Использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии
Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Инновационные образовательные технологии в образовании
- 1. 1. Педагогические технологии и их роль в преподавании психологии
- 1. 2. Обоснование педагогических инноваций
- 1. 3. Инновационность как один из принципов педагогики
- Глава 2. Использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии
- 2. 1. Инновационные методы в преподавании психологии
- 2. 2. Программа занятий для студентов по методике преподавания психо-логии с использованием инновационных технологий
- Список литературы
Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис, относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т. д. В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умеиями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса: задачного построения и проблемной структуры учебной информации;
вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;
дифференцированного управления учебной деятельностью;
демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации учебного процесса.
Дидактическая конструкция личностно ориентированных технологий осуществляется через адаптацию образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.
Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления у преподавателей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.
Глава 1. Инновационные образовательные технологии в образовании
1.1. Педагогические технологии и их роль в преподавании психологии
Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века.
Первая тенденция осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.
Вторая система индустриализация обучения, т. е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья тенденция переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с ключением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.
Четвертая тенденция соотносится, по А. А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым».
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».
Педагогическая технология это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений путём раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования.
Понятие педагогической технологии может быть представлено тремя аспектами:
1) научно-технологическим: здесь ПТ — часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание, методы обучения и воспитания, проектирует педагогический процессы;
2) процессуально-технологическим: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания методов и средств для достижения планируемых результатов воспитания, обучения и развития;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.
— Педагогическая технология многоаспектное понятие, которому уделяется большое внимание.
— Педагогическая технология определяет наиболее рациональные пути, способы, принципы, методы и приемы реализации образовательного процесса.
— Структура педагогической технологии определяется: концептуальной основой; содержанием обучения; процессуальной частью технологическим процессом.
— Критериями технологичности педагогическая технология выступают: концептуальность, системность, управляемость, корректируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость, визуализация.
— Монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо единственный фактор, метод, принцип нет. Педагогическая технология всегда комплексна. Своим акцептом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
1.2. Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов — инновационных и традиционных.
Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно представить следующей таблицей (см. табл. 1) [13].
Список литературы
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология: Учебное пособие СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
- Крический Р.Л. Если Вы руководитель.- М., 1993.
- Ильина Н.А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: Автореф. канд. дис., Л., 1985.
- Мескон М.Х., Альберт.М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.- М., 1992.
- Кулемзина А.В. Модель выбора образовательной стратегии в условиях современного социокультурного кризиса // Образование в Сибири. — 1996.- № 1.
- Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Социальные конфликты в высшей школе М., 1993.- (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО; вып.3).
- Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ-ААЭП, 1998.
- Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента.- М.: «Интел-Синтез», 1997.
- Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).- М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.
- Пантелеймон Романов. Рассказы. М.: Изд-во «Правда», 1991, с. 7.
- Высшее образование в России.- 1994.- № 2, с. 26.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция и философия неопедагогики.- Казань: ИССО РАО, 1995.
- Громкова М.Т. Мастерство это технология плюс творчество //Высшее образование в России.- 2001.- № 6.- С. 74−80.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее образование в России.- 1994.- № 2.
- Савельев А.Я. Инновационно образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2000.- № 3.- С. 15−18.
- Новое качество высшего образования в современной России //Труды Исследовательского центра /Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто.- М.: Исследовательский центр, 1995.- 199 с.
- Лаврентьев Г. В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы.- Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 206 с.
- Прозументова Г. Н. Традиция и новация: разные способы целеобразования и развития педагогической практики.- Традиционные и инновационные процессы в современном образовании.- Томск, 1996, с. 16−28.
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике //Советская педагогика.- 1989.- № 12.
- Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
- Грановская Р.М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб., 1993.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики.- М., 1989.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дис. докт. пед. наук.- Казань, 1993.
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций //Вестник алтайской науки.- Барнаул.- 2000.- № 1.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.- Каунас: Швиеса, 1989.
- Федорова Т.С. Личностно-ориентированная технология учебного проектирования в процессе развития технического творчества студентов втузов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.- Кемерово, 2002.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Наука, 1994.
- Зеер Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования //Образование и наука.- 1999.- № 1 (1).
- Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2000.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.