Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальные технологии. 
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» имеет несколько сходных выражений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальная образовательная траектория. Персонализированное обучение рассматривается как педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей ее решению… Читать ещё >

Индивидуальные технологии. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Будущее современного общества — это личности, обладающие особыми неповторимыми способностями и возможностями, умеющие самосовершенствоваться и быстро достигать поставленных целей. В учреждениях основного образования работать над развитием, воспитанием таких личностей трудно. Это связано с тем, что финансово не выгодно осуществлять образовательную деятельность индивидуально, поэтому групповая форма обучения остается на первом плане. Но контингент обучающихся сферы основного образования не однороден. Среди обучающихся встречаются и одаренные дети, и педагогически запущенные, и дети-инвалиды и др., поэтому индивидуальная работа просто необходима. Дополнительное образование имеет больше возможностей для индивидуальной образовательной деятельности, индивидуального сопровождения. Главная ценность для педагогов дополнительного образования — это личность ребенка, ее уникальность. Педагоги дополнительного образования используют программы, которые могут работать над развитием, воспитанием и обучением конкретного обучающегося, обладающего определенными качествами и характеристиками, — индивидуальные образовательные маршруты. Природа не создает одинаковых людей, поэтому и индивидуальные образовательные маршруты невозможно повторять.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» имеет несколько сходных выражений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальная образовательная траектория. Персонализированное обучение рассматривается как педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей ее решению, причем педагогическая задача определяется особенностями личности учащегося. Модель адресного обучения — это стратегия обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями, это проявление стиля образовательной деятельности каждого обучающегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемого во взаимодействии с педагогом.

Понятие индивидуальный образовательный маршрут часто связывают с понятием образовательной программы, позволяющей обучающимся овладеть определенным уровнем образования. Плюсы технологии индивидуального образовательного маршрута нам видятся в том, что дети или подростки вынуждены сами постоянно принимать решения. Это готовит их к самостоятельной жизни. Технология стимулирует максимальное раскрытие способностей, творческих возможностей личности, реализует гуманистический подход. Процесс обучения по такой технологии вписывается и в познавательную, и в личностную парадигму, опираясь на неповторимость, уникальность, самобытность обучающегося, позволяет оптимально использовать помощь педагога и одногруппников.

Выбор индивидуального образовательного маршрута позволит ребенку выстроить собственную модель образования, которая может быть представлена, например, в виде программы личностного роста. Важно, чтобы ребенок сам реализовал право своего выбора. Задача взрослых помочь ему выстроить свой путь развития. Для создания индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении необходимо создать следующие условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, предоставление ребенку свободы выбора, обеспечение готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга ее реализации. Индивидуальный образовательный маршрут не возможен без цели и создается на основе имеющегося опыта обучающихся. Он должен иметь свой срок действия, представлять собой минимодель образовательного процесса с определенным содержанием. Важной составляющей маршрута является комплексная диагностика для регулярного отслеживания результатов деятельности в целях анализа и внесения корректив.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося или группы детей с особыми образовательными потребностями — это дополнительная образовательная программа или, чаще всего, составная вариативная часть дополнительной образовательной программы. Он включает в себя отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов); учет особенностей личности в образовательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития. При освоении индивидуального образовательного маршрута ребенок может выйти на тот или иной уровень образованности в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой. Индивидуальный образовательный маршрут может выстраиваться на основе как внешнего, так и внутреннего сотрудничества; может быть как одно-, так и многоцелевым. По содержанию индивидуальный образовательный маршрут может быть однонаправленным или комплексным. Понимание индивидуального образовательного маршрута подразумевает направленность не от содержания образования к ребенку, а от обучающегося к содержанию образования; учет возможностей, которыми располагает ребенок; обучение его с учетом потенциальных способностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать (Г. Н. Гущина)[1].

Процесс выбора индивидуального образовательного маршрута может представлять собой выбор вариантов интеграции содержания и форм организации образовательной деятельности.

Выбор содержания дополнительного образования детей может отражать интеграцию в различных вариантах целей деятельности (образовательных и (или) социально-педагогических); направленностей деятельности (художественно-эстетической, социально-педагогической и эколого-биологической и др.); учебных предметов; информационных источников для освоения содержания (учебная литература и др.); образовательных областей (искусство, технология, словесность, физическая культура, социальная практика и др.).

Выбор форм организации образовательного процесса может отражать в разных вариантах интеграцию уровней освоения образовательного процесса (например, ознакомительного, репродуктивного, творческого и др.); продолжительности освоения программы (от нескольких месяцев до трех и более лет, в зависимости от желания ребенка); разных субъектов образовательного процесса (детей разного возраста, детей и родителей и др.); форм организации образовательного процесса (кружок, школа, студия, мастерская, лаборатория, клуб и др.); педагогических технологий (теоретическое и практическое учебное занятие, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, игра и мероприятие, и другие); темпов продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями; форм, видов и времени контроля по согласованию с педагогом.

Опыт создания индивидуальных образовательных маршрутов оправдывает себя в творческих объединениях, где способы обучения наиболее соответствуют индивидуальным особенностям обучающихся. Примером является творческое объединение «Вокальный класс» ГОУ ДОД ЯОЦРТДЮ. Индивидуальные образовательные маршруты создаются с целью совершенствования голосовых данных обучающихся (голоса, тембра, диапазона и др.). Педагог Морозова А. В. — заслуженный работник культуры РФ особое значение уделяет подбору репертуара. Произведения подбираются в зависимости от диапазона голоса, внутренних качеств обучающегося (совпадения исполнителя и произведения по характеру, внешности, внутреннему миру), особенностей технической стороны произведений. Разбор драматического содержания (со своим сквозным действием и перспективой фразы), погружение в атмосферу исторического прошлого помогает обучающимся раскрыть образ исполняемого произведения. Неотъемлемой частью образовательного процесса является метод упражнений. Распевки так же варьируются в зависимости от высоты голоса обучающегося. Различные виды упражнений помогают выработать определенную позицию гортани, а также способствуют совершенствованию дикции. Каждый обучающийся вокального класса проходит курс обучения в приемлемом для себя темпе. Ежегодно педагог составляет характеристику вокальных данных, которая позволяет вести контроль за обучением и отслеживать динамику развития обучающегося по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение подростка не столько с другими обучающимися, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие индивидуального образовательного маршрута, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого подростка.

Регулярное отслеживание результатов способствует созданию и корректированию индивидуальных образовательных маршрутов, основой стимулирования, поощрения за его труд, старание. Каждая оценка комментируется, показывается, в чем прирост знаний и мастерства обучающегося, — это поддерживает его стремление к новым успехам.

Обучающиеся ведут свои дневники наблюдений, в которых отражается их творческое саморазвитие. Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Подростки, которые систематически занимаются в творческом объединении педагога, в результате достигают определенных успехов — много выступают, участвуют в разного рода творческих состязаниях, становятся их призерами.

  • [1] Интеграция дополнительного и других сфер образования. Ярославль, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой