΡΠ³Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π² ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — сохранСниСм популярного воспитания ΠΏΠ°Π»ΠΊΠΎΠΉ;
  • β€’ Π½Π°Π²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ способ (XVIII), ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌ сдвигС Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ ΠΈΡ… Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ сблиТСния, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ посрСдством ТСсткого контроля повСдСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π² со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ;
  • β€’ общСствСнный способ (XIX — сСрСдина XX Π².), ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ воспитания ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π½ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π½Π°Π²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π²ΠΎΠ»ΠΈ постСпСнно смСняСтся процСссом обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ ΠΊ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ;
  • β€’ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ способ (начиная с ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ XX Π².), ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ осознаниС общСством Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сами Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Π·Π½Π°ΡŽΡ‚, Π² Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ стадии; участиС Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ своих Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ проявлСния внимания, Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ самоидСнтификации.

Каким ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ психоисторичСский процСсс воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ связан с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ чСловСчСского общСства?

Π”Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ воспитания ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ психоисторики ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ чСловСчСского общСства. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΉ рСгрСсс Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ рСгрСсс Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ области.

Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния психоисториков, история прСдставляСт собой ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ использования Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚рСбности ΠΎΡ‚Π΄Π°Ρ‚ΡŒ дСтям Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· постСпСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ эмпатичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ «Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΠΌ ΡƒΡ…ΠΎΠΌ», Ρ€Π΅Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ своСго Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°). Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ процСссС основная Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, особСнно Π² Π΄Ρ€Π΅Π²Π½Π΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»Π° ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, Π° ΠΎΡ‚Π΅Ρ† ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ лишь Π² ΠΠΎΠ²ΠΎΠ΅ врСмя. НоситСлСм ΠΈ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ дСтского воспитания ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΈ («Π΄ΠΎΡ‡ΡŒ, ΠΏΠΎΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ΄Ρ‹» — Π›. Π΄Π΅ ΠœΠΎΡ). Π’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ историчСский ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ молодая ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° воспитания, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ испокон Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ пСлСнания). НаступаСт ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ — смСна ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ воспитания.

  • [1] Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€, II. Π˜Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ³Π° ΠΈ ΠΈΡΡ‚оричСский рассказ / П. Π ΠΈΠΊΠ΅Ρ€ II ВрСмя ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·: Π² 2 Ρ‚. М.; БПб., 1998. Π’. 1. Π‘. 109.
  • [2] 2 ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ использовал Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ бСлорусских философов ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎΠ². Π‘ΠΌ.: БоврСмСнная мировая историчСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ°. М., 1996; ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ истории. Минск, 1996; Шустова, О. М. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ: школа ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ / О. М. Шустова. Минск, 1997; ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ истории: онтологичСский ΠΈ Π³Π½ΠΎΡΠ΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ / ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠ±Ρ‰. Ρ€Π΅Π΄. Π’. Н. Π‘ΠΈΠ΄ΠΎΡ€Ρ†ΠΎΠ²Π°, О. А. Яновского, Π―. Π‘. ЯскСвич. Минск, 2002, ΠΈ Π΄Ρ€.
  • [3] Lander, W. Next Assignment / W. Lander // American Historical Review.1957. L XIII. № 2. P. 283−304.
  • [4] Explorations in Psychohistory: The Weelflect Papers / Ed. by R.J. Littonwith E. Olson. N.Y., 1975. P. 13.
  • [5] Π‘ΠΌ.: АнцыфСрова, Π›. И. ЭпигСнСтичСская концСпция развития личности Π­Ρ€ΠΈΠΊΠ° Π“. Π­Ρ€ΠΈΠΊΡΠΎΠ½Π° / Π›. И. АнцыфСрова / ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ развития Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. М., 1978. Π‘. 132.
  • [6] Π‘ΠΌ.: De Massr, L. The Evolution of Childhood. The Yistory *"f Childhood /L. dc Massr. Northvale, New Jersey, 1995. P. 3.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ