Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие института дипломатической защиты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается первобытнообщинного строя, то исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми обычаями и традициями. Если исходить из смысла самого общего понятия дипломатической защиты и ее роли в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы… Читать ещё >

Становление и развитие института дипломатической защиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представляется целесообразным рассмотреть становление этого института в соответствии с общепринятой периодизацией: древний мир, средние века, новое время и современность. Каждому периоду были присущи свои особенности, которые определенным образом влияли на содержание дипломатической защиты. В древние времена, когда еще не было речи о дипломатической службе, государство уже отправляло функции по защите своих интересов и интересов граждан, схожие с теми, что сложились в последующем и были определены как дипломатическая защита.

Становление дипломатической защиты в древнем мире

В давние времена люди говорили: «Без прошлого — нет будущего», и еще говорили (в Древнем Египте) — «Спокойствие страны в справедливости»1. При этом имелось в виду, что общественная жизнь народов должна опираться на те достижения, которые были сделаны в предшествующий исторический период, а дела народов — логически продолжать то достойное, что определяло как технологический, так и нравственный прогресс Человечества, и было призвано облегчить и защитить права и жизнь человека от всяческих невзгод. И естественно, что как только появилась государственная власть, её интересом стало создать службы, которые были обязаны защищать права человека. С другой стороны, такая защита имела в виду, прежде всего, достижение справедливости как условия, необходимого для общественного Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, ОАО Г1Ф «Красный пролетарий», 2003 — С. 20.

спокойствия, без которого вряд ли возможно позитивное и устойчивое развитие общества и государства.

Древний мир, как известно, являлся законодателем многих новаций, в том числе дипломатических методов и приемов, которые используются по сегодняшний день, начиная от статуса неприкосновенности посла и заканчивая разработкой дипломатического этикета и созданием института дипломатической защиты. Дипломатическая защита возникла не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. В частности, в связи с распадом родоплеменных отношений и становлением первых государств, а в последующем также в связи с бурным развитием и успехами национально-освободительного движения народов, находящихся в колониальной и полуколониальной зависимости. Ликвидация колониализма и возникновение новых независимых государств представляли собой осуществление на практике принципа равноправия государств и народов, или, как сказано в Уставе ООН, принципа суверенного равенства.

Что касается первобытнообщинного строя, то исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми обычаями и традициями. Если исходить из смысла самого общего понятия дипломатической защиты и ее роли в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы по защите соплеменников зарождались еще в период первобытнообщинного строя, до становления государственности. Уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней вооруженной защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая. А обычай предусматривал обязанность общины оказывать всевозможную защиту своим членам, и межобщинные переговоры в этой связи являлись ранней формой дипломатической защиты. Поскольку, межобщинные связи на личном уровне в то время развиты не были 2.

С течением времени по мере создания государственных образований основными источниками дипломатической защиты стали считаться обычаи и договоры. Среди первых и важнейших источников института дипломатической защиты в древнем мире считались следующие договоры:

  • 1) договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. заключенный около 3100 лет до н.э. Он подтверждал существовавшую между ними государственную границу, устанавливая неприкосновенность ее знаков. Стороны обязались разрешать возникающие межгосударственные и иные споры мирным путем на основе арбитража. Исполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам. Текст договора, написанный на шумерском языке, был высечен на каменной стене. И он остается весьма ценным историческим памятником до сих пор.
  • 2) договор хеттского царя Хатгупшля 111 с египетским фараоном Рамзесом И, заключенный в начале XIII в. до н.э. Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов, содействие торговле;
  • 3) договор между Царем Хеттии и Сунассурасом (сер. XV в. до н.э.). В договоре оговорены некоторые детали своего рода института дипломатической защиты. Как полагает И. А. Стучевский: «В соглашении определяются обязанности зависимого правителя по отношению к хеттским гарнизонам. О них следует заботиться так же, как о самом себе и о членах своей семьи'. Определенно заявлялось, что ни в коем случае Сунассурас не будет предпринимать ничего

Culhbcrt Joseph. Nationality and Diplomatic Protection. The Commonwealth of Nations. The Hague, A.W. Sijthoff-Leyden, 1969 P. 2.

И. А. Стучевский. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М" 1987. С100.

дурного, в том числе не будет прибегать в отношении посла Хеттии Суннасу к использованию колдовского зелья";

  • 4) «Договор о мире и дружбе» Рима с Ганнибалом 501 года до н.э. О нем Полибий пишет: «Из предложенных условий важнейшим было следующее: карфагеняне обязаны возместить римлянам ущерб и возвратить пленных и перебежчиков за всё время войны и т. д.»4. Здесь мы уже видим реальную дипломатическую защиту как интересов государства, так и граждан Рима;
  • 5) договор Асархаддона (царь Ассирии) с Мидийскими князьями в 674 г. до н. э5. Целью его было охранять престолонаследника от всех посягательств, заговоров и интриг и обеспечить ему верность его подданных. Договор распространялся также на сыновей, внуков и всех жителей его государства. Этот договор сопровождался клятвой верности и магическим ритуалом;
  • 6) вавилонский «протокол», который действовал с 669 до 654 г. до н.э. В нем, в частности, содержалось такое положение: «Гак как Вавилон является центром страны, то кто входит в него, тому привилегии его закреплены, и вступающий в дом Вавилона пользуется личными привилегиями. Даже собака, войдя в него, не может быть убита"'. Всё вышесказанное предполагает налаженную международную систему торгового обмена и, в частности, взаимные гарантии свободного перехода караванов, а также привилегии жителей государствучастников договоров и их гарантии, основанные на обычаях или на договорах.

Л.А. Алексидзе пишет в этой связи: «С возникновением первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними начали складываться различные отношения, получившие постепенно правовой характер. Истоки этих норм восходят к более раннему периоду,[1][2]

когда в условиях первобытнообщинного строя сложились на основе многовекового обычая первые правила общения между племенами и союзами племен. Все политические события изображались как проявление воли богов, земных и небесных. Тем же путем решались проблемы международно-правовых отношений: обязательность международных договоров зиждились на клятве сторон соблюдать таковые под страхом божьей кары, неприкосновенности послов, отдельных правил, регулирующих вопросы войны и мира, зиждились на вышедших из недр родового строя обычаях и «как бы сливались с нормами религии»[3]. Особые меры предусматривались в отношении выдачи беглецов. Так, «если убежит из земли египетской один человек или два, или три, чтобы прийти к великому князю страны хеттов, великий князь страны хеттов должен схватить их и повелеть отправить обратно к Рамсесу II… Что же касается человека, которого приведут к Рамсесу N… пусть не взыщут с него вины, пусть не уничтожат его дом, его жен и его детей (пусть не убьют его), пусть не повредят его глаз, его ушей, его рта и ног… всего его»х. И снова — аналогичные обязательства со стороны Египта.

По мнению А. В. Сорокина, родиной международного права считается Ближний Восток, долины рек Тигра. Евфрата, Нила. Именно там. в 4 тысячелетии до н.э. образовались древнейшие государства. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы0. Однако эти данные не являются окончательными и нуждаются в уточнении. Археологи обнаруживают все новые, неизвестные ранее международные договоры древности.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что идея дипломатической защиты фактически возникла на Ближнем Востоке в 4.

тысячелетии до н.э., то есть с момента возникновения первых рабовладельческих государств. Вместе с тем напомним, что первым договором, который определял вопросы дипломатической защиты, насколько известно в настоящее время, является договор между правителями месопотамских городов Лагаш (Ирак) и Умма (Ирак).

Здесь необходимо отметить также, что согласно приведенным договорам каждое государство получило право (обязанность) защищать своих граждан за пределами территории своего государства.

Следует вновь обратить внимание на то, что со времён древнего мира до наших дней государство по отношению к своим гражданам применяет дипломатическую защиту за пределами территории своих границ.

Античная Греция. В Древней Греции, раздробленной на множество то соперничавших, то объединявшихся государств, дипломатия играла огромную роль. Однако сама дипломатия вышла из практической работы учреждений, которые обслуживали торговые и иные интересы греков, проживавших за рубежом. Прежде всего здесь следует упомянуть простатов и проксенов, которые избирались в колониях греческих граждан и обеспечивали постоянную связь колонии с местной властью. Эти должностные лица по своему статусу ещё не были ни дипломатами, ни консулами, но они, по сути, выполняли функции, впоследствии воспринятые дипломатической и консульской службами[4]. И сейчас, как нам представляется, когда говорят о дипломатической защите, которая бы дополняла то, что и без того делают посольства и консульства, видимо, всётаки имеют в виду нечто похожее на то, что в древние времена исполняли простаты и проксены. Так, к примеру, колонии российских граждан в таких государствах, как США, Великобритания, Испания, Греция. Кипр и т. п., могли бы в рамках колонии россиян избирать своих представителей. А последние были бы уполномочены, вместе с дипломатами и консульскими работниками, защищать в органах местной власти и местного бизнеса интересы членов колонии и российских корпораций, ведущих дела в соответствующем регионе.

В своем историческом развитии Античная Греция (или Эллада) прошла ряд сменявших друг друга общественных укладов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до новой эры), в условиях складывавшегося рабовладельческого государства еще сохранялся родовой строй. Для Греции классического периода (VIII-IV века до нашей эры) характерным типом политического образования являлись городагосударства (по-гречески «полисы»). Между этими самовладеюшими мирками возникли самые разнообразные формы международных связей". Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Соответственно возникло должностное лицо, именуемое «проксен». Проксен содействовал иностранцам, пользовался известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны, проксен принимал на себя нравственные обязательства по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; прибывающие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену'.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие го рода-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими.

URL://http://vvvv.diphis.ru URL: //http: '/wmv-diphi.sru комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил1'. Ю. Я. Баскин пишет в этой связи: «Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства. Посольства чаще всего носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Правда, в отношениях с Персией имели место и исключения: круг вопросов, относимых к компетенции послов, как и срок их пребывания, специально не устанавливался и поэтому можно говорить о квазипостоянных дипломатических представительствах. Чаще всего их миссией было заключение мирных договоров. Другой миссией послов было объявление войны, точнее, вручение документа о ее объявлении»[5].

Греки не знали режима пленных. Иностранцы могли быть подвергнуты пыткам и убиты. Так. афиняне, захватив Милет, «умертвили всех взрослых милетян, а детей и женщин обратили в рабство». Еще более тяжелой была судьба тех народов, которых греки считали варварами. В тех случаях, когда побежденные не обращались в рабство, к ним могла быть применена депортация, то есть насильственное переселение. Так в 429 году до н.э. поступили Афины с гражданами Потидеи, а спустя три года — Спарта с мессинцами. И Ксенофонт, и Геродот неоднократно упоминают о подобных случаях1

От положения собственно иностранцев греков отличали те случаи, когда в силу внутренних распрей часть граждан покидала свой полис, но сохраняла в нем определенные права. Один из договоров подобного рода приводит Аристотель. Это договор Афин с Элевсином 403 года до н.э. Вот его основные положения: 1) афиняне, выселявшиеся в Элевсин, сохраняли все гражданские права и право пользоваться доходами от оставшегося в Афинах имущества; 2) гражданам обоих государств разрешалось посещать их во время мистерий[6]. Г. В. Бобылев отмечает: «В Античной Греции иностранцы для защиты своих интересов выбирали себе покровителей. В результате появился институт проксении, имеющий ряд схожих моментов с нынешним консульским институтом»[7].

Институт проксении, имеющий сходство с институтом дипломатической защиты, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира.

Древний Рим. Что же касается Рима как республиканского, гак и императорского, то еще Макиавелли отметил, что «дипломатия дала Риму больше славы, чем войны». Как указывает А. Нуссбаум, «международноправовой аспект появился позже, в начале же право народов возникло как необходимость совершения судопроизводства с участием „неримлян“ и имело целью обеспечить частные интересы. Именно в этом последнем аспекте оно понималось в широком смысле, как право, присущее всем или большинству народов, например, защита собственности»[8].

Однако Б. М. Таубе пишет: «Иностранец есть синоним врага, слышим мы в римской речи, он не только враг, но раб по самой своей природе, говорят греки… Вот почему между греками и иностранцами, варварами — вечная война»10.

В последовавшие за разрушением Римской империи века раннего средневековья, когда вся государственная структура западноевропейского общества распалась, остался лишь один центр, который был в состоянии сколько-нибудь её восстановить. Это была римская церковь, главы которой — папы, используя духовное оружие как средство воздействия на общества, создали новую дипломатию. Она дала им и собственное возвышение, и вселенскую власть.

Начавшийся в полисах Древней Греции процесс выделения правоведения в самостоятельную область знания завершился в Риме. К 1 веку до н.э. правоведение стало самостоятельной наукой. Постепенно в рамках правоведения намаю формироваться и международное право. Наибольшее значение для развития международного права имела деятельность римских юристов III—V вв.еков. Именно им принадлежит определение того, что относится к праву народов. Ульпиан писал: «Право народов — это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое — только для людей в их отношениях между собой»[9]. Таким образом, Ульпиан исходил из того, что право народов есть именно часть естественного права.

Для защиты своих прав вначале иностранцы выбирали себе покровителя по собственному желанию. Затем это право перешло к римскому Сенату, а иностранцам осталась возможность выбирать покровителя (патрона) только из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патрона[10]. В Риме право народов развивалось не только из договорной практики самого государства, но и из деятельности государственных органов по регулированию правового положения иностранцев-. Именно правовое положение иностранцев и право войны составляли тогда наиболее важную часть международного права.

В области дипломатического права, при всех имевших место нарушениях, римские юристы следовали, безусловно, принципу иммунитета посольства: «Если кто ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим праву народов, ибо послы считаются святыми. И поэтому, если у нас были послы какого-либо народа и им объявлена война, то они остаются свободными»[11]'.

Древняя Индия. Возникновение первых государственных образований в Индии относится к концу II началу I тысячелетия до н.э. Они находились в долине Ганга. Все же религиозно-философские и морально-политические памятники того времени, такие как Лртхашастра или Махабхарта, дают возможность составить достаточно достоверное представление о существовавших в то далекое время международноправовых нормах.

Индийский литературный памятник первого тысячелетия до н.э. «Законы Ману» — дает представление о задачах дипломатии и роли послов Древней Индии. В нем говорится, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят мир или война…». Выглядит возможно несколько наивно, но таково было мышление того времени и стиль письма.

Что же касается проблем дипломатической защиты, то сведения об этом носят фрагментарный характер. Из этого можно заключить, что она была развита в Индии слабее, чем в Европе.

Древний Китай. В этом же тысячелетии (II-I век до н.э.) возникли и оформились государства в Древнем Китае. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи между собой и заключали международные договоры. Послы, согласно этим договорам, пользовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.), был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения врагов заключались военные союзы.

Первые достоверные сведения о государственных образованиях на территории Китая свидетельствуют, что в XIV—XIII вв.еках до н.э. здесь уже существовало государство Инь. О его политике мы можем судить по очень скудным источникам, и говорить о наличие международного права в то время вряд ли представляется возможным. Только когда на место Инь пришла империя Чужоу [1122 (1050)-256 гг. до н.э.] и стала проводиться активная внешняя политика, мы можем утверждать об окончательном оформлении единого китайского государства. Но в то же время господствовали обычаи и лишь постепенно, к VII—VI вв.екам до н.э., число их становится достаточно велико, и к середине I тысячелетия мы можем уже говорить об основах международного права и о международноправовых отношениях, в том числе о правилах ведения войны. У известного китайского ученого Сыма Цинь мы находим: «Во время войны запрещалось уничтожать святыни, охотничьих птиц, разрушать и сжигать дома, уничтожать инструменты и другие орудия ремесел, деревья, продовольствие, посевы». «[12]

Стоит сказать, что Великий Шелковый путь играл большую роль в деле защиты торгового представителя, международных экономических и культурных связей между Дальним Востоком и странами Среднего и Ближнего Востока, а также Средиземного моря. С 121 г. до н.э., чтобы обезопасить путь караванам. Ханская империя использовала различные дипломатические методы для защиты торговцев, следующих вдоль Великого Шелкового пути до города-государства Восточного Туркестана. Важным этапом осуществления дипломатической защиты караванов (торговых представителей) явилось заключение союза Ханьской империи с племенами и с другими странами Центральной Азии и Ближнего Востока.

Идея дипломатической зашиты зародилась на заре истории человечества. Как видно, и это подтверждается многими свидетельствами, дипломатическая защита возникла с появлением государства и она так же стара, как внешняя политика, оформляющая отношения между обществами-государствами. В древнем мире дипломатическая защита была более развита, чем мы обычно об этом думаем; и сегодня институт дипломатической защиты занимает важное место в межгосударственных отношениях и международном праве с целью, защиты прав и интересов не только своих граждан, но и иностранцев.

  • [1] Ю. Я Васкин, Д. И. Фельдман. История международного права — М, 1990 С. 3. И. А. Стучевский. Указ.соч. — С. 148.
  • [2] Там же. С. 151.
  • [3] L. A. Alexidze. Some Theoretical Problems of International Law. — Tbilisi, 1982, C 81 Там же. С. 82. А. В. Сорокина. Международное право. — М., 2005. С. 12.
  • [4] Подробнее см. Ильин Ю. Д. Основные тенденции в развитии консульского права. — М., Юридическая литература, 1969. С. 5−10.
  • [5] П. Н. Бирюков. Международное право. — М. «Institution's», 1998. С. 25.Ю. Я. Баскин. История Международного права. — М" 1999. С. 21.Лисий. Речи М., Academia, 1933. С. 7.
  • [6] Аристотель. Афинская полития. — М.: Соизкгиэ. 1937. С. 153.
  • [7] Г. В. Бобылев. Консульское право — М., 2010. С. 7. A Nassbaun. The Significance of Roman Law in the History of International Law — University ofPennsylvania Law Review, V. 100, № 4, 1952. P. 683.
  • [8] Б. M. Таубе. История международного права. СПб., 1894. С. 10.
  • [9] Цит по: 11еретерский И. С Дигесты Юстиниана — М. Госюриздат, 1956. С. 102.Г. В. Бобылев. Консульское право. — М., 2007. С. 9.
  • [10] Баскин Ю. Я. Фельдман Д.И. История Международного права. М., 1990. С. 40.
  • [11] Псрстсрскнй И. С. Днгссты Юстиниана. М., Госюрнндат, 1956.С. 40.
  • [12] См. Сыма Цинь. Исторические записки (Ши Цзн). М., Наука. 1975. T. I. С. 49.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой