Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37). Истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного… Читать ещё >

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С учетом соображений, высказанных в параграфе 11.6 учебника относительно отсутствия в УПК разграничения полномочий прокурора, осуществляемых в досудебном производстве при осуществлении уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, охарактеризуем те формы волеизъявления прокурора, которые присущи ему в рамках надзора за исполнением законов органами предварительного следствия.

Согласно УПК к кругу полномочий прокурора (руководителя органа прокуратуры или его заместителя) по выявлению нарушений закона в деятельности органов предварительного следствия относятся его права:

  • а) проверять:
    • — исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37);
    • — доказательства путем сопоставления их с другими доказательства, имеющимися в уголовном деле (ст. 87);
  • б) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК (п. 5.1 ч. 2 ст. 37);
  • в) рассматривать:
    • — уголовные дела, направленные прокурору для определения подследственности (ч. 2. ст. 146);
    • — представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение (п. 7 ч. 2 ст. 37);
    • — жалобы участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, защитника, гражданского ответчика, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого) и иных лиц, чьи интересы затрагиваются процессуальными решениями или действиями (бездействием) следователя, руководителя следственного органа (ч. 1 ст. 124);
    • — жалобы следователя на решения нижестоящего прокурора (ч. 4 сг. 124);
    • — материалы уголовного дела, поступившие с обвинительным заключением (ч. 1 ст. 221);
  • г) знакомиться с материалами находящегося в производстве следователя уголовного дела по мотивированному письменному запросу (ч. 2.1 ст. 37).

В свою очередь к кругу полномочий, направленных на устранение нарушений законов, относятся его права: а) требовать:

  • — от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (ч. 3 п. 2 ст. 37). Необходимо отметить, что законодатель, на наш взгляд, заложил в ч. 6 ст. 37 УПК не способствующую скорейшему устранению нарушений закона конструкцию, предусматривающую, что в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В свою очередь в случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора последний вправе обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю иного следственного органа. Наконец, в случае несогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя иного следственного органа с требованиями прокурора последний вправе обратиться к Генпрокурору РФ, решение которого является окончательным;
  • — от руководителя следственного органа отмены незаконного или необоснованного постановления следователя (ч. 4 ст. 39);
  • б) отменять:

незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК (п. 6 ч. 2 ст. 37);

  • — постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148), о приостановлении предварительного следствия (ч. 1.1 ст. 211), о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч. 1 ст. 214);
  • в) разрешать споры о подследственности (ч. 8 ст. 152);
  • г) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37);
  • д) признавать доказательство недопустимым, в том числе по ходатайству подозреваемого или обвиняемого (ч. 2 и 3 ст. 88);
  • е) принимать решение по жалобам участников уголовного судопроизводства и иных лиц, чьи интересы затрагиваются процессуальными решениями или действиями (бездействием) следователя, руководителя следственного органа (ч. 2 ст. 124). Такие решения могут быть: о полном или частичном удовлетворении либо об отказе в удовлетворении;
  • ж) возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).

Утверждение прокурором обвинительного заключения (п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК) можно отнести к самостоятельной группе надзорных полномочий, присущих прокурору в силу его особого процессуального статуса.

Таким образом, прокурор наделен серьезным арсеналом полномочий, позволяющим ему обеспечивать законность при осуществлении органами предварительного следствия своей процессуальной деятельности. Безусловно, в отличие от надзора за исполнением законов органами дознания круг правовых средств несколько уже, равно как и заведомо снижена законодателем эффективность отдельных полномочий (например, в случае с внесением требования об устранении нарушений федерального законодательства).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Перечислите задачи ОРД и органы, наделенные правом се осуществления.
  • 2. Изложите предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.
  • 3. Какими полномочиями наделены прокуроры по надзору за исполнением законов в ОРД?
  • 4. Какие органы наделены правом осуществлять дознание, но уголовному делу? Каковы их полномочия?
  • 5. В чем состоит предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия?
  • 6. Каковы полномочия прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания?
  • 7. Какими полномочиями наделены прокуроры, но надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие?
  • 8. Изучите источники 1,16,23,38,53,68,73,85,89,93,96,102,107,109,119—124, 129, 130, 135, 136, 138, 148, приведенные в Приложении 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой