Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учет ситуационного контекста в психологическом консультировании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашем подходе в качестве «гармоничного целого» рассматривается феномен «ситуация». Основываясь на позиции целостного подхода к психологическому анализу ситуации, можно отметить, что деятельность консультанта, как и поведение клиента, не может быть понята и объяснена вне ситуационного контекста, в рамках которого она исследуется. Ситуационный контекст — это учет значимости ситуационных… Читать ещё >

Учет ситуационного контекста в психологическом консультировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следовательно, для эффективного профессионального поведения психолога во всем разнообразии консультативных ситуаций, в том числе и кризисных, требуется синтез разнородных знаний и умение их выбирать в зависимости от специфики конкретных условий. Именно таким образом происходит становление ситуационной модели. Ситуационные модели представляют собой интегрированные ментальные репрезентации описываемой ситуации. Часто ситуации описываются посредством языка. Воспринимая и осмысливая такие описания, люди соединяют получаемую информацию с уже имеющимися знаниями, что приводит к созданию модели ситуации.

Главнейшие теоретические и прикладные направления ситуационного подхода определены К. Левиным. Он сформулировал теоретическое положение о том, что поведение представляет собой функцию личности и ситуации («жизненного пространства», включающего в себя как самого индивида, так и существующее в его психике представление об окружающей среде). Предметом особого интереса К. Левина была способность ситуационных факторов и социальных манипуляций влиять на поведение, которое традиционно принято считать отражением личностных диспозиций и предпочтений. Основной тезис ситуационизма: социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение.

Ситуация, воспринимаемая человеком, по-своему, единственна. Для организации своих впечатлений он использует различного рода правила, категории, классы и понятия, которые он вкладывает в виде специфических кодов во влияние окружающего мира и в поведение. Значимость изучения ситуации объясняется тем, что личность не может быть изучаема вне интерперсональной ситуации, которая и должна рассматриваться как единица исследования, ибо и организация личности состоит скорее из интерперсональных событий, чем из интрапсихических [15]. Любая сложная ситуация содержит в себе предпосылки для формирования как положительных, так и отрицательных нравственных качеств и свойств. Дело не в самой трудности и не в самой сложной ситуации, а в направленности ее преодоления личностью [17]. Структурирование ситуации означает умение изменять ситуацию в соответствии со своими потребностями и социально-полезными целями. Необходимость понимания своеобразия поведения индивида в различных ситуациях обусловливает сложность проблемы описания личности. Так как осуществление выбора той или иной линии поведения в конкретной ситуации затрагивает интересы личности, а уровень интеллектуального развития не оказывает прямого влияния на процесс выбора «там, где сильно затронуты те или иные интересы личности, и высокий ум может пойти на поводу у них» [2, с. 33].

Следовательно, при анализе ситуаций необходимо иметь более широкую перспективу.

Ситуационный подход — концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Неопределенность внешней среды — функция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности, в развитии; дает возможность моделировать характеристики ситуации в динамике, в структурных и функциональных трансформациях, обусловленных меняющимся ситуационным контекстом жизнедеятельности или профессиональной деятельности.

Данный подход допускает возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изменение ситуации. Такой подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Сторонники данного подход сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации консультативной деятельности, подстройки её под существующие условия.

Иногда в консультативной практике бывает правомерным локальный, фрагментарный подход, когда в качестве локуса берется главное, приводится в порядок и это дает хороший практический результат. Однако в действительности бывают случаи, когда некоторые существенные признаки ситуации не учтены, так как консультант считает их незначительными. Соотношение целого и его частей неоднократно описывалось с различных точек зрения. Представляют интерес характеристики «гармоничного целого», изложенные в работе В. А. Ганзена [4]. Он выделяет следующие характеристики «гармоничного целого»: 1) повторяемость целого в его частях; 2) соподчиняемость частей в целом; 3) соразмерность частей в целом; 4) уравновешенность частей в целом; 5) единство целого.

Кроме того, описания «гармоничного целого» должны удовлетворять и общегносеологическим требованиям: адекватности объекту, соответствия наличному уровню научных знаний, непротиворечивости существующим представлениям, открытости для новых результатов.

В нашем подходе в качестве «гармоничного целого» рассматривается феномен «ситуация». Основываясь на позиции целостного подхода к психологическому анализу ситуации, можно отметить, что деятельность консультанта, как и поведение клиента, не может быть понята и объяснена вне ситуационного контекста, в рамках которого она исследуется. Ситуационный контекст — это учет значимости ситуационных характеристик при анализе социального поведения; это знание о ситуационных сторонах взаимодействия индивида со своим окружением [10]. Собранная психологом информация о факторах общения с клиентом помогает структурировать межличностную ситуацию консультативного процесса на основе целостного ее представления.

Учет ситуационного контекста позволяет психологу при анализе ситуации иметь более широкую консультативную перспективу. Причина того, что психолог не замечает главное свойство клиента, играющее ведущую роль в структуре личности, заключается в ограниченности точки зрения консультанта. Реакция психолога на ошибку определяет будущую консультативную деятельность. Видение консультативной перспективы позволяет выходить за рамки анализируемой ситуации, появляется возможность продуктивно решать задачи, имеющие разный уровень проблемности и обобщенности не в какой-то отдельно взятой ситуации, а на протяжении всей консультативной работы. Следовательно, применение ситуационного подхода связано с успешностью консультативной деятельности. Одним из средств повышения эффективности действий психолога является оптимальное решение консультативной ситуации. И здесь оказывается значительной роль ситуационного подхода, в частности в процессе психологического анализа консультативных ошибок, так как их своевременное осознание и принятие психологом на себя ответственности за их возникновение позволяет ему занять авторскую позицию в своей профессиональной деятельности и в меньшей мере зависеть от неблагоприятных факторов. Ситуационный анализ дает возможность увидеть положительные стороны в негативном и тем самым правильно разрешить консультативную ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» клиента.

Основной и, пожалуй, самый надежный подход к психологическому консультированию — это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями — это один из наиболее надежных способов для психолога проверить свои гипотезы.

Например, школьный психолог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные моменты взаимоотношений учителей и учащихся, те или иные качества школьников, их успехи и неудачи и пр. Он видит каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Общей проблемой для всех направлений психологического консультирования является неспособность человека творчески и осознанно вести себя в жизненных ситуациях. Задача психолога — обеспечить начало творческому, продуктивному взаимодействию клиента со своей проблемой. К каждой проблеме нужен свой подход, ибо одинаковых проблем нет, хоть у многих из них суть одна, но некоторые обстоятельства бывают решающими, поэтому и подход к проблеме должен быть отдельный.

Когда у человека неприятности, ему нужен лишь дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель, перед которым он мог бы излить душу. И зачастую это все, чего хотят раздраженный клиент или обиженный друг. Безусловно, нет смысла психологу постоянно анализировать свои поступки в консультативной ситуации. Это может оказаться препятствием спонтанному и искреннему взаимодействию. Однако когда он хочет изменить что-то в лучшую сторону или помочь кому-то в этом, важно для правильного понимания сложившихся отношений приложить усилия больше, чем обычно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой