Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

США: программа Франклина Рузвельта «Новый курс»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство исследователей считают, что «Новый курс» инициировал много инновационных для своего времени перемен, которые помогли не только сохранить конституционный, экономический и общественный порядок, но и сформировать важные факторы динамичного развития и усиления экономического и политического влияния США в мировом сообществе будущего. Однако нельзя не видеть и некоторые слабости… Читать ещё >

США: программа Франклина Рузвельта «Новый курс» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Немало интересного и полезного с точки зрения антикризисного государственного управления можно почерпнуть из опыта США по выводу страны из Великой депрессии 1930;х гг. Ситуация в стране на тот момент была даже по кризисным меркам устрашающей: за пять кризисных лет инвестиционная активность в стране упала в 5 раз; объем валового национального продукта (ВНП) сократился в 2 раза; закрылись более 3 тыс. банков. Численность безработных превысила 17 млн человек1. Именно тогда власти США поняли необходимость жесткого антикризисного государственного курса. В историю он вошел под названием «Новый курс». Именно в период Великой депрессии были использованы инструменты, которые не только смягчили кризисную ситуацию, но и дали мощный импульс реформированию системы, которая затем превратила США в ведущую державу мира.

Антикризисные мероприятия были выстроены по четырем направлениям:

  • 1) реформа кредитно-финансовых отношений, сокращение государственных расходов, прекращение неоправданных дотаций, либерализация ценообразования;
  • 2) усиление надзора и контроля в сфере торговли ценными бумагами, ужесточение государственного контроля за ценовыми паритетами;
  • 3) последовательная антиинфляционная политика;
  • 4) нейтрализация мафиозных формирований и тотальная борьба с коррупцией.

Делалось все, чтобы вывести страну из кризиса и не создать революционную ситуацию. Итог: управляемость страной удалось сохранить, система денежного и кредитного обращения была спасена, общественное доверие к правительству не только не упало, но и существенно усилилось.

В федеральный бюджет отдельной строкой была введена статья «ассигнования на антикризисные мероприятия». Они финансировались через специально созданную Реконструктивную финансовую корпорацию. Когда банковской системе стал угрожать крах, Ф. Д. Рузвельт объявил четырехдневные банковские каникулы, ввел «чрезвычайный закон о банках», разрешил выпуск банкнот, не обеспеченных золотом. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара и параллельно повышены ввозные пошлины. Было наложено эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей. Специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 долл. Были введены в действие меры, предотвращающие массовое изъятие населением своих вкладов. Положительно повлияло на стабилизацию финансово-кредитной системы повышение акцизных сборов и отмена «сухого закона». Резко усилилась фискальная политика, нормой стали публичные судебные процессы в отношении нарушителей финансового, налогового и трудового права.

Государством финансировались корпорации, стоящие на грани банкротства; проводилось принудительное картелирование предприятий; организовывались крупномасштабные общественные работы. Безработных поставили на специальный учет. Вводилось жесткое государственное регулирование сельского хозяйства — были оптимизированы посевные площади и поголовье скота, введена гарантированная выплата процента[1]

с фермерской задолженности, допускался вывоз продовольствия, но демпинговым ценам.

Ведущими структурными звеньями государственного антикризисного управления стали Администрация национального восстановления, Управление общественных работ, Администрация регулирования сельского хозяйства. Особое место в системе реформ занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения природных ресурсов. Была создана также Временная чрезвычайная администрация по оказанию помощи голодающим и безработным. Конгресс принял также закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные и сельскохозяйственные районы. Силами молодежи были высажены мощные лесозащитные полосы, построено значительное число мелиоративных сооружений и мостов, проложены тысячи километров автомобильных дорог. Эффективно работала система социального страхования, построенная по такому принципу: будущие поколения восстанавливают затраты, понесенные в связи с выплатами социальных пособий в текущие кризисные годы. Свою роль сыграла нейтрализация негативного влияния радикальной оппозиции.

Большинство исследователей считают, что «Новый курс» инициировал много инновационных для своего времени перемен, которые помогли не только сохранить конституционный, экономический и общественный порядок, но и сформировать важные факторы динамичного развития и усиления экономического и политического влияния США в мировом сообществе будущего. Однако нельзя не видеть и некоторые слабости американской системы государственного управления того времени — отсутствие должного стратегического планирования, принятие немалого количества плохо продуманных, а затем плохо реализованных организационных проектов, увлечение политикой и идеологией в ущерб управляемости. В результате многие цели «Нового курса» остались нереализованными, в том числе в сфере кардинального сокращения безработицы, ограничения количества банкротств, стабилизации рынка акций. Не прекратился также рост государственного долга — к концу 1930;х гг. он почти в 3 раза превышал уровень 1931 г. Страна с большим трудом преодолевала отставание, в том числе по многим ключевым показателям кризисного состояния1.

Многие другие кризисные проблемы были решены значительно позже. В том числе благодаря усилиям Комитета по административному управлению при Президенте США (Комитет Браунлоу), по инициативе которого в 1937 г. был принят План демократизации управления и реорганизации исполнительной власти. Его реализацию обеспечил специально созданный Исполнительный офис при Президенте, ведущим звеном которого был Отдел по управлению и бюджету.

Особое внимание уделялось вопросам демократизации стиля государственного управления, сокращения численности и интеграции административного аппарата, совершенствования системы бюджетирования антикризисных программ, борьбы с бюрократизмом, установления «преде-[2]

лов свободы" и усиления ответственности персонала, понижения градуса враждебности общества в отношении бюрократии и повышения доверия к судам1.

  • [1] См.: Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 259.
  • [2] См.: Фолсом Б. Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию. С. 10—27, 291—298.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой