Масштабы и динамика общественного сектора
Одна из важных статей государственных расходов — финансирование фундаментальных научных исследований и разработок, поскольку они закладывают основы будущего технического прогресса и определяют лидирующее положение страны на мировом рынке. Между ростом научного потенциала страны и ее экономическим развитием существует тесная взаимосвязь, проявляющаяся в расширении экспортных возможностей за счет… Читать ещё >
Масштабы и динамика общественного сектора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Место, занимаемое общественным сектором в современной экономике, характеризуют несколько показателей: объем государственных расходов и объем налоговых поступлений в процентах к ВВП; доля занятых в этом секторе в общей численности работающих; число предприятий, организаций и учреждений общественного сектора по отношению к их общему количеству в целом по национальной экономике страны.
Каждый из перечисленных показателей находится под воздействием различных факторов, но вместе с тем эти показатели взаимозависимы. Так, объем и структура общественных расходов и факторы, определяющие динамику их движения, отражают изменяющуюся роль основных функций и задач государства в современном обществе.
Дальнейший рост общественных расходов в существенной степени определяется возрастающим значением творческого потенциала человека. Это будет выражаться в росте расходов на развитие человека, в том числе на образование, здравоохранение, т. е. увеличиваются вложения в человека, в так называемый человеческий потенциал. Такие вложения инвестиционного характера улучшают качество рабочей силы, способствуют повышению производительности труда и росту конкурентоспособности продукции.
Одна из важных статей государственных расходов — финансирование фундаментальных научных исследований и разработок, поскольку они закладывают основы будущего технического прогресса и определяют лидирующее положение страны на мировом рынке. Между ростом научного потенциала страны и ее экономическим развитием существует тесная взаимосвязь, проявляющаяся в расширении экспортных возможностей за счет наукоемкой высококачественной продукции, получении финансовых выгод от реализации продуктов интеллектуального труда — патентов, лицензий, ноу-хау и др.
Перспективное направление расходов — увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру (строительство дорог, мостов, связь и т. д.), на программы по охране окружающей среды, способствующих улучшению общих условий экономической деятельности, а также создающих благоприятную окружающую среду для сохранения здоровья населения.
Рост государственных расходов потребуется для решения проблемы выравнивания уровней доходов разных групп населения, реализации государственных программ поддержки и оказания помощи людям в сложных жизненных ситуациях.
Старение населения в силу характерной для многих стран особой демографической ситуации повышает потребность в государственном финансирование социальное обеспечение, росте расходов на содержание пенсионеров, а также требует увеличения расходов на медицинские и другие социальные услуги.
Снижение общественных расходов и некоторое сокращение объема государственного, а следовательно, общественного сектора происходит в связи с использованием возможностей рыночной конкуренции и проведении политики приватизации.
Существуют страноведческие различия в динамике государственных расходов различных стран, что во многом обусловлено величиной налогового бремени, структурой общественных расходов, степенью жесткости финансовой политики, масштабами военных программ и размахом проводимой приватизации.
Так, общие тенденции развития государственного сектора в 1990;е гг. характеризовались периодом приватизации не только в России, но и в большинстве европейских стран. Страны Центральной Европы объединились, чтобы уменьшить масштабы госсектора и соответствующую нагрузку на бюджет. Скандинавские страны, сохраняя роль государства в экономике, одновременно усиливают социальную ориентированность.
Имеются различия в экономической эффективности предприятий госсектора в разных странах. Она высока в Швеции, Швейцарии, Италии, Австрии. Многие европейские страны поддерживают на высоком уровне функциональную эффективность госсектора в интересах всего общества. Это означает четкую систему управления предприятиями госсектора, базирующейся на высокоинформативном мониторинге процессов использования госсобственности в целом и функционирования госпредприятий в частности.
Глобальные тенденции развития госсектора в мире характеризуются пространственно-временной цикличностью. Периоды возрастания роли и масштабов госсектора в экономике и преувеличенных надежд на него как регулятора экономического развития сменяются периодами разочарований и минимизации его масштабов. Мировой опыт функционирования госсектора свидетельствует о существовании его оптимальных размеров в каждой стране в тот или иной период ее развития.