Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие, задачи, направления и принципы уголовной политики, роль правоохранительных органов в ее реализации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема предупреждения и профилактики преступности является не только одной из важнейших в мировой теории и практике уголовно-политической деятельности государства, но и самой трудной. Идея приоритетов предупреждения преступлений перед иными мерами борьбы с ними была сформулирована еще Ш. Л. Монтескье в его известном труде «О духе законов». Однако мировая история уголовно-политической практики… Читать ещё >

Понятие, задачи, направления и принципы уголовной политики, роль правоохранительных органов в ее реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать понятие, цели и задачи, основные направления и принципы уголовной политики;
  • уметь выявлять особенности уголовной политики; ориентироваться в основных подходах к определению уголовной политики;
  • владеть навыками установления форм реализации уголовной политики, выявления критериев соотношения уголовной политики и уголовного права, юридически грамотного изложения выводов по изученным вопросам, высказывания собственной точки зрения, применения полученных знаний на практике.

Понятие, задачи и направления уголовной политики

Употребление термина «уголовная политика» уходит глубоко в историю мировой уголовно-правой мысли. Считается, что впервые понятие «уголовная политика» было использовано известным немецким криминологом Анселем Фейербахом, который, неоднократно упоминая о понятии уголовной политики, рассматривал ее как часть криминологической науки, разрабатывающей рекомендации законодателю по лучшей организации уголовной юстиции.

В отечественной юридической науке проблемам уголовной политики с давних пор уделялось большое внимание, так как их исследование имело важное практическое значение, способствовало выработке оптимальных направлений и эффективных средств борьбы с преступностью. В России первые работы в данном направлении принадлежат таким ученым, как С. К. Гогель «Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией», М. П. Чубинский «Курс уголовной политики» и др.

Современная отечественная уголовная политика как теория сложилась в результате не только интеграции науки уголовного права и социальной политики, но также сближения и объединения социологии, политологии, науки социального управления с криминологией и уголовным правом. Она стала закономерным итогом комплексного, всестороннего исследования преступности и других негативных явлений и процессов общественной жизни.

К числу ученых — основоположников этой науки относятся: А. А. Герцензон, М. Д. Шаргородский, Н. А. Беляев, Л. Д. Гаухман, П. С. Дагель, А. И. Долгова, И. А. Исмаилов, А. Э. Жалинский и др. Этими учеными была разработана теория уголовной политики.

С начального периода формирования теории уголовной политики большое внимание уделялось разработке ее основных понятий. В первую очередь, речь идет о понятии «уголовная политика», так как именно оно отражает суть явлений и решений, осуществляемых государством в борьбе с преступностью. Несмотря на постоянное обращение к этой проблеме исследователей, концепция уголовной политики, ее понятие, содержание, направления, приоритеты и др. трактуются по-разному, иногда — диаметрально противоположно. Причины разных подходов в решении теоретических вопросов уголовно-правовой политики прежде всего следует искать в различном определении ее границ и объема. Рассмотрим основные подходы к определению уголовной политики.

  • 1. Одними из первых понятие уголовной политики предложили Н. И. Загородников и Н. А. Стручков. В своих научных трудах они указали, что «уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения»[1]. Основной акцент в этом определении был сделан на исходных требованиях, т. е. принципах борьбы с преступностью.
  • 2. Другой подход к определению уголовной политики основывается на анализе ее соотношений с государственной политикой в целом, где уголовная политика есть политика государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями. Сторонниками этого подхода утверждалось, что «несмотря на различие в объеме содержаний, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политики формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью»[2].
  • 3. Существует еще одна позиция. И. А. Исмаилов охарактеризовал уголовную политику как «направление деятельности государства, осуществляемое на уровне политического руководства, управление, принятие и реализация конкретных решений, и имеющее основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью»[3].

Приведенными формулировками не исчерпывается перечень имеющихся в научной литературе определений. Их множество. Сформулировать определение уголовной политики достаточно сложно без выяснения внутренних связей этого явления, уяснения возможных форм воздействия на те либо иные общественные явления. В данном случае нас интересует особая сфера общественной жизни — преступность. В борьбе с преступностью, как известно, используются общие и специальные меры. Общие меры включают деятельность, осуществляемую в целях, непосредственно не связанных с противодействием преступности, но опосредованно решающих и эту задачу. Это мероприятия по развитию экономики, образования, духовного и нравственного воспитания граждан и т. п., которые имеют значение для подрыва социальных и экономических корней преступности, однако в целом не направлены именно на борьбу с преступностью. Реализация этих мер носит название социально-экономической политики. Специальные меры — это те, которые целенаправленно предназначены для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в целом либо отдельных их видов, на отдельных объектах, применительно к конкретной категории граждан либо отдельному лицу и т. д. Эти меры реализуются в строго определенных пределах и с соблюдением соответствующих условий, которые определены Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законодательством, на основе уголовного закона. Осуществляются эти меры также строго определенными субъектами — это главным образом правоохранительные органы: прокуратура, следственные органы, органы дознания, оперативные подразделения МВД и ФСБ России, таможенные и другие органы. Данное положение обусловлено тем, что в России функция противодействия или борьбы с преступностью принадлежит государству, которое осуществляет ее на правовой основе. Государство несет ответственность за защиту своих граждан, общества и самого себя от различных угроз, как внешних, так и внутренних. Именно государство взяло на себя функции борьбы с преступностью как источником внутренней угрозы для безопасного существования человека, общества и самого государства, что, конечно, не исключает участие в борьбе с преступностью на стороне государства и иных сил. В борьбе с преступностью могут принимать участие не только государство с его специализированными органами, но также различные партии, движения, организации и даже отдельные граждане. Но для этих лиц борьба с преступностью — дело инициативное, необязательное, часто — производное от какой-то иной деятельности.

Напротив, политика — категория, характеризующая деятельность государства. Она может быть только государственной. А политика борьбы с преступностью может быть лишь уголовной и специально-организованной. Общие меры предупреждения преступности нс могут включаться в систему мероприятий по борьбе с преступностью. В противном случае вся государственная деятельность должна быть подчинена лишь задаче борьбы с преступностью. Таким образом, политика есть вид социального управления, она осуществляется государством (государственная политика) и выражает функцию государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. В свою очередь, уголовная политика — это политика государства в особой сфере, в отношении преступности. С другой стороны, уголовная политика является составной частью внутренней (социальной в широком смысле слова) политики государства, она отличается от других сфер социальной политики объектом, целями, задачами, методами и средствами.

Таким образом, можно определить, что уголовная политика — часть государственной политики, выражающаяся в управлении специально организованным процессом борьбы с преступностью, которая осуществляется на основе специальных нормативных правовых актов (уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов) и базируется на комплексе воззрений, идей, отражающих отношение (концепцию) государства к преступности. Будучи частью системы более высокого порядка — внутренней политики, уголовная политика находится во взаимосвязи не только с социальной политикой в целом, но и с ее отдельными сферами: экономической, культурной и т. д. Уголовная политика отражает и аккумулирует в себе целый комплекс социальных факторов, определяющих ее цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления и формы реализации.

Итак, уголовная политика есть самостоятельная разновидность внутренней политики государства, обладающая специфическими методами и средствами воздействия на такой специфический объект, как преступность. При этом относительно самостоятельные, но принадлежащие к единому целому сферы социальной политики функционируют на основе обмена информацией и функционального взаимодействия. Так, например, экономическая политика призвана создавать благоприятные условия для успешного предупреждения экономических преступлений, а борьба с хищениями и другими преступлениями в сфере экономики в свою очередь способствует осуществлению экономической политики. Однако такое взаимодействие не лишает названные сферы социальной политики их «автономности», обусловленной свойствами объекта, особенностями непосредственных целей, спецификой применяемых средств и методов. Реализация этих средств и методов осуществляется специальными органами, которые наделены государством специальными функциями. Вся их деятельность осуществляется в строго определенных рамках, с соблюдением соответствующих условий, которые определены Конституцией РФ, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, в связи с чем политика именуется уголовной. Именно уголовный закон устанавливает круг деяний, образующих преступления; все органы и лица, осуществляющие противодействие преступности, должны ориентироваться на признаки преступления, закрепленные уголовным законом.

Будучи специально организованной, уголовная политика государства осуществляется целенаправленно. Цели уголовной политики вырабатываются самой уголовной политикой как концепцией, выражающей в сфере борьбы с преступностью общую концепцию политики государства. Концептуальным документом, отражающим в том числе и стратегию борьбы с преступностью, на государственном уровне является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537. Целеполагание современной российской уголовной политики, равно как и сама уголовно-политическая деятельность в данном документе представлены в определенных категориях: «национальная безопасность», «национальные интересы Российской Федерации», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности», «средства обеспечения национальной безопасности». Стратегической целью обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности, а именно эти сферы являются объектом уголовно-политического внимания, является защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина. В названном правовом документе прямо указано, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в частности: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Сформулированные цели уголовной политики определяют ее направленность на основе объективных потребностей социального развития, где цель есть постоянная величина, в отношении которой настраивается вся система воздействия на преступность. Достижение целей уголовной политики невозможно без задач, решение которых и обеспечивает достижимость целей уголовно-политического воздействия.

Итак, для достижения указанных целей уголовная политика выполняет следующие задачи. Среди объемных, стратегических задач называется постоянное совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. По сути, эти задачи и образуют систему специальных мер, составляющих содержание уголовной политики. К другим задачам уголовной политики относятся:

  • 1) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Решение данной задачи предполагается осуществлять путем совершенствования правоохранительных органов и спецслужб. Для этого в рамках данной задачи укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности. Так, Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» скорректировал с учетом этих потребностей основные направления деятельности полиции. Особое внимание уделено правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства;
  • 2) создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений.

Проблема предупреждения и профилактики преступности является не только одной из важнейших в мировой теории и практике уголовно-политической деятельности государства, но и самой трудной. Идея приоритетов предупреждения преступлений перед иными мерами борьбы с ними была сформулирована еще Ш. Л. Монтескье в его известном труде «О духе законов». Однако мировая история уголовно-политической практики показала, что превращение данной идеи в реальный инструмент борьбы с преступностью — это длительный и противоречивый процесс. Вся история и мировой опыт борьбы с преступностью, многочисленные научные исследования убедительно доказывают, что предупредить преступность в смысле ее полного искоренения невозможно. Именно поэтому цель уголовной политики — защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана ее независимости, отвечает современным представлениям о необходимости сведения уровня преступности в обществе к допустимым обществом показателям. Поэтому основная суть формирования современной системы профилактики сводится к разумному сочетанию мер уголовного наказания как основному средству борьбы с преступностью со все более возрастающими по значимости мерами предупреждения и профилактики преступлений.

Одной из причин ослабления борьбы с преступностью является несогласованность, отсутствие мобильности и координации между правоохранительными органами, другими органами государственной власти и местного самоуправления. Поэтому создание единой системы профилактики преступности в России должно способствовать упорядочению борьбы с преступностью, повышению эффективности этой деятельности, экономному расходованию сил и средств;

  • 3) мониторит и оценка эффективности правоприменительной практики, а также социальной действительности в целом, в том числе и криминальной, выявление новых закономерностей и тенденций. Решение этой задачи направлено на своевременную криминализацию и декриминализацию деяний, внесение корректив в практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, оперативно-розыскной и иной деятельности по раскрытию и пресечению преступлений, совершенствование форм и методов предупреждения преступлений;
  • 4) разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений. Коррумпированность и криминализация общественных отношений — явления еще более опасные, чем преступность. Если преступность в традиционном ее понимании это нечто чуждое обществу, противостоящее ему, то криминализация общественных отношений свидетельствует, что преступность перестает быть для общества чужеродным образованием, преступление становится образом жизни большинства людей. Общественное сознание все с меньшим неодобрением воспринимает отдельные преступные проявления (например, уклонение от уплаты налогов, дача взятки и др.). Поэтому наряду с общими мерами, направленными на оздоровление общества, применение специальных уголовно-политических мер позволит расширить социальную базу борьбы с преступностью, сформировать нетерпимое к любым криминальным проявлениям общественное правовое сознание.

Процессы, происходящие в структуре и состоянии преступности, требуют от государства постоянного политического внимания и реагирования. Наиболее оправданным на данном этапе развития современной уголовной политики является отказ от метода «всеохватности» в борьбе с преступностью и выделение из всего многообразия преступлений тех или иных форм и видов, которые требуют первоочередных правоохранительных мер. С учетом данного обстоятельства выделяют наиболее приоритетные направления борьбы с преступностью. Приоритетность того или иного направления в уголовной политике определяется совокупностью объективных обстоятельств, характеризующих состояние, структуру и динамику преступности в регионе, в стране в целом, а также факторами, способствующими совершению преступлений. К таким факторам относятся: рост и низкая раскрываемость преступлений; возникновение новых ее видов; изменения в общей структуре совершенных преступлений и обстоятельств, им способствующих. Главными направлениями государственной политики в сфере государственной и общественной безопасности на уголовно-политическом уровне являются обеспечение безопасности личности, прежде всего детей и подростков; борьба с коррупцией, терроризмом и экстремизмом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

  • [1] Загородников Н. И., Стручков Н. А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1981. № 7. С. 4.
  • [2] Панченко П. Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988. С. 73; Дагель П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982. С. 8−11.
  • [3] Исмаилов И. А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 124.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой