Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иррациональная рациональность. 
Социология. 
Социальная диагностика жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Макдоналдизация — новая парадигма рациональности, и, будучи таковой, она, несомненно, способствует развитию целерациональных действий, дисциплины, формирует эффективные, предсказуемые и контролируемые поведенческие акты. Вместе с тем все формы макдоналдизации в большей или меньшей степени имеют тенденцию низводить людей до простых экономических ресурсов, что так или иначе способствует… Читать ещё >

Иррациональная рациональность. Социология. Социальная диагностика жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вместе с тем сущностным элементом макдоналдизации, считает социолог, является особая иррациональная рациональность.

Иррациональная рациональность (по Ритцеру) — дегуманизация человеческих отношений, облеченная в форму макдоналдизации.

Конкретно иррациональная рациональность проявляется в «отчуждении человеческого разума». Так, дегуманизируется сам процесс принятия нищи. Традиционно трапеза предполагала социальное взаимодействие людей, которое ныне сведено к минимуму, ибо и посетители, и работники «Макдоналдса», по существу, становятся роботами большого конвейера.

Роботизация — современная форма овеществления человеческих отношений, возникшая под влиянием макдоналдизации.

Разумеется, сфера дегуманизации не ограничивается собственно ресторанами «Макдоналдс». Социолог отмечает, что принципы ресторана быстрого обслуживания способствуют созданию «ложных дружественных связей». Дегуманизируются семейные отношения: супруги и дети стали меньше общаться друг с другом, чтение детям на ночь заменяется просмотром фильмов или компьютерными играми. Недостаток эмоционального влечения супругов ныне восполняет таблетка виагры или поиск сексуальных партнеров за пределами семьи[1]. Дегуманизируется образование: большие лекционные потоки, использование технологий без человеческого фактора для контроля над знаниями учащихся, минимальные контакты между преподавателями и учащимися, дистанционное обучение — все это неизбежно воспроизводит иррациональную рациональность[2]. Даже похороны макдоналдизируются. Во всех этих случаях рельефно прослеживаются атрибуты рациональности: эффективность, калькулируемость, предсказуемость и контроль, однако наряду с этим имеет место и дегуманизация человеческих отношений.

Иррациональная рациональность также проявилась в практиках, которые Ритцер обозначал как «соборы потребления».

Соборы потребления — структурированные новые средства потребления, имеющие сакральный характер, предлагающие магические, перформативные и обвораживающие наборы для потребления.

К соборам потребления социолог, в частности, относит аллеи магазинов, казино-отели, круизные лайнеры, торгово-развлекательные комплексы. Люди посещают соборы потребления для отправления культа своей «потребительской религии».

Приведенные и другие примеры иррациональной рациональности, разумеется, не предполагают утопию вернуться в уже не существующий мир традиционного общества с доминированием субстанциальной рациональности. Этими примерами социолог подчеркивает, что влияние макдоналдизации на современный образ жизни весьма неоднозначно. Она повышает средний уровень жизни людей, предоставляет не отдельным индивидам, а массам возможность приобщиться к достижениям современной цивилизации. Как правило, макдоналдизация в образовании обеспечивает высокий средний стандарт знаний, снижает риски неквалифицированного обучения. Но эта практика с неизбежностью уменьшает общение преподавателя и студента, а значит, уменьшает творчески-критический потенциал восприятия информации, и, как следствие, уменьшается интеллектуальная созидатель! юсть.

Макдоналдизация — новая парадигма рациональности, и, будучи таковой, она, несомненно, способствует развитию целерациональных действий, дисциплины, формирует эффективные, предсказуемые и контролируемые поведенческие акты. Вместе с тем все формы макдоналдизации в большей или меньшей степени имеют тенденцию низводить людей до простых экономических ресурсов, что так или иначе способствует воспроизводству дегуманизации человеческой личности.

  • [1] Cm.: Ibid. P. 141−143.
  • [2] Cm.: Ibid. P. 143.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой