Основные психологические особенности детей с ЗПР
![Реферат: Основные психологические особенности детей с ЗПР](https://westud.ru/work/6454918/cover.png)
При ЗПР наиболее нарушена способность к активному и целенаправленному сосредоточению, поэтому характерны неустойчивость внимания и отвлекаемость. Внимание характеризуется также ограниченным объемом, недостаточным распределением, специфической избирательностью. Этому способствуют астенические и церебрастепические проявления, особенно при церебрально-органической форме: сниженная врабатываемость… Читать ещё >
Основные психологические особенности детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внимание
При ЗПР наиболее нарушена способность к активному и целенаправленному сосредоточению, поэтому характерны неустойчивость внимания и отвлекаемость. Внимание характеризуется также ограниченным объемом, недостаточным распределением, специфической избирательностью. Этому способствуют астенические и церебрастепические проявления, особенно при церебрально-органической форме: сниженная врабатываемость, низкая психическая устойчивость, быстрая истощаемость, а также слабость волевых процессов, недостаточность мотивации, сопутствующие невротические, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства[1].
Восприятие
Восприятие при ЗПР характеризуется замедленностью в связи с необходимостью длительного периода приема и переработки информации, что во многом связано с дефицитом внимания и эмоционально-волевыми нарушениями, а также с недостаточностью целенаправленности и планомерности в изучении объекта[2]. Затрудняет восприятие и тенденция к нарушению дифференциации существенных и несущественных признаков, преобладанию анализа над синтезом, трудностям обобщения. Дополнительное отрицательное влияние оказывают интерферирующие воздействия (сложность и многокомпонентность объекта, сопутствующие условиям его обследования, в том числе отвлекающие факторы). В результате нарушены структурность, целостность и предметность восприятия, интеллектуальная деятельность недостаточно организуется в конкретном направлении.
Наиболее очевидными являются особенности зрительного восприятия. Замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать окружающую действительность, что приводит к затруднениям в реализации функции поиска. Скорость восприятия у детей с ЗПР существенно снижается относительно нормальной для данного возраста при любом отклонении от привычных для него условий (снижении освещенности, изменении расположения предметов и т. д.). Сенсорный опыт длительно не закрепляется в слове, поэтому особые трудности дети испытывают при овладении представлениями об окружающем мире (например, о величине и форме). Затруднен процесс анализирующего восприятия, связанного с необходимостью выделения структурных элементов предмета, их пространственного соотношения.
Слуховое восприятие обычно не отличается наличием грубых расстройств, хотя отмечаются затруднения в определении источника звука, характера звука, в повторении услышанного ритма и др.
Тактильно-двигательное восприятие в достаточной мере позволяет детям получать сведения о различных свойствах предметов (температуре, особенностях поверхности, форме и др.) и свободно перемещаться в пространстве. Однако у них затруднены процессы узнавания предметов и их значимых характеристик на ощупь, определения с закрытыми глазами локализации и количества внешних прикосновений, умение удержать заданную позу (хотя многие особенности двигательной координации в большей степени смогут быть связаны с особенностями моторной сферы).