Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура и программа беседы (интервью)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перед началом основного этапа исследования необходимо провести пилотаж этой программы — одно-два интервью, которые позволят выяснить, насколько разработанная программа удобна для опрашиваемого и интервьюера, позволяет ли се использование получить необходимую информацию и т. д. Никогда не стоит пренебрегать проведением пилотажных интервью, поскольку обычно оказывается, что изначально составленной… Читать ещё >

Структура и программа беседы (интервью) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проведение исследования при помощи метода беседы состоит из тех же этапов, что и проведение исследования при помощи других методов.

Первым делом должна быть сформулирована его цель. Цель будет определять не только то, о чем вы будете расспрашивать респондента, но и то, как будет строиться вся беседа и как будет осуществляться последующая обработка собранных данных. Уже на этапе планирования работы должно существовать четкое представление о том, что именно должно быть получено в результате ее выполнения.

Исследование может строиться для проверки гипотез, для описания особенностей конкретных испытуемых (единичные исследования), для дополнения информации, собранной при помощи полевого наблюдения, и т. д. И во всех этих случаях будет своя специфика подготовки плана проведения беседы.

После выбора цели исследования формируются структура и программа беседы, а также определяется круг потенциальных его участников.

Программа беседы представляет собой возможно более подробное описание того, как будет строиться интервью. Исследователь должен решить, какой тип ведения беседы с точки зрения стратегии и тактики будет использоваться. Должны быть сформулированы ключевые вопросы и примерная логика разворачивания беседы. Определяются темы, которые должны подниматься в интервью, при необходимости (при планировании структурированного или полуструктурированного интервью) формулируются вопросы, которые будут заданы, определяется их последовательность.

Программа беседы оформляется письменно с подробным изложением всех важных для ее проведения моментов. Если в качестве интервьюеров исследователь привлекает ассистентов, программа должна быть изложена настолько детально, чтобы ознакомившись с ней, ассистенты могли качественно провести интервью. При необходимости осуществляется обучение интервьюеров.

Перед началом основного этапа исследования необходимо провести пилотаж этой программы — одно-два интервью, которые позволят выяснить, насколько разработанная программа удобна для опрашиваемого и интервьюера, позволяет ли се использование получить необходимую информацию и т. д. Никогда не стоит пренебрегать проведением пилотажных интервью, поскольку обычно оказывается, что изначально составленной программе беседы, какой бы хорошей она ни казалась автору, свойственны некоторые недостатки, которые могут быть выявлены при апробации. Это могут быть недостаточно четко сформулированные вопросы, непонятные респондентам, нелогичная для опрашиваемых последовательность обсуждаемых тем и многое другое. В основном исследовании нужно использовать программу, отредактированную на основе пилотажа.

Затем необходимо определить выборку испытуемых. После того, как найдены респонденты и с ними проведены интервью, осуществляются обработка и анализ полученных данных. Весь исследовательский процесс заканчивается формулированием содержательных выводов относительно цели и возможных гипотез и написанием исследовательского отчета или статьи.

Выбор испытуемых

Выбор участников может осуществляться по-разному. Обычно при проведении качественных исследований при помощи интервью выборки не бывают большими, но точно ответить на вопрос о том, сколько именно нужно человек, довольно сложно. Это всегда зависит от целей и задач конкретной работы. Некоторые ученые, занимающиеся проведением качественных интервью, формулируют ответ на этот вопрос следующим образом: испытуемых должно быть столько, сколько их нужно, чтобы ответить па поставленные в работе вопросы.

Существует мнение, что проведение более подробных и продолжительных интервью с меньшим количеством респондентов предпочтительнее, чем проведение поверхностных интервью на большой выборке.

Важно не ошибиться с выбором респондентов, поскольку проведение и обработка интервью является сложным и затратным по времени процессом, и нужно, чтобы время и усилия не были потрачены впустую, а выбранные для беседы испытуемые действительно могли предоставить ту информацию, которая нужна исследователю.

Если исследование посвящено подробному описанию отдельных случаев, то очевидно, что опрашиваемым становится только один человек. В то же время данные об интересующем человеке могут быть получены и от других людей, например, его ближайших родственников и знакомых.

Классическим примером такого исследования в русскоязычной психологической литературе является исследование мнемониста III. (С. Шерешевского), проведенное А. Р. Лурией[1]. На основании бесед, наблюдений и экспериментов, проведенных с Шерешевским, Лурия попытался описать и проанализировать выдающиеся особенности памяти этого человека, способы, которые он использует для запоминания огромных массивов информации, а также затруднения, с которыми он сталкивается, пытаясь забыть однажды запомненное.

Если цель исследования подразумевает проведение бесед с большим количеством испытуемых, необходимо использовать подходящую для данного случая стратегию формирования выборки. При этом может использоваться и подход со случайной выборкой, по, поскольку чаще всего проведение качественных интервью организуется для изучения какой-то специфической проблематики (например, особенностей адаптации к обычной жизни людей, прошедших лечение в психиатрической клинике, или специфики переживаний пожилых людей, проживающих в одиночестве и т. п.), а полученные с их помощью результаты не претендуют на обобщение в генеральную совокупность, то такой способ используется редко. Обычно применяются другие подходы.

Так, выборка может формироваться на основании рекомендаций людей, которые уже приняли участие в исследовании. Это особенно эффективный подход для случаев, когда исследуются люди с нечасто встречающимися характеристиками. Дело в том, что люди склонны (а иногда даже вынуждены) устанавливать социальные контакты с теми, кто оказывается в похожей жизненной ситуации, что помогает им эффективнее справляться с возникающими трудностями. Например, если вас интересуют особенности жизни женщин, которые родили первого ребенка в возрасте старше 40 лет, вы можете, найдя одну такую респонденту, найти других через нее, поинтересовавшись, нет ли у нее знакомых, родивших первенца в таком же возрасте. Такой подход к формированию выборки называется «снежным комом»: чем больше респондентов у вас есть, тем больше новых респондентов они могут порекомендовать, что будет все больше и больше увеличивать выборку.

В некоторых случаях для опроса могут использоваться «типичные» представители изучаемой совокупности. Например, если вас интересуют учителя средней школы, то можно определить, каковы типичные социально-демографические характеристики учителя (скажем, это женщина в возрасте 35—40 лет, получившая высшее педагогическое образование, принадлежащая группе людей со средним достатком и т. д.), и затем для исследования рекрутировать людей, соответствующих этим характеристикам.

Еще одной стратегией может быть выбор испытуемых на основе их репутации. Так, изучая особенности учителей, вы можете обратиться к педагогическому сообществу с вопросом о том, кого они могут порекомендовать как превосходных учителей, и проводить исследования с рекомендованными людьми.

Кроме того, выборки могут набираться по принципу исследования крайних групп, по выраженности важных для исследования параметров — например, студенты, которые учатся очень плохо, и студенты, которые учатся очень хорошо.

Стратегий поиска и выбора испытуемых существует очень много, и цель исследования обычно задает то, каким образом будет правильнее и удобнее искать респондентов.

  • [1] См.: Лурия А. Р. Романтические эссе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой