Обществоведческая мысль в России XIX столетия
К числу западников, воспринявших основные идеи критики Чаадаевым истории России, относились Тимофей Грановский (1813−1855) — профессор Московского университета, известный историк, специалист по Средневековью, Николай Станкевич (1813−1840) — философ, организатор кружка западников, Виссарион Белинский (1811 — 1848), Александр Герцен (1812−1870), Николай Огарев (1813−1877), Михаил Бакунин (1814… Читать ещё >
Обществоведческая мысль в России XIX столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-политические идеи декабристов
Воззрения просветителей, особенно Радищева, оказали огромное влияние на политические взгляды декабристов, и, прежде всего, Павла Пестеля (1793−1826) и Кондратия Рылеева (1795−1826), защищавших республиканские представления. В то же время в числе декабристов были и сторонники конституционной монархии, в частности, Михаил Лунин (1787−1845) и Никита Муравьев (1793−1843).
Свои политические и правовые взгляды Пестель изложил в обширном произведении «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для усовершенствования Государственного Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного Правления», а также в работе «Конституция. Государственный завет». Он считал, что монархия в России должна быть ликвидирована путем военного переворота, а затем должны последовать глубокие политические и социальные изменения, осуществляемые Временным Верховным Правлением: уничтожение сословного деления, ликвидация крепостного права, земельная реформа. На следствии он говорил, что «ни в чем не видел большего блаженства для России, как в республиканском правлении».
Далее в своих произведениях Пестель детально разбирал организацию будущего республиканского правления. Он предлагал принять «правило определенности круга действий», т. е. сферы полномочий властных органов. Верховная власть разделялась на законодательную (Народное вече) и исполнительную (Державная дума), кроме того, должен быть Верховный Собор — «власть блюстительная». Народное вече состоит из народных представителей, избираемых на пять лет, при ежегодном обновлении одной пятой части. Державная дума состоит из пяти выборных членов, один из которых ежегодно сменяется. Эти члены выбираются Народным вече.
Пестель рассматривает федеративные и унитарные государства. Он считает, что федерация неприемлема для России из-за обширности территории и множества народов, населяющих ее.
Таким образом, революционное выступление декабристов было предварено теоретическим анализом политического и социального устройства России и имело своей целью обширную программу преобразований государственного строя и общественных отношений.
В то же время в начале XIX в. наряду с радикальными концепциями преобразования России существовали и охранительно-консервативные течения, ставившие своей целью сохранение стабильности общества и государства. Так, сторонники патриотичсски-охранительного направления, одним из основных представителей которого являлся видный историк, собиратель древностей, литератор Михаил Погодин (1800−1875), как определяющую социально-политическую идею выдвинули знаменитую триаду «православие, самодержавие, народность», утверждая, что Россия сильна единством веры, царя и отечества.
В ходе полемики по проблемам истории России и ее места в мировом культурном процессе к началу 40-х гг. XIX в. сложились два течения историко-философской и социально-политической мысли — западничество и славянофильство.
Философско-исторические и социально-политические воззрения западников и славянофилов
Большую роль в становлении общественного самосознания в России первой половины XIX столетия сыграли «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794−1856), с именем которого связывают формирование концепции западничества. П. Чаадаев — одна из самых поразительных фигур в истории русской мысли: блестящий офицер, герой Отечественной войны 1812 г., он, как и многие видные военные, являлся членом «Союза благоденствия», но во время восстания декабристов находился за границей и не принимал в нем участия; именно ему посвятил А. С. Пушкин свое знаменитое стихотворение, заканчивающееся словами: «Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена».
Вернувшись в Россию, Чаадаев пишет философские рассуждения в форме писем, в которых с горечью отмечает отсталость своей страны. Он считает, что Россия выпала из единого мирового процесса развития, оказалась как бы на обочине цивилизации, эталоном которой выступает Запад. Тем не менее Чаадаев верил в особую историческую миссию России: «Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка… ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Он полагал, что «Россия призвана к необъятному умственному делу» и в будущем может стать «умственным средоточием Европы».
К числу западников, воспринявших основные идеи критики Чаадаевым истории России, относились Тимофей Грановский (1813−1855) — профессор Московского университета, известный историк, специалист по Средневековью, Николай Станкевич (1813−1840) — философ, организатор кружка западников, Виссарион Белинский (1811 — 1848), Александр Герцен (1812−1870), Николай Огарев (1813−1877), Михаил Бакунин (1814- 1876), Константин Кавелин (1818−1885) — правовед, историк, философ, публицист, Борис Чичерин (1828−1904) — философ, историк, публицист, общественный деятель, теоретик государства и права, и другие. Некоторое время к кружку западников принадлежал и Л/. Ю. Лермонтов.
Идеи западников основывались на выдвинутой Гегелем концепции единого закономерного процесса исторического развития, процесса реализации принципа свободы в государственных и правовых формах человеческого существования. Они считали, что Запад первым прошел этот путь и что Россия должна перенять как образец формы политической, гражданской, экономической и культурной жизни Западной Европы и избавиться тем самым от собственной отсталости.
Одной из наиболее ярких личностей, принадлежавших течению западничества, был Михаил Бакунин. Он стал автором теории анархизма, основные идеи которой были изложены в книге «Государственность и анархия» (1873). Бакунин исходил из следующих положений: 1) вся земля должна принадлежать народу, тем, кто ее обрабатывает; 2) право на пользование землей принадлежит всей общине, которая распределяет ее временно между отдельными членами; 3) общинное самоуправление и относительная автономия, которая рождает враждебное отношение общины к государству. Бакунин, сам являвшийся участником нескольких революций в Европе, утверждал, что государство должно быть уничтожено на следующий день после революции, иначе революция погибнет.
Основными представителями течения раннего славянофильства были Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Константин и Иван Аксаковы, Юрий Самарин и другие.
Наиболее заметный след в истории русской мысли оставили классики славянофильства Иван Киреевский (1806−1856) и Алексей Хомяков (1804−1860). Занимаясь проблемой русской национальной духовности, они подчеркивали существование особого пути развития России, который предопределен для нее ее особой миссией — быть хранительницей «истинно христианских ценностей».
В своей социальной философии славянофилы противопоставляли два вида общественных отношений: общину («соборность») и «коммуну» («ассоциативность»), т. е. «истинное братство» и «условный договор», идеализируя при этом русскую крестьянскую общину и видя в ней наибольшее приближение к идеалу общественной жизни. Они подчеркивали значение старорусского «мира» с общенародной общностью земли, веры и обычаев, который был противоположен рационалистическому идеалу общественного устройства, отстаиваемого западниками. Принципу «внешней правды» государства, гражданского права, социальной этики они противопоставляли концепцию подлинной правды «органичной» общности, «соборности», что единственно могло обеспечить возвращение человеку гармонии, внутренней уверенности и покоя, что исключало атомизацию общества и отчуждение людей.
Славянофилы являлись сторонниками отмены крепостного права путем постепенных реформ и видели в самодержавии единственно возможную для России форму политической власти. Они признавали, что монархия является идеальной формой общественного устройства, поскольку она предохраняет общество и народ, его нравственно-духовную жизнь от политических и формально-юридических отношений.