Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция РФ (ст. 37), провозглашая принцип свободы труда, не закрепляет возможность получения каждым гарантируемой работы, но вместе с тем предоставляет каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И, таким образом, Конституция РФ гарантирует право на защиту от безработицы, поскольку свобода труда невозможна без обеспечения занятости. Читать ещё >

Правовое регулирование занятости и трудоустройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен:

знать

  • • основные положения законодательства о занятости населения;
  • • права граждан в области занятости;
  • • порядок регистрации безработных граждан;
  • • правовой статус безработного;
  • • основные направления государственной политики в области занятости и трудоустройства;
  • • порядок и условия выплаты пособия, но безработице;
  • • дополнительные гарантии трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках подходящей работы;

уметь

  • • четко формулировать и анализировать содержание нормативных правовых актов по вопросам занятости и трудоустройства;
  • • разграничивать полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ при осуществлении государственной политики в сфере занятости;

владеть навыками

• применения полученных знаний в практической деятельности при разрешении вопросов, регулирующих отношения по трудоустройству, являющихся составной частью предмета трудового права.

Общая характеристика законодательства о занятости населения

Включение в предмет трудового права группы отношений, связанных с обеспечением занятости, обусловлено формированием в новых экономических условиях России рынка труда и появлением такого негативного явления, как безработица.

Конституция РФ (ст. 37), провозглашая принцип свободы труда, не закрепляет возможность получения каждым гарантируемой работы, но вместе с тем предоставляет каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И, таким образом, Конституция РФ гарантирует право на защиту от безработицы, поскольку свобода труда невозможна без обеспечения занятости.

В настоящее время регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются в настоящее время не ТК РФ, а текущим законодательством: федеральными законами, подзаконными актами, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо отметить, что прежний КЗоТ содержал отдельную главу, посвященную занятости и трудоустройству. Трудовой кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г., подобной главы не имеет.

Среди этого законодательства ведущее место занимает Закон о занятости, являющийся, по сути, правовой основой формирования в России законодательной базы, регулирующей занятость и трудоустройство.

Так легальное определение занятости закреплено в ст. 1 этого Закона. Одновременно в Законе определяется круг лиц, которые считаются занятыми. Понятие безработного закреплено в ст. 3 названного Закона. Здесь же в общем виде определяется и порядок признания гражданина безработным. Более подробно процедура регистрации граждан в качестве безработных в целях поиска подходящей работы, а также перерегистрации и снятия с регистрационного учета предусмотрена Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891. В ст. 5 Закона о занятости закреплены основные направления государственной политики в области содействия занятости населения. По сути, они разделены на меры общего характера, направленные на нормальное функционирование рынка труда в целом, и меры специального характера, направленные на предотвращение негативных последствий безработицы и обеспечение занятости социально незащищенных граждан.

В соответствии со ст. 15 Закона о занятости, определяющей права и обязанности органов государственной службы занятости (ГСЗ), приняты постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» и от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» .

В свою очередь, Минтруд России и Минобразования России постановлением от 13 января 2000 г. № 3/1 утвердили Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, а также перечень профессий и специальностей для обучения безработных.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о занятости был дополнен ст. 15.1, которая определяет федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости.

Новеллой является п. 6 ст. 25 Закона о занятости, которая устанавливает прямой запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера. Указанный выше пункт был дополнен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О занятости населения в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Большое значение в правовом регулировании вопросов занятости имеют и иные федеральные законы РФ, а также подзаконные акты.

Так, Закон о профсоюзах включает в себя отдельные статьи, определяющие права профсоюзов в сфере занятости, а некоторые положения Закона о защите инвалидов определяют порядок трудоустройства инвалидов.

При массовом увольнении (высвобождении) работников необходимо руководствоваться ст. 82 ТК РФ, в соответствии с которой критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) иных территориальных соглашениях; в случае отсутствия отраслевых и (или) иных территориальных соглашений — постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», определяющих критерии массового увольнения (высвобождения).

На уровне субъектов РФ также принимаются нормативные правовые акты (так на территории г. Москвы действует Закон от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»).

Статьей 7.1−1 Закона о занятости определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (см. подробнее параграф 8.5).

Таким образом, правовое регулирование группы отношений по занятости и трудоустройству граждан осуществляется текущим законодательством, включающим федеральные законы, подзаконные акты, а также нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, определяющих комплексную систему мер, направленных на реализацию права каждого на полную и свободно избранную занятость.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой