Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственный объект — общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями. Предмет — культурные ценности. В Российской… Читать ещё >

Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Непосредственный объект — общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями. Предмет — культурные ценности. В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр культурного наследия как Единая информационная система, включающая банк данных. Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом всемирного наследия при ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» оперирует термином «культурные ценности», под которыми понимаются предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры, и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

В ст. 6 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804−1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • • культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
  • • культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;
  • • культурные ценности, приобретенные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • • культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • • культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов.

Уголовно наказуемым в соответствии со ст. 190 УК РФ является невозвращение на территорию России указанных в Законе предметов, вывезенных из страны, во-первых, правомерно, во-вторых, временно. Согласно ст. 5 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» временный вывоз культурных ценностей означает перемещение любыми лицами в любых целях через государственную границу культурных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Это общее положение конкретизировано в ст. 27 указанного Закона. Временный вывоз культурных ценностей производится музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами: для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях.

Данной нормой введен категорический запрет даже на временный вывоз движимых предметов, представляющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания. Следовательно, их перемещение через государственную границу России во всех случаях является незаконным и свидетельствует о контрабанде (ст. 226.1 УК РФ), а не о преступлении, предусмотренным ст. 190 УК РФ. Разрешается временно вывозить:

  • • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
  • • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
  • • культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

Предметы, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе, которая проводится согласно Положению о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 № 322. Без проведения государственной экспертизы и получения свидетельства на вывоз культурных ценностей все операции, направленные на их перемещение через таможенную границу, образуют состав контрабанды (ст. 226.1 УК РФ).

Объективная сторона состоит в бездействии — невыполнении договора о возвращении предметов художественного, исторического и археологического достояния на территорию РФ в установленный при оформлении их вывоза срок. Для наличия состава преступления не имеет значения, не возвращены культурные ценности полностью или какая-то их часть. Определяющим при квалификации являются два обстоятельства: первое — истек срок, на который культурные ценности вывозились за пределы страны, второе — лицо, ответственное за их возвращение, отказывается ввозить эти предметы обратно на территорию России. Срок возвращения может быть оговорен непосредственно в договоре как индивидуальном правовом акте. Ответственность по ст. 190 УК РФ исключается, если невыполнение указанных в законе действий обусловлено непреодолимой силой (военные действия, стихийные бедствия, болезнь уполномоченного лица и т. п.) или иными уважительными причинами (например, временное отсутствие транспортного сообщения).

Преступление считается оконченным с момента истечения срока возвращения перечисленных в диспозиции уголовно-правовой нормы культурных ценностей.

Невозвращение временно вывезенных из России культурных ценностей необходимо отличать от хищения. Хищение культурных ценностей, законно вывезенных за границу уполномоченными на то лицами путем их присвоения или растраты, квалифицируется по ст. 160 УК РФ. В этом случае происходит противоправное завладение ими, а также распоряжение в корыстных целях как своими собственными.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Субъект специальный — лицо, согласно договору ответственное за возвращение вывезенных культурных ценностей в Россию. В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» им является собственник либо лицо, уполномоченное на то собственником в установленном законом порядке. На практике ими являются должностные лица органов власти и управления, должностные лица и иные служащие государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных хранилищ культурных ценностей. Субъектами преступления могут быть и физические лица, являющиеся владельцами предметов и коллекций, имеющих особое культурное значение, если до временного законного вывоза их за границу физические лица заключили об этом договор с Министерством культуры РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой