Система бюджетного планирования
Форма управления затратами, но центрам ответственности позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих, которые несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей. В целях… Читать ещё >
Система бюджетного планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, например таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности.
Центр финансовой ответственности — отдельное подразделение (сегмент) коммерческой организации, возглавляемое руководителем, который несет ответственность за результаты его работы.
В финансовой структуре выделяют четыре типа центров финансовой ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли, центры инвестиций.
С целью осуществления контроля за исполнением бюджетов целесообразно использовать двухуровневую систему контроля.
Нижний уровень — контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности, осуществляемый экономическими службами этих подразделений.
Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый финансово-экономической службой коммерческой организации и его бухгалтерией.
Форма управления затратами, но центрам ответственности позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих, которые несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.
Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Реализация этого принципа находит свое отражение в основном (общем) бюджете, который представляет сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты на основе коммуникативного подхода используются для планирования, оценки исполнения и координации действий структурных подразделений предприятия.
Бюджетирование — это прием производственно-финансового планирования деятельности предприятия путем составления его общего бюджета, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов от производственно-хозяйственной деятельности.
Основной (общий) бюджет — это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей.
Бюджеты предприятия могут выполнять следующие функции:
- • бюджет как экономический прогноз. Предприятию, независимо от вида деятельности и его величины, необходимо иметь информацию, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период;
- • бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными можно осуществлять гак называемый бюджетный контроль;
- • бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий;
- • бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, предприятие принимает решение заблаговременно, до начала наступления периода действий;
- • бюджет как средство делегирования полномочий. Утверждение общего бюджета предприятия для его подразделения бюджет (план) служит сигналом о том, что в дальнейшем текущие (оперативные) решения принимаются на уровне этого подразделения децентрализовано, если они не выходят за установленные бюджетом рамки.
В целях планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно формировать сквозную систему бюджетов, состоящую из следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергоносителей; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов; налогового бюджета.
Бюджеты имеют множество видов и форм. Отдельные бюджеты характеризуют промежуточные операции, могут нести информацию или только о расходах, или только о доходах (бюджеты продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия в целом.