ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ ситуационного контСкста Π² психологичСском ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ «Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ» рассматриваСтся Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ «ΡΠΈΡ‚уация». ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ цСлостного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскому Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ситуации, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понята ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½Π° Π²Π½Π΅ ситуационного контСкста, Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Π° исслСдуСтся. Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ контСкст — это ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ значимости ситуационных… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ ситуационного контСкста Π² психологичСском ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, для эффСктивного ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния психолога Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ситуаций, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹Ρ…, трСбуСтся синтСз Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условий. ИмСнно Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ происходит становлСниС ситуационной ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ. Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ описываСмой ситуации. Часто ситуации ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ посрСдством языка. Воспринимая ΠΈ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Ρ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ описания, люди ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ с ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ знаниями, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ситуации.

Π“Π»Π°Π²Π½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ тСорСтичСскиС ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹Π΅ направлСния ситуационного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ. Он ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» тСорСтичСскоС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ прСдставляСт собой Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ личности ΠΈ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ («ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ пространства», Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΊΠ°ΠΊ самого ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² Π΅Π³ΠΎ психикС прСдставлСниС ΠΎΠ± ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдС). ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ особого интСрСса К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ситуационных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… манипуляций Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ принято ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ личностных диспозиций ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ. Основной тСзис ситуационизма: ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ контСкст ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΌΠΎΡ‰Π½Ρ‹Π΅ силы, ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Битуация, воспринимаСмая Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ, ΠΏΠΎ-своСму, СдинствСнна. Для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ своих Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ½ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, классы ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ спСцифичСских ΠΊΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π²ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ изучСния ситуации ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠ° Π²Π½Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации, которая ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π° исслСдования, ΠΈΠ±ΠΎ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ личности состоит скорСС ΠΈΠ· ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… событий, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΈΠ· ΠΈΠ½Ρ‚рапсихичСских [15]. Π›ΡŽΠ±Π°Ρ слоТная ситуация содСрТит Π² ΡΠ΅Π±Π΅ прСдпосылки для формирования ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… нравствСнных качСств ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π². Π”Π΅Π»ΠΎ Π½Π΅ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ трудности ΠΈ Π½Π΅ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ слоТной ситуации, Π° Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ [17]. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ситуации ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ потрСбностями ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ цСлями. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ понимания своСобразия повСдСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ситуациях обусловливаСт ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ описания личности. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ осущСствлСниС Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ повСдСния Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ситуации Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ интСрСсы личности, Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π½Π΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ прямого влияния Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° «Ρ‚Π°ΠΌ, Π³Π΄Π΅ сильно Π·Π°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ интСрСсы личности, ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΠΉ ΡƒΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π° ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ Ρƒ Π½ΠΈΡ…» [2, с. 33].

Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ситуаций Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΡƒΡŽ пСрспСктиву.

Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ — концСпция, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅ΡΡ‚ΡŒ функция Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² срСды Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅) ΠΈ Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдС (внСшниС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅). ΠΠ΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ внСшнСй срСды — функция количСства ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρƒ внСшнСй срСды ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ увСрСнности Π² Ρ‚очности Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ создаСт ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ прСдпосылку для ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ психологичСского исслСдования личности Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ; Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ характСристики ситуации Π² Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ΅, Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… трансформациях, обусловлСнных ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ ситуационным контСкстом ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ допускаСт Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воздСйствия Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ людСй Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ситуации. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… стратСгий, прямо Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… с Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ измСнСния повСдСния Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ, Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни, Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚ности ΠΈ ΡΡ„фСктивности Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΠΈ. Π‘Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ нСсоотвСтствия Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ условиям. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ситуационного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° появляСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ измСнСния ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, подстройки Π΅Ρ‘ ΠΏΠΎΠ΄ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ условия.

Иногда Π² ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ локуса бСрСтся Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, приводится Π² ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΠΊ ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ Π΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ практичСский Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚. Однако Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ случаи, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ситуации Π½Π΅ ΡƒΡ‡Ρ‚Π΅Π½Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚ считаСт ΠΈΡ… Π½Π΅Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ частСй Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ зрСния. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ интСрСс характСристики «Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ», ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π’. А. Π“Π°Π½Π·Π΅Π½Π° [4]. Он Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ характСристики «Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ»: 1) ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ Π² Π΅Π³ΠΎ частях; 2) ΡΠΎΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ частСй Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ; 3) ΡΠΎΡ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ частСй Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ; 4) ΡƒΡ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ частСй Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ; 5) Сдинство Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ.

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, описания «Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ» Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³Π½ΠΎΡΠ΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ трСбованиям: адСкватности ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρƒ, соотвСтствия Π½Π°Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, нСпротиворСчивости ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ прСдставлСниям, открытости для Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ².

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ «Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ» рассматриваСтся Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ «ΡΠΈΡ‚уация». ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ цСлостного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскому Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ситуации, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понята ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½Π° Π²Π½Π΅ ситуационного контСкста, Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Π° исслСдуСтся. Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ контСкст — это ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ значимости ситуационных характСристик ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния; это Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… сторонах взаимодСйствия ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ [10]. Бобранная психологом информация ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… общСния с ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ цСлостного Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния.

Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ ситуационного контСкста позволяСт психологу ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ситуации ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ пСрспСктиву. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психолог Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ свойство ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ личности, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°. РСакция психолога Π½Π° ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΡƒ опрСдСляСт Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ пСрспСктивы позволяСт Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ ситуации, появляСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ проблСмности ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ взятой ситуации, Π° Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСй ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ситуационного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° связано с ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Одним ΠΈΠ· ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ эффСктивности дСйствий психолога являСтся ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ситуации. И Π·Π΄Π΅ΡΡŒ оказываСтся Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ситуационного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ошибок, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΡ… ΡΠ²ΠΎΠ΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ осознаниС ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ психологом Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ отвСтствСнности Π·Π° ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ позволяСт Π΅ΠΌΡƒ Π·Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π² ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Π·Π°Π²ΠΈΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ стороны Π² Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌ самым ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ «Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ роста» личности Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ «Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ» ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°.

Основной ΠΈ, ΠΏΠΎΠΆΠ°Π»ΡƒΠΉ, самый Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскому ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ — это Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуаций ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, наглядно Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π»ΡŽΠ΄ΡŒΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях, особСнности Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ‚Ρ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ² взаимодСйствия. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° с ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ситуациями — это ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… способов для психолога ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ свои Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹.

НапримСр, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ психолог находится нСпосрСдствСнно Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, Π³Π΄Π΅ Π·Π°Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся, Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ качСства школьников, ΠΈΡ… ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€. ΠžΠ½ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ учитСля Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅, Π° Π² ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ систСмС мСТличностного взаимодСйствия ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСт ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ всСй ситуации Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

ΠžΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ для всСх Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ психологичСского ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ являСтся Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° творчСски ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎ вСсти сСбя Π² ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуациях. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° психолога — ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ творчСскому, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° со ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ. К ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ Π½ΡƒΠΆΠ΅Π½ свой ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π½Π΅Ρ‚, Ρ…ΠΎΡ‚ΡŒ Ρƒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΡΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½Π°, Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, поэтому ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ.

Когда Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° нСприятности, Π΅ΠΌΡƒ Π½ΡƒΠΆΠ΅Π½ лишь Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π»ΡŽΠ±Π½Ρ‹ΠΉ, сочувствСнно настроСнный ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠ³ Π±Ρ‹ ΠΈΠ·Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡˆΡƒ. И Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ это всС, Ρ‡Π΅Π³ΠΎ хотят Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³. БСзусловно, Π½Π΅Ρ‚ смысла психологу постоянно Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои поступки Π² ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ситуации. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ прСпятствиСм спонтанному ΠΈ ΠΈΡΠΊΡ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΌΡƒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ. Однако ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ Π² Π»ΡƒΡ‡ΡˆΡƒΡŽ сторону ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΡƒ-Ρ‚ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ, Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ понимания ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ усилия большС, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ