Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и особенности норм конституционного права Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание Преамбулы Конституции РФ пронизано использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущими поколениями». В ст. 21 Конституции РФ… Читать ещё >

Понятие и особенности норм конституционного права Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормы конституционного права в самом общем виде можно определить как нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли. У норм конституционного права есть как общие, так и специфические, присущие только им признаки.

Для норм конституционного права характерны общие признаки юридических норм. К ним относятся: общеобязательность, установление государством, обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий, защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т. д.

Нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, предопределяемых характером предмета конституционного права:

  • 1) нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности. Они регулируют наиболее значимые публичные отношения. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства;
  • 2) нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам. Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов. При этом субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений;
  • 3) нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются. Основополагающие нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой — в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • 4) нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе. Речь идет о высшей юридической силе норм Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ;
  • 5) нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

В конституционном праве встречаются особые нормы общего характера — это нормы-дефиниции, нормы-декларации нормы-принципы, нормы-задачи, цели, программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.

Нормы-декларации содержатся, к примеру, в Преамбуле Конституции РФ. Они широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. Сразу же ст. 1 Конституции РФ закрепляет норму-декларацию о том, что Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В ст. 2 норма-декларация провозглашает высшей ценностью нрава и свободы человека.

Нормы-принципы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ — основах конституционного строя, закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, разделения властей, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности и т. д. (ст. 3−5, 8, 10 Конституции РФ и др.). Некоторые нормы-принципы расшифровываются через систему других более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в России основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т. д. Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится нормаразъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» — равнозначны. Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные особенности развития страны. Для сравнения из зарубежной практики в качестве примера можно привести ст. 116 Основного закона ФРГ, в которой разъясняется, кого следует считать немцем.

Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разд. 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, о порядке и сроках деятельности, а также полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции РФ и др.

Особую роль в системе норм конституционного права играют нормыдефиниции. С их помощью вносится ясность в понимание основных институтов, учреждений, органов, организаций и иных категорий и терминов конституционного права. Так, ст. 94 Конституции РФ содержит нормудефиницию — определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Аналогичные нормы можно встретить и в конституциях других государств.

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве, например, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В нем можно найти дефиниции выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т. д.

В конституционном праве встречается немало норм-целей, норм-задач, норм-программ. В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

Современное российское конституционное право свободно от нормцелей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Такие нормы были широко представлены в советских конституциях, в конституциях других социалистических стран и стран социалистической ориентации.

Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм как дескриптивные или описательные нормы. Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность — нормы-символы. Одной из первых стран, где на конституционном уровне были впервые закреплены такого рода нормы, является Франция. В ст. 2 Конституции Франции содержится девиз Республики: «Свобода, равенство, братство», который является визитной карточкой политической истории Франции. Другой аналогичный пример представляет Конституция Гвинеи, в которой определяется девиз республики «Труд, справедливость, солидарность» .

В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями. В качестве примера можно привести федеральные конституционные законы о Государственном гербе, Государственном флаге и Государственном гимне Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь попранного конем дракона…». Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ;

  • 6) особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т. д.;
  • 7) по степени обязательности специфика конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) и дозволительного способов правового регулирования, что наиболее наглядно проявляется в регулировании прав и свобод человека и гражданина;
  • 8) нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства из них не характерна традиционная трехчленная структура: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкция в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка. Так, «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ). Немало санкций можно найти в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих соответствующую ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления).

Примером санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права, являются положения, устанавливающие ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, а также решений судебных органов. В этом случае Президент РФ может вынести решения о приостановлении актов исполнительных органов власти субъектов РФ, досрочном роспуске их законодательных (представительных) органов и об отрешении от должности высших должностных лиц субъектов РФ[1]. В качестве разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционности актов, подпадающих под сферу их контроля.

В советский период применялась такая мера ответственности как лишение гражданства. Согласно современной конституционно-правовой доктрине гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ);

9) в отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации. Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализация подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а правоотношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе Российской Федерации).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых обеспечивается реализация конституционно-правовых норм. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм. Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон.

К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку» .

Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылки и в других главах. Например, согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом» .

Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов. В частности, устанавливается, что вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации регулируются регламентами палат (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ). Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ);

  • 10) особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти;
  • 11) в качестве еще одной знаменательной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности. Использование нравственных категорий необходимо, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ.

Содержание Преамбулы Конституции РФ пронизано использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущими поколениями». В ст. 21 Конституции РФ устанавливается, что «достоинство личности охраняется государством». Нравственная категория «достоинство» получает в данном случае конституционно-правовую защиту. В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации называется защита Отечества.

Как в российской практике конституционного регулирования, так и в других зарубежных демократических странах нормы нравственности конституционно защищаются и в связи с ограничением деятельности различных объединений. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены, в частности, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подобные формулировки можно встретить в конституционном законодательстве других стран. Например, согласно ст. 3 Конституции Греции не допускается отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок и нравственные нормы. Исходя из ст. 67 Конституции Дании вероучения и поступки верующих граждан не должны нарушать нормы морали и общественного порядка.

  • [1] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой