Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перевозка. 
Транспортные договоры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перевозки могут быть классифицированы также в зависимости от перевозимых объектов. Этот критерий позволяет выделить перевозки пассажиров, багажа и грузов. Кроме того, на железнодорожном транспорте осуществляется также перевозка грузобагажа. Главными отличительными особенностями каждой из перечисленных групп являются условия перевозки, ее организация и оформление. Для перевозок пассажиров наиболее… Читать ещё >

Перевозка. Транспортные договоры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перевозка как гражданско-правовая категория

Гражданское законодательство именует услуги по перемещению людей (пассажиров), товаров (грузов) с использованием транспорта одним словом — перевозка. Она осуществляется на договорной основе. Обязательство по перевозке является частью обязательств, относящихся к имущественным правоотношениям и обладающих отличительными чертами[1], которые присущи и обязательству по перевозке. Во-первых, оно характеризуется строго определенным субъектным составом, включающим должника (перевозчика) и кредитора (пассажира, грузоотправителя). Во-вторых, субъективное право в обязательственных перевозочных правоотношениях заключается в праве кредитора (пассажира, грузоотправителя) требовать определенного поведения должника (перевозчика) — выполнять перевозку. В-третьих, предмет обязательства по перевозке составляют определенные действия по оказанию транспортных услуг, т. е. обязанности активного типа. В-четвертых, объектом данного обязательства является объект имущественного оборота в виде оказания услуги материального характера.

Таким образом, обязательство по перевозке представляет собой опосредованное отношениями экономического оборота перемещение материальных благ в виде оказания услуг на договорной основе по перевозке пассажиров, багажа, грузов.

Перевозка в юридическом смысле — это перемещение на основании договора грузов, пассажиров, багажа в пространстве с помощью транспортных средств. Она осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным. Транспорт относится к источникам повышенной опасности. Это повлекло за собой необходимость осуществления технического надзора за ним, контроля за использованием транспортных артерий, что непосредственно может влиять на выполнение договора перевозки. Кроме того, использование источника повышенной опасности обусловило установление ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (гл. 59 ГК).

Перевозка представляет собой особый вид человеческой деятельности, который относится к разряду услуг. Характерным для перевозки является то, что она не связана с созданием новых вещей, предметов[2]. Вместе с тем эта деятельность дает существенный экономический эффект, обеспечивая производство продукции и ускоряя включение готовой продукции в экономический оборот.

Упомянутое договорное начало перевозки возникает при наличии потребности в перемещении с использованием транспорта материальных объектов в обусловленное место и воли сторон в реализации такой потребности. Потребность в услуге по перевозке, исходя из своих возможностей, определяет пассажир, грузоотправитель. Категория же воли распространяется как на одну сторону перевозочных отношений — пассажира, грузоотправителя, так и на другую — перевозчика.

Отношения, складывающиеся между сторонами договора, относятся к разряду эквивалентно-возмездных — за оказанную перевозчиком услугу пассажир, грузоотправитель выплачивает вознаграждение. Следовательно, перевозка характеризуется как возмездная услуга. Отмечая этот важный момент, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов указывают: «Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какоголибо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки»[3].

Поскольку перевозочный процесс урегулирован законом, складывающиеся по договору перевозки между сторонами отношения являются обязательственно-правовыми[4]. Им присуща та принципиальная особенность, что законодатель расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. Так, в соответствии со ст. 784 ГК условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Таковы основные характерные черты перевозки как правовой категории.

В литературе наряду с термином «перевозка» можно встретить термин «транспортировка». При этом вполне обоснованно указывается, что транспортировка является более широким понятием, поскольку включает не только перевозку, но и перемещение груза любым способом, например перекачка нефти, подача газа по магистральным трубопроводам[5].

Сама перевозка включает комплекс действий и операций, выполняемых в определенной последовательности и объединенных в соответствующие этапы. Каждый из них характеризуется конкретной целью, подчиненной общей цели перевозочного процесса, наличием системы действий, определенной автономностью. С учетом перечисленных признаков можно выделить следующие этапы перевозки: 1) подача заявки (заказа) на перевозку груза и принятие по ней решения; 2) подготовка груза и транспортного средства к перевозке; 3) прием груза, его погрузка; 4) оформление необходимых транспортных документов, подписание транспортной накладной; 5) перевозка груза; 6) выдача груза, его вывоз.

На первом этапе заявка подается в соответствии с договором об организации перевозки груза, заключенным между перевозчиком и грузоотправителем, и включает все содержащиеся в нем данные относительно перевозки конкретного груза. Если такой договор не заключался, подается разовый заказ на перевозку груза. По сути, заявка (заказ) является офертой грузоотправителя. Положительное решение выражается в проставлении перевозчиком подписи на заявке (заказе), что является акцептом оферты.

Второй этап включает подготовительную работу сторон к перевозке. Грузоотправитель сортирует груз по видам (осуществляет подсортировку груза), затаривает (упаковывает) груз, маркирует каждое грузовое место, осуществляет пломбирование груза; при необходимости объявляет ценность груза, подгруппировывает груз по пунктам назначения, после чего предъявляет перевозчику. Перевозчик, со своей стороны, принимает меры по обеспечению технической исправности транспортного средства, его исправности в коммерческом отношении и подает транспорт к указанному сроку для погрузки.

На третьем этапе при приеме груза осуществляется проверка его соответствия предъявляемым требованиям, а также взвешивание. После этого выполняются погрузочные работы.

Четвертый этап связан с оформлением таких основных транспортных документов, как транспортная накладная, подтверждающая заключение договора о перевозке груза, документ об оплате перевозки, квитанция о приеме груза. Завершается этап подписанием сторонами транспортной накладной.

Пятый этап включает перевозку груза с соблюдением установленного скоростного режима, охрану груза в процессе перевозки, а также переадресовку груза, если в этом возникла необходимость.

Завершающий шестой этап заключается в извещении о прибытии груза, его выдаче грузополучателю и вывозе им груза с территории перевозчика. Приняв доставленный груз, грузополучатель ставит подпись на транспортных документах, удостоверяя тем самым факт исполнения договора перевозки груза.

Перевозка представляет собой достаточно сложное и многогранное явление, которое связано с такими существенными признаками, как территория, протяженность маршрутов, используемые виды транспорта, объекты перевозки, скоростной режим и др. Они могут быть использованы в качестве критериев для классификации перевозок по различным основаниям.

Так, в зависимости от территориального признака перевозки делятся на внутренние (внутригосударственные) и международные. Международные перевозки осуществляются по территории не одного государства. Поэтому наиболее существенные отличительные особенности международных перевозок заключаются в том, что они регулируются международными правовыми источниками о перевозках соответствующими видами транспорта (международными конвенциями и соглашениями), им присуща разрешительная система пересечения государственных границ, для их осуществления необходимы дополнительные таможенные, санитарные и другие административные документы[6].

Внутренние перевозки в свою очередь подразделяются на междугородные, местные, пригородные, городские и др. Для каждого вида транспорта установлена своя классификация внутренних перевозок. Например, автомобильным транспортом могут осуществляться междугородные, пригородные и городские перевозки. Внутренним водным транспортом — транспортные, туристские и экскурсионно-прогулочные. В свою очередь транспортные перевозки подразделяются на транзитные, местные, пригородные, внутригородские, а также переправы. Каждая из разновидностей внутренних перевозок имеет определенные особенности, касающиеся условий перевозки, формы перевозочных документов, объема прав и обязанностей сторон и т. д.

Критерием следующей классификационной группы перевозок является используемый вид транспорта. В соответствии с этим критерием существуют перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом. Значение этой классификации заключается в особенностях перевозок каждым видом транспорта.

Они касаются прежде всего возможностей соответствующего вида транспорта, таких, в частности, как скорость, грузоподъемность, всесезонность и всепогодность использования. Это также особенности организации на соответствующем виде транспорта перевозок, оформления транспортных документов, видов и разновидностей договоров перевозки, претензионных сроков и ряда других моментов. Так, воздушные перевозки скоротечны, поэтому при их осуществлении нет необходимости в предварительной информации о подходе груза, что характерно для железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта. Относительно оформления транспортных документов следует отметить, что, например, автомобильная перевозка груза оформляется одним документом — транспортной накладной, а для осуществления перевозки внутренним водным и железнодорожным транспортом помимо транспортной накладной оформляется также дорожная ведомость и квитанция о приеме груза.

Еще один пример касается видов транспортных договоров, которые могут заключать стороны при перевозке грузов. На железнодорожном транспорте — это только договор перевозки груза, на автомобильном, воздушном и внутреннем водном транспорте ими могут быть договор перевозки груза и договор фрахтования для перевозки груза. Наибольшие отличия присущи морскому транспорту. При морских перевозках стороны могут заключить договор перевозки по коносаменту, договор фрахтования и договор, оформленный иным письменным документом (ст. 117 КТМ).

Перевозки могут быть классифицированы также в зависимости от перевозимых объектов. Этот критерий позволяет выделить перевозки пассажиров, багажа и грузов. Кроме того, на железнодорожном транспорте осуществляется также перевозка грузобагажа. Главными отличительными особенностями каждой из перечисленных групп являются условия перевозки, ее организация и оформление. Для перевозок пассажиров наиболее существенными требованиями являются их безопасность, создание для пассажиров комфортных условий, строгое соблюдение графика следования транспорта. Поскольку пассажиры выступают в качестве потребителей оказываемой перевозчиками услуги, законодательную базу этих перевозок составляют не только транспортные нормативные правовые акты, но и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» .

Что касается таких классификационных групп, как перевозки грузов, багажа и грузобагажа, то основными условиями их выполнения являются сохранность и своевременность доставки перевозимых объектов в пункт назначения.

На некоторых видах транспорта применяются различные скоростные режимы перевозки. Поэтому возможна классификация перевозок в зависимости от скорости их осуществления. Так, на железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться грузовой и большой скоростью, а пассажиры — пассажирскими, скорыми и скоростными поездами. На внутреннем водном транспорте возможна перевозка пассажиров на обычных и скоростных судах. К последним относятся суда, скорость движения которых составляет 30 км/ч и более.

Перевозки, осуществляемые с большей скоростьто, оплачиваются по более высоким тарифам. Кроме того, при пассажирских перевозках перевозчик, как правило, увязывает скоростной режим перевозки с уровнем комфортных условий для пассажиров.

В зависимости от количества видов транспорта, используемых при перевозке одного объекта, они классифицируются на перевозки в прямом сообщении и перевозки в прямом смешанном сообщении. Перевозка в прямом сообщении — это перевозка объекта одним видом транспорта. Перевозкой же в прямом смешанном сообщении является перевозка объекта двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу. Очевидно, что перевозки в прямом смешанном сообщении более сложные с точки зрения организации и осуществления по сравнению с перевозками в прямом сообщении, поэтому требуют специальной регламентации, которая нашла отражение в транспортном законодательстве.

  • [1] См.: Российское гражданское право: учебник: в 2 т. Т. II: Обязательственное право / отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2013. С. 37−39; Гражданское право: учебник. Ч. 1 / под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М.: Юристъ, 2000. С. 401−404.
  • [2] См.: Гражданское право: учебник. Т. II. Полутом 2 / под ред. Е. А. Суханова. М.: Бек, 2000. С. 30.
  • [3] Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А. П. Сергеева, К). К. Толстого. М.: Проспект, 1997. С. 373.
  • [4] Гречуха В. Н. Транспортное право. Ч. I. М., 2007. С. 71; Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. С. 373.
  • [5] Советское гражданское право. Ч. II / отв. ред. В. А. Рясинцев. М., 1987. С. 226; Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 / под ред. А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2009. С. 512.
  • [6] Об этом подробнее см.: Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник для магистров., 2013. С. 110−113.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой