Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные пенсии. 
Право социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статья 2 указанного Закона закрепляет дефиницию «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», исходя из содержания которой можно вывести легальное определение термина «социальная пенсия». В частности, под социальной пенсией понимается ежемесячная государственная денежная выплата, выплачиваемая нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию, право на получение… Читать ещё >

Социальные пенсии. Право социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие социальной пенсии. Условия ее назначения

Институт социальной пенсии в современном российском законодательстве регулируется нормативными положениями Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Статья 2 указанного Закона закрепляет дефиницию «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», исходя из содержания которой можно вывести легальное определение термина «социальная пенсия». В частности, под социальной пенсией понимается ежемесячная государственная денежная выплата, выплачиваемая нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении.

В связи с изложенным можно вывести признаки данного вида пенсионного обеспечения, которые условно подразделяются на общие (присущи для любого вида пенсий) и специфические (характерны исключительно для социальных пенсий).

К числу общих признаков относятся следующие.

  • 1. Это денежная выплата. Социальная пенсия, как и любой иной вид пенсионного обеспечения, предоставляется лицам, имеющим соответствующее право, только в денежной форме, что влечет за собой невозможность реализации данного права в натуральной форме.
  • 2. Периодичность выплаты. Указанный признак означает, что нетрудоспособные граждане имеют право, а государство в лице его органов, учреждений, организаций обязано обеспечивать граждан социальными пенсиями на регулярной основе. При этом указанное право, как следует из содержания ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, реализуется лицами, имеющими соответствующее право, ежемесячно.
  • 3. Данная выплата производится за счет средств федерального бюджета. В подтверждение наличия данного признака можно привести нормы ст. 6 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
  • 4. Государственно-правовой характер данной выплаты. Содержание этого признака заключается в том, что круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, условия его реализации и размер определяются федеральным законом. При этом следует отметить, что данный признак находит свое выражение не только в тексте Закона о государственном пенсионном обеспечении, но и является конституционной гарантией права каждого на такой вид социального обеспечения, как пенсия (ст. 39 Конституции РФ).

К числу специфических признаков относятся: 1. Предоставляется строго определенному кругу лиц, указанному в законе. Согласно содержания ст. 2 и 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении, правом на социальную пенсию наделены нетрудоспособные граждане.

При этом под нетрудоспособными гражданами понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях.

В силу изложенного и принимая во внимание положения ст. 4 и 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, можно сделать вывод, что данные субъекты имеют право на получение социальной пенсии.

2. Социальная пенсия — основной источник средств существования пенсионера. На наличие данного признака указывает дефиниция понятия «социальная пенсия», приведенная в ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой пенсия предоставляется в качестве средства существования пенсионера.

Более того, в подтверждение данного вывода выступает п. 5 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении, закрепляющий, что гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), социальная пенсия не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Таким образом, указанная категория граждан не получает социальную пенсию в период осуществления ими трудовой деятельности, т. е. в период наличия у них иного дохода.

Социальные пенсии подразделяются на три основных вида, что прямо вытекает из содержания п. 6 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, а именно:

  • 1) социальная пенсия по старости;
  • 2) социальная пенсия по инвалидности;
  • 3) социальная пенсия по случаю потери кормильца. Таким образом, социальная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Обращаясь к вопросу об условиях назначения социальной пенсии, следует отметить, что данному вопросу посвящена ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Анализ данного законоположения позволяет вывести условия назначения социальной пенсии. 1. Наличие у лица одного из следующих статусов:

  • 1) инвалид I, II, III группы либо инвалид с детства (назначается социальная пенсия по инвалидности);
  • 2) ребенок-инвалид (назначается социальная пенсия по инвалидности); в то же время следует отметить, что несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, являющиеся ВИЧ-инфицированными, приравниваются по правовому статусу к детям-инвалидам, в связи с чем за ними в ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» закреплено право на социальную пенсию;
  • 3) ребенок в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающийся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, потерявший одного или обоих родителей, и ребенок умершей одинокой матери (назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца);
  • 4) гражданин из числа малочисленных пародов Севера, достигший возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчина либо женщина) (назначается социальная пенсия по старости). При этом необходимо, чтобы гражданин не только относился к числу малочисленных народов Севера, но и постоянно проживал на данной территории;
  • 5) гражданин, достигший возраста 65 или 60 (соответственно мужчина либо женщина) (назначается социальная пенсия по старости).

Наряду с данными лицами правом на получение социальной пенсии обладают также:

  • 1) граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. 7−9, 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, установленном п. 1 ст. 18, п. 1 и 2 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях;
  • 2) граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

На отнесение указанных выше двух групп граждан к числу лиц, имеющих право на социальную пенсию, указывает постановление Минтруда России от 7 мая 2002 г. № 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «.

  • 2. Лицо, претендующее на получение социальной пенсии, должно постоянно проживать на территории РФ. Положение о наличии данного условия закреплено в п. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При этом ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином лицо, получившее вид на жительство.
  • 3. Отсутствие полного либо наличие неполного страхового стажа у лица, претендующего на получение социальной пенсии, либо у иного лица, в связи со смертью которого гражданин имеет право на получение социальной пенсии. В данном случае речь может идти о ситуации, когда лицо, подавшее документы для назначения социальной пенсии, вообще не имеет страхового стажа (например, ребенок-инвалид), либо страховой стаж менее требуемой продолжительности (например, мужчина, достигший возраста 65 лет и не имеющий пяти лет страхового стажа).

Следует отметить, что условие о страховом стаже может касаться как самого лица, претендующего на получение социальной пенсии (например, нетрудоспособный, достигший возраста 65 либо 60 лет соответственно мужчина либо женщина), так и иного лица, в связи со смертью которого возникает право па получение социальной пенсии у члена его семьи (например, ребенок в возрасте до 18 лет, потерявший обоих родителей, не имевших на момент смерти страхового стажа).

Таким образом, три данных условия в совокупности влекут возникновение права на получение социальной пенсии как гражданами Российской Федерации, так и иными лицами, на законных основаниях пребывающими на территории РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой