Условия эффективности учебной деятельности школьников
Рассмотрим каждое из указанных требований применительно к обучению как одному из аспектов учебной деятельности. Применительно к обучению мотивация обозначает личную заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Разносторонность мотивации обучения предполагает наличие многих различных мотивов, в силу которых преподаватель участвует в учебной работе… Читать ещё >
Условия эффективности учебной деятельности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать следующим требованиям:
- ? быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, т. е. побуждать учителя как можно лучше обучать, а учащегося как можно старательнее учиться;
- ? иметь развитую и гибкую структуру;
- ? осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее полно реализовывать свой творческий педагогический потенциал, а учащемуся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых ему знаний, умений и навыков;
- ? выполняться при помощи современных технических средств обучения.
Рассмотрим каждое из указанных требований применительно к обучению как одному из аспектов учебной деятельности. Применительно к обучению мотивация обозначает личную заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Разносторонность мотивации обучения предполагает наличие многих различных мотивов, в силу которых преподаватель участвует в учебной работе.
Развитость структуры обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально использовать различные методы и средства в обучении. Гибкость обучения — это умение сочетать и при необходимости использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.
Деятельность преподавателя, который при обучении по отношению к разным учащимся употребляет индивидуально различные методы и приемы, варьируя их в зависимости от предмета, темы и ситуации, мы называем достаточно гибкой. Негибкой называют такую деятельность преподавателя, когда он постоянно обращается к одному и тому же ограниченному набору методов и приемов работы со всеми учащимися и по всем темам программы. Разнообразие средств осуществления учебной деятельности со стороны преподавателя характеризует, в частности, его знание и умение пользоваться современной техникой, например ЭВМ. Полноценное научение учащихся без мотивированной, развитой и разнообразной по средствам деятельности преподавателя практически невозможно.
Вопросы для самопроверки
- 1. В чем проявляется взаимосвязь обучения и психического развития?
- 2. Верно ли утверждение о влиянии обратной связи в обучении на научение?
- 3. Каковы психологические причины неуспеваемости учащихся?
- 4. Назовите основные пути оптимизации обучения.
- 5. Почему важно учитывать сензитивные периоды развития психики при планировании процесса обучения?
- 6. В чем отличие программированного обучения от традиционного?
- 7. Каковы преимущества проблемного обучения с точки зрения психического развития учащегося?
- 8. Каковы условия успешности учебной деятельности?
- 9. В каких ситуациях учебной деятельности целесообразно использовать традиционное обучение?