Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели категоризации и двойной идентичности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с моделью категоризации (categorization model) Майлса Хьюстона, люди лучше относятся к членам аутгруппы, когда воспринимают участников общения как членов разных групп. Это происходит, поскольку большинство людей хотят быть членами какого-либо сообщества, стремятся сохранить позитивную социальную идентичность. Лишить человека права принадлежать к особенной, позитивно оцениваемой… Читать ещё >

Модели категоризации и двойной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные положения теории социальной идентичности воплотились в моделях категоризации и двойной идентичности. Согласно модели категоризации, человек лучше относится к другим группам, когда воспринимает себя и других людей как членов частной ини аутгруппы. В то же время, согласно теории двойной идентичности, человек лучше относится к другим сообществам, когда воспринимает себя и окружающих как членов частных групп, так и членов одного сообщества.

В соответствии с моделью категоризации (categorization model) Майлса Хьюстона, люди лучше относятся к членам аутгруппы, когда воспринимают участников общения как членов разных групп. Это происходит, поскольку большинство людей хотят быть членами какого-либо сообщества, стремятся сохранить позитивную социальную идентичность. Лишить человека права принадлежать к особенной, позитивно оцениваемой группе — значит отказаться признать часть его «Я», лишить его веры в защиту и поддержку одногруппников. Напоминание участникам общения о групповой принадлежности друг друга позволяет им сохранить позитивное представление о себе и благодаря этому сделать контакт более комфортным и психологически безопасным.

Следовательно, чтобы улучшить отношения между представителями разных сообществ, надо дать им возможность подчеркнуть свою групповую принадлежность. Это можно сделать разными способами:

  • • использовать внешние атрибуты (одежды или символы);
  • • дать людям возможность рассказать о специфике своей группы;
  • • сравнить разные группы между собой и т. д.

Однако в таких процедурах важно соблюдать одно условие: каждая группа должна иметь возможность продемонстрировать свои положительные стороны.

У категоризации свои достоинства и недостатки. С одной стороны, человек может распространить хорошее отношение к отдельным членам аутгруппы на всю группу, к которой они принадлежат, с другой — многочисленные исследования показывают, что социальная категоризация вызывает к жизни стереотипы и предрассудки против «чужих». Как сохранить ощущение принадлежности к своей группе и в то же время нейтрализовать негативное отношение к аутгруппе как целому? Ответ был дан сторонниками модели двойной идентичности.

Согласно модели двойной идентичности (dual-identity model) Джона Довидио, люди лучше относятся к аутгруппе после актуализации «двойной идентичности» — одновременного осознания человеком своей принадлежности как к частной (модель категоризации), так и к общей (модель рекатегоризации) группе. Например, двойная идентичность жителей Германии предполагает, что они воспринимают себя и как немцев, и как членов Евросоюза. Сторонники этой модели полагают, что двойная идентичность удовлетворяет потребность человека в принадлежности к уникальной группе и одновременно уменьшает воспринимаемые различия с аутгруппой.

Двойная идентичность может оказывать позитивное влияние на межгрупповые отношения. Однако этому препятствует эффект ингрупповой проекции (ingroup projection effect). Он заключается в том, что человек считает членов ингруппы более типичными представителями общей группы; полагает, что все члены общей группы должны обладать качествами, свойственными его одногруппникам (Waldzus et al, 2003; Wenzel, Mummendey, Waldzus, 2007). Например, студентыпсихологи считают психологов более типичными представителями университета, чем студентов-бизнесменов, а студенты с факультета бизнеса — наоборот. Учителя начальной школы считают себя более типичными представителями учительского сообщества, чем учителей старшей школы, а учителя старшей школы думают наоборот. Жители Германии считают, что немцы — более типичные жители Германии, чем мигранты, и более типичные представители Евросоюза, чем турки, и т. д.

Как правило, эффект ингрупповой проекции возникает у людей, которые сильно идентифицируются как с частной ингруппой, так и с общей группой. Под действием этого эффекта они дают негативную оценку частным аутгруппам. Например, жители Германии, считающие немцев более типичными представителями Евросоюза, чем поляков, выражают более негативное отношение к жителям Польши, чем те, кто не делает подобных различий, поскольку представители аутгруппы (поляки) воспринимаются как нарушители социальных норм, представляющие угрозу для важной социальной идентичности («жители Евросоюза»).

Как следствие, двойная идентичность оказывает более позитивное влияние на межгрупповые отношения при соблюдении нескольких условий. Во-первых, в одну группу объединяются два сообщества, которые имеют общие особенности. Например, представители этнических групп со сходной культурой одновременно рассматривают себя как граждан одной страны. Членам гомогенных, но сильно отличающихся друг от друга сообществ трудно воспринимать друг друга как представителей одной группы.

Во-вторых, людям кажется, что содержание частной идентичности не противоречит содержанию общей идентичности. Если они думают, что содержание частной идентичности (например, быть мусульманином) противоречит содержанию общей идентичности (например, быть жителем Великобритании), они сильнее идентифицируются со своей частной группой, меньше идентифицируются с общей и демонстрируют более негативное отношение к аутгруппе (немусульманам).

В-третьих, общая идентичность пересекается с частными, но не включает их полностью. Например, подросток идентифицируется как с этнической группой (частная идентичность), так и со школой, где учатся представители разных этнических групп (общая идентичность). В этом случае школьная идентичность объединяет людей разной этнической принадлежности, однако этнические группы существуют и вне школы.

В-четвертых, общую группу воспринимают как команду, которая объединяет разных людей. Это происходит, когда люди обладают сложным представлением об общей группе, которое не сводится к простому групповому прототипу. Например, житель Евросоюза допускает, что Европейский союз — это сложная политическая конструкция, которая объединяет представителей разных народов, с различной историей, культурой и традициями.

При нарушении этих условий двойная идентичность увеличивает межгрупповую дифференциацию благодаря тому, что члены частных групп воспринимают себя как более типичных представителей общей группы и стремятся подчеркнуть свое превосходство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой