Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Транспортировка сжиженного и сжатого природного газа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время разрабатывается другая технология танкерной транспортировки газа, которая специалистам представляется более предпочтительной и экономически эффективной в сравнении с транспортировкой газа в сжиженном состоянии. Речь идёт о технологии CNG (Compressed Natural Gas) — новой прорывной технологии морской транспортировки природного газа в сжатом состоянии в баллонах под давлением до 25… Читать ещё >

Транспортировка сжиженного и сжатого природного газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Г1о мнению специалистов, хорошую перспективу для российских газовиков имеет транспорт, прежде всего за рубеж, сжиженного природного газа — СПГ (Liquid Natural Gas — LNG). При этом потребитель, имеющий терминал регазификации, получает доступ к диверсифицированным поставкам, и ему становится безразличным, чей газ потреблять. Для этого метан при очень низких температурах (-164 °С) сжижается в портах загрузки на заводах по сжижению газа (его плотность при этом повышается в 600 раз), на время морского перехода термически изолируется, а в порту назначения возвращается в газообразное состояние.

Важным шагом на пути вступления России в «клуб стран — продавцов и перевозчиков СПГ» явилось строительство первого в нашей стране завода по сжижению природного газа, который вступил в эксплуатацию в феврале 2009 г. в рамках проекта «Сахалин-2». (В проекте «Сахалин-2» будет задействовано всего 9% от общих запасов о. Сахалин). Полная мощность завода — 9,6 млн т СПГ в год. Около 60% продукции завода уже законтрактовано потребителями из Японии и Южной Кореи на 20 лет вперед. Для транспортировки СПГ Россия заказала Японии строительство трех гигантских танкеров-газовозов ледового класса водоизмещением по 122 тыс. т, каждый из которых способен за рейс перевезти 145 тыс. м3 газа, что эквивалентно примерно 100 млн м3 «сухого» (трубного) газа (длина танкера 277 м, ширина 49 м и высота 72 м). Танкеры уже начали поставлять в страны АТР российский СПГ. Россия стала 16-й страной-экспортёром СПГ.

Весьма вероятно, что в ближайшие 20 лет СПГ составит конкуренцию «сухому» газу, у которого наряду с малой себестоимостью есть два существенных недостатка — его трудно транспортировать за пределами трубопроводной системы и трудно хранить. Пока строительство газопроводов менее затратно с финансовой и технологической точек зрения. Однако те инвестиции, которые уже сейчас направлены на совершенствование технологии сжижения природного газа, позволяют надеяться на то, что в будущем география поставок СПГ будет практически неограниченной.

Россия планирует наращивать объемы производства и реализации на мировых рынках СПГ. В скором времени будет построен завод для производства СПГ в Хабаровском крае. Вместе с Сахалинским заводом он обеспечит 20% потребностей в СПГ стран Восточной Азии. Планируется строительство такого завода в пос. Териберка Мурманской обл. для сжижения газа Штокманского месторождения.

В настоящее время разрабатывается другая технология танкерной транспортировки газа, которая специалистам представляется более предпочтительной и экономически эффективной в сравнении с транспортировкой газа в сжиженном состоянии. Речь идёт о технологии CNG (Compressed Natural Gas) — новой прорывной технологии морской транспортировки природного газа в сжатом состоянии в баллонах под давлением до 25 МПа на судах специальной постройки — судах CNG.

CNG-газовоз с размерами, аналогичными судну LNG, будет перевозить до 30−40% того количества газа, который может перевозить LNG-газовоз. (Это связано с меньшей плотностью сжатого газа).

Особенность технологии в том, что природный газ можно загружать на суда CNG непосредственно с месторождения, а разгружать — сразу в потребительскую сеть [13]. Это исключает необходимость значительных капитальных вложений в строительство морских трубопроводов или заводов по сжижению газа для доставки его на рынок на судах LNG (или морскими трубопроводами). Основным объектом капиталовложений в новой технологии являются сами суда CNG. Современный завод по сжижению природного газа может стоить до 3−4 млрд долл. Стоимость же станции по компремированию на порядок ниже [14].

По оценкам международных экспертов, транспортировка сжатого природного газа на судах CNG будет в 1,5−2,0 раза экономически выгоднее в сравнении с транспортировкой сжиженного газа па судах LNG (или по морским трубопроводам) при объемах поставок природного газа от 0,5 до 4,0 млрд м3 в год на маршрутах протяженностью от 250 до 2500 морских миль, рис. 4.23.

В Северо-Западном регионе в решении проблемы газоснабжения за счет поставок российского природного газа судами CNG потенциально заинтересованы Швеция, Литва, Латвия и Эстония. Потребности каждой из стран лежат в пределах 0,8−1,5 млрд м3 природного газа в год. Для его поставок загрузочный терминал может быть построен в районе г. Выборга, где имеется компрессорная станция для СЕГ. При этом отпадает необходимость в строительстве отводов от СЕГ. Эти страны находятся на удалении не более 500 морских миль от пункта загрузки, что обеспечит поставкам газа судами CNG конкурентоспособность по отношению к другим вариантам газоснабжения этих стран. Для обслуживания данного сегмента рынка достаточно 3−4 судов CNG.

Сравнение стоимости различных видов доставки газа.

Рис. 4.23. Сравнение стоимости различных видов доставки газа

Транспортировка CNG-танкерами в сравнении с транспортировкой СПГ LNG-танксрами имеет следующие преимущества:

  • • использование оффшорных месторождений;
  • • диверсификация мест получения газа;
  • • возможность использования существующих трубопроводов;
  • • относительно невысокая стоимость инфраструктуры причалов по-

грузки/выгрузки;

  • • простота конструкции судов CNG и меньшие требования к конструкционным материалам по сравнению с судами LNG;
  • • более высокий уровень безопасности — как собственной, так и для окружающей среды — при авариях, утечке перевозимого газа;
  • • экологически чистая технология;
  • • использование накопленного опыта работы со сжатым газом в газопроводах;
  • • использование технологии производства труб для изготовления

баллонов;

• низкие потери газа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой