Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
История зарубежной литературы от античности до середины xix века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последующем развитии римская литература дала ряд выдающихся художников, успешно творивших, несмотря на тяжелую общественнополитическую атмосферу, в разных жанрах. Блестящим мастером исторического повествования был Тацит. Традиции античной басни, прежде всего Эзопа, продолжил Федр. Развивая традиции римской сатиры, Ювенал обрушивался на социальную несправедливость и моральное разложение… Читать ещё >

Заключение. История зарубежной литературы от античности до середины xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древние эллины оставили непреходящие художественные ценности. Поставленные в их сочинениях, отмеченных эстетическим совершенством, коренные проблемы бытия — жизни и смерти, долга, свободной воли и рока, судьбы — исполнены глубокого общечеловеческого значения.

Древнегреческая литература, особенно гомеровский эпос — «Илиада» и «Одиссея» — запечатлела детство человечества.

Древнейший период — это расцвет мифологии, отличающейся не только завидным сюжетно-образным богатством, но и глубоким жизненным содержанием, что сделало ее явлением мировой культуры.

Театр — всемирно значимое явление культуры классического периода. Три великих трагика — Эсхил, Софокл и Еврипид — наглядно запечатлели этапы в эволюции греческой трагедии, развитие ее проблематики и поэтики. «Отец комедии», Аристофан, заложил основы драматургии, политически «ангажированной», социально активной, исполненной сатирического блеска.

Классический период — это также становление прозаических жанров, представленных совершенными в художественном отношении образцами историографии (Геродот, Фукидид), ораторского искусства (Демосфен), философии (Платон, Аристотель).

Новый этап — эллинистический — характеризуется заметно изменившейся идеологической и художественной атмосферой. Наиболее значительными литературными явлениями стали повоаттическая комедия (Менандр) и александрийская поэзия (Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский). Закат греческой литературы также по-своему красочен. Велик вклад в биографический жанр Плутарха; интересны ранние формы античного романа (Лонг), сатирические книги Лукиана.

Для римской литературы огромное значение имел художественный опыт древних эллинов, что, однако, не лишало ее самобытности. В ней отразился более зрелый (по сравнению с греческой) исторический этап, связанный с распадом гражданского коллектива, выделением из него самоценного индивида. Это обусловило возросшее внимание к психологическому миру личности, ее внутренней жизни (у Катулла, Горация, Вергилия и др.); тяготение к бытовой достоверности, к реальным деталям и подробностям (у Петрония, Марциала, Апулея и др.). Как и греческая, римская литература вырастала из фольклора и мифологии (правда, не столь красочной и яркой, как у эллинов). Ранние римские писатели (Ливий Андронник, Энний, Невий) появились в позднеэллинский период греческой литературы (IIIII вв. до н.э.). Первым римским писателем, ставшим всемирно известной фигурой, был комедиограф Плавт. Его младший современник Теренций, во многом художественный антипод Плавта, в своих комедиях частично используя сюжеты новоаттической комедии, тяготел к умеренным взглядам в вопросах морали и воспитания.

В условиях острой политической борьбы, приведшей к падению Республики (J вв. до н.э.), творят римские писатели, составившие славу ее литературы. Цицерон, выдающийся римский оратор и государственный муж, поборник республиканизма, был мастером латинской прозы, теоретиком ораторского искусства (трактаты «Брут», «Оратор» и др.).

Закладываются основы исторической прозы (Саллюстий). Юлий Цезарь — не только великий полководец и политический деятель, но и выдающийся историк-документалист. В сокровищницу мировой любовной поэзии входит цикл стихов Катулла, посвященный Лесбии. Художественная, вдохновенная интерпретация разных аспектов натурфилософии Эпикура — тема всемирно знаменитой книги Лукреция «О природе вещей», дидактической поэмы, жанра, у истоков которого стоял Гесиод. Поэма — пример новаторского синтеза научного знания, просветительской дидактики и подлинной поэзии.

«Век Августа» называют «золотым веком» литературы. Вергилий, крупнейший поэт Рима, в своеобразном творческом соревновании с Гомером создал римскую героико-мифологическую эпопею — поэму «Энеида». Гораций поднял на новый классический уровень лирическую поэзию в таких жанрах, как послания, эподы, сатиры и особенно оды; одна из них — «Памятник я воздвиг» — стала всемирно известной. Овидий обогатил римскую любовную элегию, в новаторской, но форме поэме «Метаморфозы» предложил поэтические переработки красочных мифов и легенд Античности.

Неоспорим и вклад писателей «серебряного века» (1 в.), хотя они и уступают по масштабности художникам «века Августа»: это мастер римской трагедии и философ Сенека и Петроний, автор знаменитого, дошедшего до нас только в отдельных главах романа «Сатирикон».

В последующем развитии римская литература дала ряд выдающихся художников, успешно творивших, несмотря на тяжелую общественнополитическую атмосферу, в разных жанрах. Блестящим мастером исторического повествования был Тацит. Традиции античной басни, прежде всего Эзопа, продолжил Федр. Развивая традиции римской сатиры, Ювенал обрушивался на социальную несправедливость и моральное разложение общества. Классикой жанра стал всемирно знаменитый приключенческоэротический роман Апулея «Золотой осел».

По данному курсу имеется широкий круг учебников и пособий, специальных трудов и справочных изданий, а также художественных текстов, отличающихся высоким научным уровнем (в частности, в серии «Литературные памятники»). Среди них — несколько книг автора данного двухтомника. При проведении семинарских занятий можно использовать книгу М. И. Николы «Античная литература. Практикум» (М.: Флинта, 2001). Методические материалы по курсу, включая указания по его изучению, тематику письменных работ, списки литературы содержатся в книге Б. А. Гиленсона «Литература и культура Древнего мира» (М.: Академия, 2009) (разделы II и III) и в его же УМКД иод тем же названием (М.: МГПУ, 2010).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой