Тенденции мирового рынка информационных технологий
Эта тенденция, являясь частью общемировых процессов глобализации, в корне меняет положение национальных ИТ-индустрий отдельных стран. Если раньше, говоря о состоянии ИТ-индустрии той или иной страны, в основном подразумевался ее внутренний ИТ-рынок, то теперь без учета ИТ-экспорта, осуществляемого в рамках global sourcing model, говорить о национальной ИТ-индустрии вообще неправильно. В качестве… Читать ещё >
Тенденции мирового рынка информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На мировом рынке информационных технологий наблюдаются изменения покупательских предпочтений, суть которых в смещении спроса в сторону ИТ-услуг. Причины этих изменений кроются в новых глобальных тенденциях, определяющих современное развитие мировой ИТ-индустрии. Следствием усложнения программно-аппаратного комплекса и его эксплуатации стало превращение ИТ-услуг в основную ценность для рыночной экономики и основной ее двигатель, а программно-аппаратный комплекс становится лишь платформой для разработки и оказания ИТ-услуг. Вместе с тем увеличение массовости использования ИТ-технологий привело к нехватке квалифицированного персонала. Основные тенденции мирового рынка проиллюстрированы на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Глобальные тенденции на ИТ-рынке.
1. Смещение спроса в сторону ИТ-услуг. Если в конце прошлого века приобретались в первую очередь сами информационные технологии, то в первом десятилетии этого века акцент практически во всем мире сместился на ИТ-услуги.
Причины значительного роста объема предоставления ИТ-услуг, в том числе и на базе аутсорсинговой модели, кроются в беспрецедентном кризисе ИКТ-рынка 2001−2002 гг. Динамика оборота ИТ-рынка изображена на рис. 2.6. Многие компании в сфере информационных технологий в этот период стали применять аутсорсинговые услуги как метод ведения бизнеса: в 2001 г. компании затратили на аутсорсинг программного обеспечения около 12% ИТ-бюджета, в 2003 г., но данным аналитиков Международной аналитической компании Forrester Research[1], рост данного показателя достиг 28%. При этом в середине 2002 г. Международная консалтинговая компания Meta Group[2] подсчитала годовой рост ИТ-аутсорсинга в Северной Америке — 18%, в мире — 20%.
Рис. 2.6. Динамика оборота мирового ИКТ-рынка в 1995;2012 (F)[3] гг.
Источник•. EITO (European Information Technology Observatory. URL: eito.com/) совместно c IDC (International Data Corporation. URL: idcrussia.com).
2. Распространение глобальной модели предоставления ИТ-услуг (global sourcing model). Суть этой глобальной модели в том, что разработчик, внедряющая или эксплуатирующая ИТ-компания, теперь может располагаться далеко от клиента (в другом городе, стране или даже на другом континенте), в так называемых центрах предоставления услуг (delivery centres), и оттуда решать все вопросы клиента по современным каналам связи. Месторасположение таких центров избирается исходя из экономических принципов — там, где это будет дешевле. Отсюда вытекает повальное распространение так называемых офшорных моделей предоставления услуг, в соответствии с которыми мировые центры предоставления услуг концентрируются в относительно бедных, но при этом достаточно быстро развивающихся странах, где есть в наличии дешевый, но годный для обучения персонал, хорошо мотивируемый возможностью заработать.
Очевидно, что основной причиной роста аутсорсинга (и других моделей предоставления дистанционных услуг) является разница в стоимости. Если наложить на данную картину фактор разрыва знаний между поколениями в уровне электронных навыков {e-skills), который в различных странах проявляется по-разному, то разрыв цен на ИТ-услуги становится колоссальным.
Эта тенденция, являясь частью общемировых процессов глобализации, в корне меняет положение национальных ИТ-индустрий отдельных стран. Если раньше, говоря о состоянии ИТ-индустрии той или иной страны, в основном подразумевался ее внутренний ИТ-рынок, то теперь без учета ИТ-экспорта, осуществляемого в рамках global sourcing model, говорить о национальной ИТ-индустрии вообще неправильно. В качестве самого яркого примера приведем Индию, внутренний ИТ-рынок которой уже сейчас составляет не менее пятой части от общего объема национальной ИТ-индустрии.
3. Привлечение профессиональных специалистов в области ИКТ из стран с традиционно низкой заработной платой. В настоящее время главными импортерами информационных услуг являются США, Западная Европа и Австралия, при этом основными экспортерами — Восточная Европа, Южная Америка, ряд стран СНГ, в том числе и Россия, многие страны Юго-Восточной Азии, и в первую очередь Индия.
Российский рынок информационных технологий
В настоящее время российский ИТ-рынок нс вносит существенного вклада в мировой, доля России нс достигает 0,08% мирового ИТ-рынка. Проанализировав объемы и структуру российского ИТ-рынка, мы можем утверждать, что структура существенно отличается от общемировой. В России превалирует рынок перепродажи оборудования: доля поставок сетевого и компьютерного оборудования составляет 55,3% (в 2008 г.) всего ИТ-рынка, что сильно отличается от мирового, где уже не первый год развивается аутсорсинговая модель (так, более 40% дохода от всего мирового рынка ИТ составляют аутсорсинговые проекты).
• Аутсорсинг (outer-source-using) - передача организацией, на основании договора, определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Существуют признаки изменения структуры российского ИТ-рынка в сторону общемировых трендов в будущем и последующего увеличения вклада в мировой ИТ-рынок.
В России постепенно подходят к пониманию значения ИТ для экономического развития. При этом такое понимание приходит не только в государственные структуры. Фактически все вертикальные отрасли осознали значение ИТ, вследствие чего в России, помимо отложенного спроса, накопившегося еще с советских времен, появился новый движущий импульс — «рыночный импульс», об этом свидетельствует неуклонное снижение темпов роста продаж компьютерной техники и сетевого оборудования как долгосрочный тренд и резкое снижение темпов роста затрат на собственный ИТ-персонал компаний, наблюдаемый с 2007 г. Стоит отметить, что кризис, начавшийся в конце 2008 г., только усилил данную тенденцию. Наиболее сильные потери произошли в направлении закупок сетевого оборудования и затрат на собственный ИТ-персонал (с 10,2 и 22,3% в 2007 г. до 7,9 и 21,4% в 2009 г. — рис. 2.7 и 2.8). Данная тенденция объясняется сокращением издержек компаний, потребляющих ИТ.