Основные виды альтернативных санкций и мер, применяемых в зарубежных государствах, и организация их исполнения
3] Пробация — вид альтернативного наказания, назначаемого судом, который сопровождается контролем и надзором за осужденным, применением к нему воспитательного воздействия с целью вовлечения осужденного в жизнь общества, а также защиты общества от преступных посягательств. Термин «пробация» также употребляется для обозначения исполнения различных альтернативных санкций и мер. Определение дано… Читать ещё >
Основные виды альтернативных санкций и мер, применяемых в зарубежных государствах, и организация их исполнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Термин «альтернативное наказание» означает санкции и меры, при которых правонарушители остаются в обществе с некоторыми ограничениями свободы путем установления условий и (или) обязанностей и которые исполняются соответствующими органами, предусмотренными законом"[1].
Принципы и рекомендации по применению альтернативных санкций и мер на глобальном и региональном (европейском) уровнях сформулированы в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (далее в данной главе — Токийские правила) (1990 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы о Европейских правилах в отношении общественных санкций и мер (1992 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы о персонале, исполняющем альтернативные санкции и меры (1997 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы в отношении медиации в уголовно-правовой сфере (1999 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы о совершенствовании применения Европейских правил в отношении общественных санкций и мер (2000 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы об условном освобождении (2003 г.), Рекомендации Комитета министров Совета Европы о правилах Совета Европы о пробации (2010 г.).
В каждом государстве мира сложилась своя система институтов, альтернативных лишению свободы, тем не менее международное сообщество рекомендует, чтобы «судебный орган, имея в своем распоряжении выбор не связанных с тюремным заключением мер, при вынесении своего решения принимал во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.
" Органы, выносящие приговоры, могут предусматривать, но делам следующие санкции:
a) устные санкции, такие как замечание, порицание и предупреждение;
b) условное освобождение от ответственности;
c) поражение в гражданских правах;
d) экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые штрафы и поденные штрафы;
e) конфискация и постановление о лишении права собственности на имущество;
f) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
g) условное наказание или наказание с отсрочкой;
h) условное освобождение из заключения и судебный надзор;
i) постановление о выполнении общественно полезных работ;
j) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
k) домашний арест;
l) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
т) какое-либо сочетание перечисленных выше мер"[2].
Европейский законодатель предлагает несколько иную систему альтернативных наказаний и мер, основанную на институтах, наиболее распространенных в государствах — членах Совета Европы:
- • условная отсрочка исполнения назначенного наказания (лицо приговаривается к тюремному заключению, но его исполнение откладывается без установления каких-либо условий);
- • полная отсрочка отбывания тюремного заключения с назначением пробации (судья может назначить условия отсрочки отбывания наказания на определенный период. Отбывание тюремного заключения откладывается, но осужденному предписывается соблюдать условия пробации[3]);
- • частичная отсрочка отбывания тюремного заключения с назначением пробации (но приговору суда осужденный отбывает часть наказания в тюрьме, а исполнение другой его части приостанавливается, может быть также вменено в обязанность периодическое пребывание в тюрьме, а в остальное время — пробация);
- • условное помилование или условное освобождение от наказания (помилование может быть применено, если в течение определенного времени выполнены назначенные судом обязанности, например, выплачена компенсация потерпевшим, пройден антинаркотический курс. Условное помилование назначается после вынесения приговора, а условное освобождение от наказания — после признания подсудимого виновным, но до вынесения приговора);
- • электронный контроль (осуществляется с помощью различных технологий — электронные браслеты, телефонная связь и другие виды электронного наблюдения. Он позволяет определять местонахождение лица в определенное время суток и контролировать его передвижение);
- • домашний арест (осужденный обязан постоянно находиться по месту жительства. Часто сопровождается электронным контролем);
- • полусвобода (эта мера заключается в том, что осужденному предписывается проводить часть срока наказания на свободе, а часть — в тюрьме, например, суд может обязать его оставаться в тюрьме на ночь или находиться там в выходные либо в определенные дни недели);
- • возмещение ущерба (самостоятельный вил наказания, назначаемого судом, который заключается в выплате осужденным потерпевшему определенной денежной суммы в качестве компенсации за причиненный материальный или моральный ущерб);
- • условно-досрочное освобождение (пэроул) (условное освобождение осужденного до окончания срока тюремного заключения, назначенного судом);
- • сочетание двух или нескольких видов перечисленных выше санкций и мер (могут одновременно назначаться судом или заменять друг друга в течение срока наказания)[4].
Несмотря на разнообразие альтернативных санкций и мер, различия в их названии и правовой природе, можно выделить некоторые общие особенности с точки зрения организации их исполнения.
Одним из самых древних видов альтернативных лишению свободы наказаний является штраф, который применяется практически во всех странах мира и исполняется судебными органами. Как правило, размер штрафа пропорционален доходу правонарушителя, с тем чтобы не ухудшать его материального положения. Может назначаться поденный штраф — ежедневная выплата определенной денежной суммы.
Все остальные перечисленные выше санкции и меры можно объединить по такому признаку, как ведомство, их исполняющее. В большинстве стран Запада это служба пробации и иные аналогичные ей ведомства. Ее «деятельность состоит в том, чтобы предоставлять суду информацию и рекомендации для принятия обоснованного и справедливого решения; оказывать помощь и поддержку заключенным в тюрьмах для подготовки их к освобождению и социальной адаптации; осуществлять контроль и оказание помощи условно освобожденным; организовывать процедуры восстановительного правосудия и оказывать помощь потерпевшим»[5].
Таким образом, выделяются три основных направления деятельности службы пробации:
- • до суда (социальное изучение личности правонарушителя, подготовка доклада суду с рекомендациями по поводу назначения подсудимому того или иного вида наказания с точки зрения возможных перспектив его исправления);
- • во время судебного заседания (участие в процессе в качестве одной из сторон);
- • после вынесения приговора (оказание помощи заключенным, осуществление контроля и надзора, оказание помощи лицам, отбывающим альтернативные санкции и меры, оказание помощи потерпевшим).
На досудебной стадии рекомендуется составлять доклад, содержащий «социальную информацию о правонарушителе, которая имеет отношение к характеру правонарушений, совершавшихся данным лицом, и к его нынешним правонарушениям. В нем также должны быть информация и рекомендации, которые имеют отношение к процедуре вынесения приговора. Доклад составляется на основе фактического, объективного и беспристрастного материала, а мнения формулируются в четких выражениях»[6].
Правила Совета Европы о пробации также содержат подобную рекомендацию, допуская, что процедура подготовки доклада службой пробации может быть не предусмотрена национальным законодательством. Цель доклада — «помочь суду, по мере возможности, принять решение о том, следует ли признать его (подсудимого. — Примеч, авт.) виновным, или какое наказание либо мера будут соответствовать содеянному»[7].
На стадии судебного разбирательства доклад может подтверждаться и обновляться, а сотрудник службы пробации может давать суду соответствующие пояснения по его содержанию.
В соответствии с рекомендациями Токийских правил на стадии после вынесения приговора служба пробации осуществляет надзор за правонарушителем и режим обращения (меры воспитательного воздействия).
" Цель надзора состоит в том, чтобы сократить рецидивы правонарушений и содействовать такому включению правонарушителя в жизнь общества, который свел бы к минимуму вероятность повторного совершения преступлений"[8].
В соответствии с пр. 13.1 Токийских правил режим обращения предполагает разработку различных методов, таких как индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства и особое обращение с различными категориями правонарушителей.
Европейский законодатель полагает, что «служба пробации может осуществлять надзор до, во время или после судебного разбирательства, например, при условном освобождении на время проведения следствия или суда, в случае освобождения под залог, при условном освобождении от уголовной ответственности, при условном освобождении от наказания или отсрочке отбывания наказания, при досрочном освобождении»[9]. «Однако не следует рассматривать надзор лишь в качестве контрольной функции, а также как средство консультирования правонарушителей, оказания им помощи или создания мотивации. По возможности, надзор должен сочетаться с другими мерами воспитательного воздействия, которые могут осуществляться службой пробации или другими ведомствами, например, обучение, профессиональная подготовка, трудоустройство и лечение»[10].
В ряде европейских государств в соответствии с национальным законодательством служба пробации может осуществлять и другие функции на стадии после вынесения приговора:
- — работа с семьями осужденных;
- — электронный мониторинг, который может сопровождать исполнение различных альтернативных санкций и мер;
- — постпенитенциарный контроль;
- — помощь в социальной адаптации лицам, освобожденным из пенитенциарных учреждений;
- — работа с осужденными — иностранными гражданами и с гражданами государства, осужденными за границей.
Правила Совета Европы о пробации рекомендуют также развивать и другие функции службы пробации: работать с потерпевшими, организовывать процедуры восстановительного правосудия, участвовать в мероприятиях по профилактике преступности.
Важность и многообразие функций, выполняемых службой пробации, обусловили необходимость создания ее эффективного кадрового обеспечения. Комитет министров Совета Европы в резолютивной части Рекомендации о персонале, исполняющем альтернативные санкции и меры, призывает государства формировать «компетентный, квалифицированный и преданный своей работе персонал» .
Требования к сотрудникам сформулированы и в Токийских правилах: личные качества, надлежащая профессиональная подготовка и практический опыт[11].
Сотрудники службы пробации, являясь гражданскими служащими, имеют тот же высокий социальный статус и льготы, что и сотрудники тюремных ведомств. Токийские правила рекомендуют для удержания квалифицированного персонала обеспечивать ему «соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы, соответствующие характеру работы, и предоставлять широкие возможности для профессионального роста и продвижения по службе»[12].
Разработчики Правил Совета Европы о пробации считают, что «служба пробации должна работать так, чтобы завоевать уважение других правоохранительных органов и общества, благодаря статусу и работе сотрудников службы пробации. Соответствующие органы должны способствовать достижению этой цели, обеспечивая службу необходимыми ресурсами, качественным подбором и комплектованием кадрами, адекватным денежным содержанием сотрудников и хорошим руководством»[13].
Одной из целей применения альтернативных санкций и мер является обеспечение «более активного участия общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особенно в обращении с правонарушителями»[14]. Исходя из этой международной нормы, в законодательствах различных государств предусмотрено привлечение всех институтов гражданского общества — неправительственных организаций, религиозных объединений, добровольцев — к оказанию помощи и содействия ведомствам, осуществляющим обращение с правонарушителями.
Неправительственные организации и добровольные помощники, работая на безвозмездной, добровольной основе, не подменяют сотрудников службы пробации, а лишь «помогают осужденным сохранять и развивать социально полезные контакты, поддерживают у них уверенность в том, что они нужны обществу»[15].
- [1] Европейские правила в отношении общественных санкций и мер (на англ, яз.) // Compendium of conventions, recommendations and resolutions relating to penitentiary questions. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2009. P. 171.
- [2] Правила 8.1, 8.2 Токийских правил.
- [3] Пробация — вид альтернативного наказания, назначаемого судом, который сопровождается контролем и надзором за осужденным, применением к нему воспитательного воздействия с целью вовлечения осужденного в жизнь общества, а также защиты общества от преступных посягательств. Термин «пробация» также употребляется для обозначения исполнения различных альтернативных санкций и мер. Определение дано в Рекомендации CM/Rec (2010) 1 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации.
- [4] Questionnaire for the Council of Europe Annual Penal Statistics on community sanctions and measures (SPACE II). Strasbourg, PC-CP, 2010. P. 7−8.
- [5] Определение дано в Рекомендации CM/Rec (2010) 1 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о Правилах Совета Европы о пробации.
- [6] Правило 7.1 Токийских правил.
- [7] Пункт 42 Правил Совета Европы о пробации.
- [8] Правило 10.1 Токийских правил.
- [9] Пункт 53 Правил Совета Европы о пробации.
- [10] Пункт 55 Правил Совета Европы о пробации.
- [11] Правило 15.2 Токийских правил.
- [12] Правило 15.3 Токийских правил.
- [13] Пункт 21 Правил Совета Европы о пробации.
- [14] Правило 1.2 Токийских правил.
- [15] Пункт 46 Рекомендации Комитета министров Совета Европы о Европейских правилах в отношении общественных санкций и мер.