Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Создание рейтинговых систем оценки качества освоения образовательной программы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установление рейтинга студента способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. В наибольшей степени это является необходимым для той категории студентов, у которой внутренние мотивы и уровень учебной самодисциплины недостаточны. В связи с этим требуется построение разносторонней системы… Читать ещё >

Создание рейтинговых систем оценки качества освоения образовательной программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В общем случае рейтинг (rating) — это оценка, определение ранга, места или разряда, на основе некоторой численной характеристики какого-либо качественного понятия.

Рейтинговая система — пример использования оценочной порядковой шкалы в педагогической квалиметрии. При этом под порядковой шкалой, или шкалой порядка, понимают один из основных видов шкал измерения, который допускает ранжирование объектов по степени выраженности у них того или иного свойства, качества.

Переход на рейтинговую систему оценки в вузе, включающую совокупность правил, методических указаний и математического аппарата для обеспечения обработки результатов педагогических измерений, может быть организован на нескольких уровнях, например: рейтинг по дисциплинам; рейтинг по циклу дисциплин; совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость по всем дисциплинам, изучаемым в семестре; интегральный рейтинг за весь период обучения; общий рейтинг — по итогам учебной и внеучебной деятельности за период обучения. В рамках рейтинговой системы непрерывный поэтапный контроль знаний обучающихся на протяжении семестра и всего периода обучения при движении студента от модуля к модулю по мере усвоения учебного материала осуществляется на этапах текущего (рубежного), промежуточного и итогового контроля.

Рейтинговые системы уже несколько десятков лет успешно применяются в зарубежных вузах. Опыт их использования некоторыми российскими вузами насчитывает около 20 лет [51].

В отечественном вузовском образовании под рейтингом понимается интегральная (суммарная) оценка результатов всех видов учебной деятельности студента, которая позволяет обеспечить количественную оценку качества освоения студентами и выпускниками вуза образовательной программы и расставляет, таким образом, всех обучающихся по определенным местам в соответствии с достигнутыми результатами обучения. Переход к рейтинговым оценкам позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой — увеличить состязательность учения, активизировать личностный фактор в студенческой среде путем введения состязательности в процесс обучения, который базируется на главном показателе — качестве подготовки специалистов.

Установление рейтинга студента способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. В наибольшей степени это является необходимым для той категории студентов, у которой внутренние мотивы и уровень учебной самодисциплины недостаточны. В связи с этим требуется построение разносторонней системы внешнего стимулирования учебной деятельности в духе «карьерного типа» образовательной среды, по классификации В. А. Ясвина [158] .

В условиях рейтинговой системы каждый вид учебной деятельности имеет свою «стоимость», «цену» (весовой коэффициент), поэтому назначение рейтинга в качестве оценки зависит от весового коэффициента вида занятия и от уровня сложности заданий, выполняемых студентами.

К основным преимуществам рейтингового контроля перед другими формами педагогического контроля различные авторы [36; 84. С. 8; 105. С. 167; 109] относят следующее:

  • 1. Возможность управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием целостной системы рейтинговых баллов, включающей поощрительные баллы, которые могут быть добавлены ему за активность на занятиях, своевременность выполнения учебных заданий и творческий подход к их решению, участие в научной работе, выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах научных работ и т. п.
  • 2. Использование преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями способно (в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью) осуществлять мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету и вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения. Появляется возможность учета индивидуальной работы, выполненной студентом сверх обязательной образовательной программы. Рейтинговая система контроля обеспечивает более точную дифференциацию студентов по их наклонностям и познавательным способностям.
  • 3. Широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства обучающихся прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своего обучения с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активность и ритмичность самостоятельной работы студентов. Улучшаются возможности для рационального распределения своих временных, физических и умственных ресурсов на конкретном временном интервале. У студентов развиваются навыки самооценки и формируются умения самоконтроля.
  • 4. Возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости.
  • 5. Возможность резко снизить при сдаче экзаменов студентами влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т. п., поскольку при вынесении оценки на экзамене появляется возможность учета «предыстории» текущей успеваемости по данному курсу.
  • 6. Наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы повышает надежность процедуры оценки результатов отдельных звеньев контроля, а также дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме.
  • 7. Еще одна важная особенность рейтинговых систем — непрерывность контроля знаний студентов.

Практика применения в российских вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о возможности достижения заметных положительных результатов. В частности, уменьшается количество традиционных «задолжников» по различным формам контроля.

Введение

рейтинга в значительной степени позволяет преодолеть недостатки традиционной системы оценивания, для которой характерны проблемы многократной пересдачи экзаменов и зачетов, неполный охват проверкой всего содержания обучения [51].

Расширению сферы применения рейтинговых систем в отечественном высшем образовании способствовало проведение эксперимента по организации образовательного процесса, предусматривающего использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в российских вузах в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 июля 2002 г. № 2654. В сопровождавших приказ методических рекомендациях к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, в частности, отмечалось, что наиболее целесообразна разработка рейтинговой системы, учитывающей трудоемкость всех учебных дисциплин через «зачетные единицы». В этом случае успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов (например, 100 баллов = «100-процентный успех»). Система зачетных единиц позволяет достаточно легко выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым в двух-трех семестрах, и за все время обучения. Для каждого обучающегося возможен расчет суммарного количества баллов и определение места, которое занимает студент в группе, на курсе, в вузе.

Данное положение позволяет отнести указанный приказ к числу первых нормативных документов высокого уровня, в которых была установлена связь рейтинговых систем с системами модульно-кредитными, основывающимися на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ECTS.

Как уже отмечалось ранее (см. параграф 1.5), оценочная шкала ECTS базируется на рейтинге студента в ходе конкретного оценивания, который показывает степень его успеваемости относительно других студентов. Следовательно, можно утверждать, что введение рейтинговой системы является необходимым промежуточным звеном перехода университета на обучение с использованием зачетных единиц (кредитов), предписываемых ФГОС ВПО.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой