Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени среднего (полного) общего образования
Действия школьника нацелены на анализ современного состояния исследуемого фрагмента действительности в рамках своей научной темы, построение своеобразной ориентационной карты, разметки исследуемой предметной области, личное самоопределение в этой карте действительности, построение собственного действия в этой действительности — действие самореализации; самообразование и наращивание ресурсов… Читать ещё >
Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени среднего (полного) общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии с описанными выше типичными ситуациями развития юношей выделяем три основные образовательные ситуации на ступени среднего (полного) общего образования: предпрофессионального выбора, поиска индивидуальной траектории образования, социального и профессионального самоопределения. Описание каждой из образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с выделенными ранее компонентами.
Ситуация предпрофессионального выбора.
Содержание базового образовательного процесса в такой ситуации на ступени среднего общего образования состоит в обеспечении старшеклассников средствами решения задач первичного социального и профессионального самоопределения, выбора профиля обучения или профессии, разработки ими индивидуальных образовательных программ.
Содержание совместной образовательной деятельности педагогов и школьников в ситуации составляют практико-ориентированные формы учебной деятельности.
Позиция учащегося — «аналитик» , рассматривающий возможности и особенности своего участия в представленных школой образовательных программах выбранного им профиля обучения.
Действия школьника состоят в ориентации в пространстве возможного образования, в исследовании особенностей и перспектив реализации представленных тем и проектов, в выборе учебных курсов и тем, практик в рамках школьного пространства — в лабораториях, мастерских и пр. и за ее пределами — на базе научных центров, заводов, фирм и т. п. Старшеклассник ориентирован на апробацию своих личных целей действием, активно заявляет свою позицию в детско-взрослой общности. Он продолжает наращивать ресурсы, средства и способы субъектной позиции, организуя самостоятельно свою деятельность, вовлекая в нее других субъектов деятельности.
Смысл действий школьника состоит в проектировании индивидуальной образовательной программы в соответствии с личными целями и профессиональными предпочтениями.
Позиция педагога — «тьютер» , помогающий школьникам сориентироваться в представленных профилях обучения, в наборе учебных курсов, научных тем, проектно-конструкторских разработок.
Действия педагога состоят в раскрытии особенностей и возможностей учебных профилей, курсов, программ; в организации условий для полного ознакомления школьников с представленными образовательными программами, в консультировании по вопросам личной, социальной, профессиональной значимости курсов. Педагог создает условия для реализации выбора профиля обучения, для содействия становлению профессионального самоопределения учащихся, определению их склонностей, интересов и способностей. Создает условия для формирования мотивов учебной деятельности в профильном обучении.
Смысл действий педагога — обеспечить психолого-педагогические условия для самоопределения и самореализации старшеклассников в данной образовательной ситуации.
Ситуация поиска индивидуальной траектории образования.
Содержание базового образовательного процесса нацелено на освоение школьниками культуры исследовательской работы, на выработку у школьников способов и средств исследовательской работы, организации индивидуальной учебной деятельности старшеклассников.
Содержание совместной образовательной деятельности педагогов и школьников в ситуации составляют исследовательские, проектные, индивидуальные формы учебной деятельности, реализуемые в осваиваемых предметных областях и в социальных практиках.
Позиция учащегося. В данной образовательной ситуации старшеклассник занимает позицию «экспериментатора» («технолога», «изобретателя») — исследователя предметных областей, собственной деятельности, своих способностей, изобретателя оригинальных технологий, конструктора механизмов, приборов и т. п.
Действия школьника нацелены на анализ современного состояния исследуемого фрагмента действительности в рамках своей научной темы, построение своеобразной ориентационной карты, разметки исследуемой предметной области, личное самоопределение в этой карте действительности, построение собственного действия в этой действительности — действие самореализации; самообразование и наращивание ресурсов в избранной исследовательской области, самопознание и развитие своих субъектных качеств.
Смысл действий школьника в данной образовательной ситуации — выявление собственного ресурса (интеллектуального, личностного, нравственного и др.) как источника и основания собственного действия в совместном исследовании, проекте, выработка индивидуального профиля учебно-познавательной деятельности, субъективация самого себя.
Позиция педагога в данной образовательной ситуации — позиция «научного руководителя», «консультанта» в совместном исследовании, проектировании, конструировании, научном и инженерном творчестве.
Действия педагога. Педагог действиями создает атмосферу сотворчества, побуждает школьников к исследованию возможностей образовательной среды школы и социокультурной среды. Организация и координация различных форм образовательной и самообразовательной деятельности школьников.
Смысл действий педагога — создание условий для самоопределения и самореализации школьников в самостоятельной индивидуальной исследовательской работе, содействие развитию у школьников субъектных качеств самопознания и самоорганизации.
Ситуация социального и профессионального самоопределения
Содержание базового образовательного процесса в этой ситуации составляют решение юношами и девушками задач личностного и профессионального самоопределения, формирование профессиональной идентичности, выработка обоснованных жизненных планов. Оно нацелено на формирование у юношей и девушек основ мировоззрения, позитивной я-концепции, на воспитание социальной активности школьников, становление субъектности в деятельности.
Содержание совместной образовательной деятельности педагогов и школьников в ситуации составляет совместная учебно-исследовательская деятельность, нацеленная на обобщение и систематизацию знаний, способов действия, компетентностей школьников.
Позиция учащегося. В данной образовательной ситуации старшеклассник занимает позицию «субъекта собственной жизни и деятельности», образующего себя в области предметной действительности, овладевающего методами и приемами учебной деятельности, исследовательской работы, проектно-конструкторской, технологической деятельности, вырабатывающего свое видение социальной и общественной действительности, своего места в мире, личную позицию во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Действия школьника. Старший школьник активно заявляет свою позицию в образовательной среде школы и в социокультурной среде. Он продолжает наращивать ресурсы, средства и способы субъектной позиции, организуя самостоятельно свою деятельность, вовлекая в нее других субъектов деятельности. Планирование, организация, реализация, оценка результатов деятельности осуществляется на основе синтезирующего типа рефлексии. Старшеклассник становится подлинным субъектом собственной учебной деятельности, способным преобразовывать практическую ситуацию.
Смысл действий школьника в данной образовательной ситуации — принятие полноты ответственности за свой жизненный и профессиональный выбор.
Позиция педагога в данной образовательной ситуации — позиция «наставника», «консультанта», помогающего школьникам выработать целостное видение предметов, установить понятийные взаимосвязи в рамках предметной области, выстроить иерархию теоретических знаний.
Действия педагога определяются запросам учащихся по решению задач обобщения и систематизации знаний в осваиваемом профиле обучения, по личностному и профессиональному самоопределению.
Смысл действий педагога — обеспечить условия для обобщения и систематизации школьниками осваиваемых дисциплин, подготовиться к сдаче ЕГЭ, самоопределиться в профессии.
Динамика образовательных ситуаций на ступени строится в направлении наращивания (развития) субъектной позиции учащегося: переход от различных форм организации активности учащегося, позволяющих ему эффективно осваивать конкретное содержание учебных программ по предметам к созданию условий для реализации самостоятельной многоплановой учебной деятельности, к формированию его субъектной позиции, позиционности в совместных формах учебно-исследовательской деятельности, рефлексивного сознания, при которой учащийся становится субъектном собственной учебной деятельности, решает задачи социального и профессионального самоопределения. Данные способности составляют основу готовности юношей и девушек к самостоятельной жизни (табл. 11).
Таблица 11. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступенисреднего (полного) общего образования.
Тип образовательной ситуации. | Предпрофессионального выбора. | Поиска индивидуальной траектории образования. | Социального и профессионального самоопределения. | |||||||||
Содержание базового образовательного процесса. | Первичное социальное и профессиональное самоопределение, выбор профиля обучения, индивидуальной темы, разработка индивидуальных образовательных программ. | Освоение культуры исследовательской работы, организация индивидуальной учебной деятельности старшеклассников. | Личностное и профессиональное самоопределение, формирование профессиональной идентичности, выработка обоснованных жизненных планов, формирование основ мировоззрения, позитивной я-концепции, воспитание социальной активности. | |||||||||
Содержание деятельности учащегося. | Смысл действий учащегося. | Старшеклассник ориентирован на выбор образовательной программы в соответствии с личными целями и профессиональными предпочтениями. | Старшеклассник ориентирован на выявление субъектного ресурса как источника и основания собственного действия в совместном исследовании, проекте, на выработку индивидуального профиля учебно-познавательной деятельности. | Старшеклассник ориентирован на принятие полноты ответственности за свой жизненный и профессиональный выбор | ||||||||
Тип образовательной ситуации. | Предпрофессионального выбора. | Поиска индивидуальной траектории образования. | Социального и профессионального самоопределения. | |||||||||
Действия учащегося. | Исследование перспектив реализации представленных тем и проектов, выбор учебных курсов и тем, практик в рамках школьного и внешкольного пространства. Апробация своих личных целей действием. | Анализ фрагмента действительности в рамках своей научной темы, построение ориентационной карты исследуемой предметной области, личное самоопределение и самореализация в избранной исследовательской области, самопознание и развитие своих субъектных качеств. | Наращивание ресурсов, средств и способов субъектной позиции в деятельности, в общности, в сознании. Обобщение и систематизация учебного содержания. Построение жизненных планов. | |||||||||
Позиция учащегося. | " Аналитик" . | " Экспериментатор", «технолог», «изобретатель» . | " Субъект собственной жизни и собственной деятельности" . | |||||||||
Содержание совместной образовательной деятельности. | Учебно-поисковые формы деятельности. | Исследовательские, проектные, индивидуальные формы учебной деятельности. | Учебная деятельность как средство самоопределения в социуме. | |||||||||
Содержание деятельности педагога. | Позиция педагога. | " Тьютер" . | " Научный руководитель", «эксперт» . | " Наставник", «консультант» . | ||||||||
Действия педагога. | Раскрытие особенностей и возможностей учебных профилей, курсов,. | Создание атмосферы сотворчества. Мотивация школьников к исследованию возможностей образовательной среды школы и социокультурной среды. Организация и координация различных форм образовательной и самообразовательной деятельности школьников. | Консультация по запросам учащихся по решению задач обобщения и систематизации. | |||||||||
программ. Консультации по вопросам личной, социальной, профессиональной значимости курсов. Содействие становлению профессионального самоопределения. | знаний в осваиваемом профиле обучения, по личностному и профессиональному самоопределению. | |||||||||||
Смысл действий педагога. | Обеспечить психолого-педагогические условия для самоопределения старшеклассников в данной образовательной ситуации. | Создать условия для самореализации школьников в исследовательско-практической деятельности, для развития у них субъектных качеств самоорганизации. | Обеспечить условия для обобщения и систематизации школьниками осваиваемых дисциплин. Консультирование при подготовке к сдаче ЕГЭ. Помощь в самоопределении в профессии. | |||||||||