Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свое время Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 г. № 8-П признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству РФ свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с этим были признаны неконституционными отдельные… Читать ещё >

Особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения главы 12 студент должен:

  • знать:
    • — особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений;
    • — общую характеристику обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ;
  • уметь определять порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств бюджета;
  • владеть навыками самостоятельной подготовки документов, предъявляемых в финансовые органы.

Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ

[1]

Установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к РФ и ее субъектов о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям в настоящее время имеет известную специфику. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

Так, ст. 5 Закона об исполнительном производстве возлагает принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц на ФССП и ее территориальные органы. В то же время ст. 7 названного Закона устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 Закона об исполнительном производстве уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Подобное исключение предусмотрено самим же Законом об исполнительном производстве, в ч. 2 ст. 1 которого определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 БК РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. Отметим, что указанная глава заменила Правила исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. № 666 (в настоящее время утратила силу).

В свое время Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 г. № 8-П признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству РФ свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с этим были признаны неконституционными отдельные пункты названных выше Правил. Вместе с тем созданный на основе подзаконных нормативных правовых актов механизм исполнения судебных актов по соответствующим искам к РФ показал свою эффективность и подтвердил, что требования судебных актов могут исполняться другими органами. Для сохранения созданного механизма исполнения положения указанного подзаконного акта были инкорпорированы в БК РФ.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был введен новый тип государственных и муниципальных учреждений — казенные учреждения, статус которых аналогичен правовому положению бюджетных учреждений, предусмотренному в настоящее время. При этом названным Федеральным законом предусмотрен переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.), в течение которого как бюджетные учреждения с расширенными полномочиями, так и казенные учреждения функционируют в прежнем режиме.

Указанным Федеральным законом также вносятся изменения в главу 24.1 БК РФ. Предусмотренный указанной главой порядок обращения взыскания в отношении бюджетных учреждений будет применяться к казенным учреждениям.

Действующее в этой области законодательство, и в первую очередь гл. 24.1 БК РФ, предусматривает два механизма исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов. Проведено различие между взысканием задолженности:

  • 1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;
  • 2) возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Принципиальная разница между названными порядками связана с теми государственными органами, которые уполномочены исполнять подобные исполнительные документы. Так, если в первом случае это Минфин России или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), то во втором — органы казначейства.

Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Это объясняется установленным действующим законодательством правовым режимом иммунитета бюджетов. Под ним, в частности, понимается допустимость обращения взыскания на средства бюджетов лишь на основании судебного акта, а также запрет по общему правилу на осуществление исполнительных действий со стороны ФССП (ст. 239 БК РФ).

Формально ст. 1 Закона об исполнительном производстве исключает из сферы правового регулирования данного Закона исполнение лишь судебных актов (исполнительных листов и судебных приказов) в части взыскания средств бюджета. Соответственно, исполнение несудебных исполнительных документов, предусматривающих взыскание на средства бюджета, не изъято из орбиты правового регулирования Закона об исполнительном производстве. К примеру, ст. 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившего в силу с 1 января 2010 г., устанавливают внесудебную процедуру взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, в том числе и для должников — бюджетных учреждений. Следовательно, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. Пристав осуществляет, однако, принудительное взыскание со счетов должника, открытых лишь в учреждениях Банка России или в кредитной организации в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ.

Что касается лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то здесь законодательно установлены полномочия органов казначейства. В связи с этим формулировка ст. 1 Закона об исполнительном производстве, согласно которой «исполнение судебных актов по передаче денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы устанавливается бюджетным законодательством», выглядит не вполне точной, поскольку даже несудебный акт, являющийся исполнительным документом, не должен исполняться ФССП России в части взыскания именно бюджетных средств, о которых идет речь в ст. 1. Все дело в том, что Закон об исполнительном производстве не содержит механизмов обращения взыскания на средства бюджетов и подобные механизмы предусмотрены лишь бюджетным законодательством.

В то же время ст. 1 Закона об исполнительном производстве справедливо использует понятие «денежные средства соответствующего бюджета» . Действительно, на средства бюджета судебный пристав-исполнитель взыскание не обращает, но это вовсе не свидетельствует о том, что он не вправе обратить взыскание на казну. Понятие «бюджет» уже понятия «казна» и входит в последнее в качестве одной из составляющих. Следует напомнить, что бюджет согласно ст. 6 БК РФ — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Казна же представляет собой финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[2]. С учетом п. 4 ст. 214 ГК РФ казна складывается из двух частей: первая — средств соответствующего бюджета и вторая — иного государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, при определенных обстоятельствах, о которых будет сказано ниже, судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения в отношении принадлежащего публично-правовому образованию имущества, составляющего казну (т.е. имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое по закону может быть обращено взыскание). Кроме того, из приведенной формулировки Закона об исполнительном производстве следует, что изъятие из сферы полномочий судебного приставаисполнителя затрагивает лишь взыскание денежных средств. Если же в исполнительном документе содержатся требования к должнику о совершении определенных действий обязывающего характера, то подобные листы органами Федерального казначейства исполнены быть не могут. Этот вывод следует из буквального толкования ст. 242.1 БК РФ. Схожие разъяснения содержатся и в п. 2 письма Федерального казначейства от 19 июля 2006 г. № 42−7.1−15/5.1−298. Отсюда при поступлении в казначейство подобных исполнительных документов они подлежат возвращению взыскателям для направления их в подразделения ФССП, где пристав при соблюдении всех требований, установленных ст. 30 Закона об исполнительном производстве, должен возбудить исполнительное производство.

Иными словами, все требования, кроме денежных, обращенные к публичным образованиям (в широком смысле этого слова), исполняются в общем порядке согласно нормам законодательства об исполнительном производстве.

  • [1] Более подробно см.: Гуреев В. А., Селионов И. В. Исполнение судебных актов в отношении государства, муниципальных образований и бюджетных учреждений. М.: ЮНИТИ, 2011.
  • [2] См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой