Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное право как отрасль права: предмет и метод

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предмет конституционного регулирования отличается от предметов других отраслей права тем, что важнейшим элементом этих отношений все же является политическая (государственная) власть. Вместе с тем содержание предмета конституционного регулирования нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функционирования государственной власти и тем более отождествлять с отношениями в сфере… Читать ещё >

Конституционное право как отрасль права: предмет и метод (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В правовой науке термин «конституционное право» традиционно рассматривается в трех качествах:

  • 1) как отрасль права — совокупность общеобязательных правил поведения;
  • 2) наука — система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практики ее осуществления;
  • 3) учебная дисциплина — систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях.

Конституционное право является составной частью любой национальной системы права. В рамках Европейского союза формируется наднациональная система конституционного права. Как любая отрасль права конституционное право представляет совокупность общеобязательных правил поведения, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Особое положение отрасли конституционного права, характер ее правового воздействия предопределяется двумя критериями: предметом и методом регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования — те общественные отношения, которые подвергаются правовому воздействию.

Именно характер определенного круга общественных отношений предопределяет специфику правового регулирования этих отношений и в конечном счете обособление той группы норм права, которая выделяется в качестве самостоятельной отрасли права.

Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования. В центре отношений, на которые воздействуют нормы конституционного права, всегда стоят отношения, связанные с политической и государственной властью, свободой и ответственностью человека в обществе и государстве. Поэтому эти отношения являются наиболее значимыми и для общества, и для государства, и для конкретного человека. В зависимости от уровня развития общества и существующих политико-правовых ценностей содержание предмета конституционного регулирования постоянно расширяется и уточняется.

Исторический экскурс В период формирования институтов буржуазного государства и принятия первых писаных конституций (Конституции США 1787 г., Конституции Франции 1791 г.) предметом конституционного регулирования были отношения, связанные с организацией государственной власти, определением границ вмешательства государства в общество, установлением личной свободы человека в обществе и государстве.

После Второй мировой войны и особенно с конца 70-х — начала 80-х гт. прошлого века в конституциях капиталистических государств (например, Италии, ФРГ, Испании, Португалии, Бразилии, Мексики) расширяется регулирование вопросов демократизации политической жизни, социальных и экономических отношений, социальных прав граждан, участия государства в экономике.

С появлением конституций государств социалистической модели (конституций РСФСР, СССР, конституций Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Китая, Кубы, Румынии, Чехословакии, Югославии и др.) в предмет конституционного регулирования включаются вопросы доминирующей роли государства в экономической и духовной жизни, установления официальных (государственных) приоритетов в социальном, экономическом и нравственном развитии, принципов планирования, производства и распределения товаров и продуктов, государственного регулирования основных экономических отношений.

До 1917 г. в российской правовой науке доминировал подход, но которому наука государственного права определялась как «учение о юридическом отношении государственного властвования»[1]. В условиях абсолютной монархии, отсутствия ее конституционных ограничений в предмете государственного права на первый план выходит государственная власть, ее устройство и механизм функционирования.

В советский период предмет отрасли конституционного права значительно расширяется. В нем отражаются вопросы реализации идей полновластия трудового народа, обеспечения суверенитета государства, расширения прав наций, установления и функционирования новой модели федерализма, закрепления основных прав и свобод (прежде всего социальных), установления экономической основы советского строя. При этом первенство в предмете конституционного регулирования принадлежало вопросам принадлежности и организации государственной власти.

Точка зрения.

«Нормы советского государственного права, — как писал один из ведущих советских государствовсдов А. И. Лепешкин, — прежде всего, выражают и закрепляют государственный суверенитет и все важнейшие государственно-правовые формы его осуществления; они регулируют и закрепляют форму организации государства как в центре, так и на местах, структуру этих органов, принципы их организации и деятельности и основные вопросы полномочий»[2].

Следует отметить, что в последние десятилетия советского периода наметилась устойчивая тенденция расширения предмета конституционного регулирования за счет усиления конституционного воздействия на экономические, социальные, нравственные, духовные отношения. Например, согласно ч. 3 ст. 14 Конституции РСФСР 1978 г. «общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека».

Точка зрения.

«Фактические конституционные отношения представляют систему экономических, политических, социальных отношений, выражающих сущность и основные черты развитого социализма»[3].

В советской научной литературе признавалось наполнение предмета конституционного регулирования экономическими, политическими, социальными и духовными элементами, которые при этом приобретают самостоятельное регулятивное значение.

Конституция РФ 1993 г. учредила новую модель государства и общества, основанную на принципах демократического государства, гражданского общества, свободы личности и рыночной экономики.

Содержание предмета конституционного регулирования стало более многоплановым и многоуровневым. Помимо традиционных вопросов организации государственной власти, предмет российского конституционного права обогатился вопросами закрепления и осуществления современных идей конституционализма, принципов демократического общества, правового государства, разделения властей, социального государства, рыночной экономики, международных стандартов прав и свобод человека и гражданина.

Специалистам сложно однозначно определить сущность и содержание этих отношений через выделение какого-либо отдельного наиболее важного звена. При определении предмета конституционного права традиционно используется прием описания, перечисления тех общественных отношений, которые составляют основу данного предмета.

Если обобщить различные определения, предлагаемые в правовой литературе, то предмет конституционного права есть совокупность следующих групп общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Это — общественные отношения в области:

  • — общих границ свободы и ответственности между обществом, личностью и государством;
  • — принадлежности политической (прежде всего государственной) власти, форм народовластия, суверенитета государства;
  • — взаимного комплекса прав и обязанностей между человеком и государством, основ правового положения личности, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод;
  • — принципов и форм национально-государственного устройства, разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти;
  • — основных принципов организации и системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • — формирования, организации и осуществления деятельности органов государственной власти.

При раскрытии содержания предмета конституционного права выделяются наиболее значимые группы отношений, которые отражают существо предмета конституционного регулирования. По этому вопросу в российской научной правовой литературе можно выделить три основных подхода.

Первый заключается в том, что в общественных отношениях, относимых к предмету конституционного регулирования, приоритет отдается человеку как основной ценности в конституционной модели взаимоотношений общества, государства и человека.

Точка зрения.

«В перечне основных отношений, входящих в содержание предмета на первый план, — подчеркивает М. В. Баглай, — выносятся отношения по защите основных прав и свобод человека и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти»[4].

Второй — ставит на первое место в перечне отношений, охватываемых предметом конституционного права, политическую, государственную власть. Здесь выделяются отношения по поводу реализации суверенитета народа, различных форм его народовластия в тех сферах общественной жизни, где государственная власть является важнейшим средством обеспечения народовластия.

Точка зрения Предмет конституционного права — это фактические отношения по поводу: устройства государства и организации государственной власти; гражданской свободы (отношения между человеком и государством); носителя суверенитета и источника власти[5].

С точки зрения профессора Страсбургского университета Ж.-П. Жакке, конституционное право своим предметом имеет юридическое обрамление политических отношений, основное содержание которых составляет власть[6].

Третий подход позволяет выделить важнейшие общественные отношения, которые в основном соответствуют структуре и логике Конституции РФ.

Точка зрения Предмет конституционного права, с точки зрения профессора С. А. Авакьяна, есть фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления[7].

В предмете конституционного права по степени определенности выделяются две основные группы общественных отношений:

  • 1) общие, в которых выражаются основные устои, основы общественного и государственного строя государства;
  • 2) более конкретные, в которых:
    • — реализуются конституционные права и свободы граждан;
    • — осуществляются государственное устройство; формирование и построение органов государственной власти, их компетенция, полномочия главы государства, парламента, депутатов, высших должностных лиц органов государственной власти, организация местного самоуправления;
    • — осуществляется воздействие на экономические и социальные отношения.

Важной задачей является определение объема предмета конституционного права, границ его содержания. Какие отношения могут входить в предмет конституционного права, а какие нет? Насколько общими или конкретными могут быть такие отношения? Эти вопросы связаны с рядом объективных и субъективных факторов: историческими традициями;

уровнем экономического развития; политико-правовым сознанием правящей элиты; правовой культурой общества; конкретными потребностями и интересами государства и общества и т. д. Но в любом случае основным критерием включения того или иного общественного отношения в предмет конституционного права является степень их значимости для общества и государства.

Пример В ст. 3 Конституции Греции закрепляется, что отношения церкви и государства строятся на том, что господствующей в Греции религией является религия восточно-нравославной Церкви Христовой[8]. Вст. 14 Конституции РФ провозглашается, что российское государство является светским, отношения государства и церкви основаны на принципе отделения религиозных объединений от государства.

В Швейцарии в предмет конституционного права включают отношения между федерацией и кантонами, связанные с развитием спорта, кино, рационального использования и защиты вод, лесов, рыболовства и охоты. Так, согласно ч. 1 ст. 71 Конституции Швейцарской конфедерации Союз может поощрять швейцарское кинематографическое производство и кинематографическую культуру.

Расширение предмета конституционного регулирования является объективной реальностью для всех постиндустриальных стран. Современный предмет конституционного права вышел далеко за пределы организации и функционирования основных институтов публичной власти. Конституционное регулирование активно распространяется на отношения производства, распределения и перераспределения собственности, национальных благ. Так, сдерживание мирового финансово-экономического кризиса обусловило применение мер государственного воздействия по стабилизации рыночных отношений с использованием перераспределения национального богатства на поддержку частного сектора, фактической национализации, ограничения свободы договоров (например, по ограничению вознаграждения ведущим менеджерам частных компаний и т. д.).

Конституции развитых демократических стран воздействуют на общественные отношения с позиции выстраивания определенного уровня социальной справедливости, балансов социальных сил. Конституционное регулирование расширило свое влияние в сфере духовно-нравственных отношений[9]. Такие конституционные ценности, как свобода и достоинство личности, достойный уровень жизни, ответственность за будущие поколения, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость, защита нравственности и т. д., создают необходимый формализованный каркас развитию нравственных и духовных отношений в обществе.

Конституции не могут оставаться нейтральными при решении задач сохранения экономического суверенитета государства, воздействия на рыночную экономику с целью обеспечения достойного уровня жизни своих граждан. Поэтому законодатель обращается к конституционному праву, чтобы посредством воздействия на экономические отношения решить, например задачу принадлежности основных полезных ископаемых страны. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Мексиканских Соединенных штатов «только мексиканцы по рождению или натурализации и мексиканские общества имеют право приобретать в собственность земли, воды и все относящиеся к ним».

Расширение и усложнение конституционно-правового регулирования не означает эскалацию конституционного права на всю совокупность общественных отношений, размывание конституционного воздействия.

Точка зрения Предмет конституционного права, по мнению венгерского ученого А. Шайо, — это наиболее значимые отношения, составляющие модель данного общества, где государственная власть стоит на страже определенного равновесия демократических ценностей общества, государства и личности. И когда государство чрезмерно расширяет предмет конституционного регулирования, оно может нарушить установленный баланс[10].

Предмет конституционного регулирования отличается от предметов других отраслей права тем, что важнейшим элементом этих отношений все же является политическая (государственная) власть. Вместе с тем содержание предмета конституционного регулирования нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функционирования государственной власти и тем более отождествлять с отношениями в сфере осуществления полномочий исполнительной властью, которые составляют предмет административного права. Ведь главным в конституционном воздействии является обеспечение интересов личности и общества во взаимоотношениях между собой и с государством. Конституционное право является именно тем правовым механизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру свободы и ответственности. Нельзя, чтобы гражданское общество или личность имели абсолютный приоритет, и наоборот, чтобы государство имело такой приоритет. Государство — важнейший участник и в то же время инструмент обеспечения правового статуса общества и личности.

Поэтому основным назначением предмета конституционного регулирования является то, что в него входят отношения по обеспечению равновесия (баланса) во взаимодействии общества, государства и личности с использованием политической власти как важнейшего инструмента и гарантии этих отношений.

Метод правового регулирования является вторым критерием выделения отрасли права, в том числе конституционного, в системе права.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения подвергаются воздействию, то метод правового регулирования определяет, как осуществляется это воздействие. Конституционное право регулирует фундаментальные отношения между государством и личностью, по организации и деятельности политической власти. При этом в нем используются различные правовые методы. В отличие от других отраслей права в конституционном праве сложно выделить единственный или главный метод (способ) правового воздействия.

Пример Отношения в сфере гражданского права предполагают равенство участников в экономическом обороте. Поэтому одной из характерных черт метода гражданского права является равенство сторон регулируемого отношения. Эта черта наиболее полно проявляется в правовом способе установления дозволения. В административном праве, где отношения основаны на властном соподчинении сторон, основным методом (способом) правового воздействия выступает властное предписание. В отношениях в сфере уголовного нрава приоритетным является метод правового запрета.

Метод властных предписаний. Данный метод наиболее ярко выражен в конституционном праве. Основные характеристики государственной власти, устройство государства, полномочия его органов требуют жесткого правового определения в форме императивных предписаний.

Например: «Суверенитет государства распространяется на всю его территорию» (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ); «Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики» (ч. 1 ст. 66 Конституции РФ); «Президент республики является главой вооруженных сил» (ст. 15 Конституции Французской Республики); «Управляет государством Правительство. Оно ответственно перед Риксдагом» (параграф 6 гл. 1 Конституции Швеции).

Поэтому в науке конституционного права существует мнение, что метод властных императивных предписаний является доминирующим среди иных методов конституционного нрава.

Точка зрения В целом конституционно-правовое регулирование общественных отношений, как подчеркивал О. Ё. Кутафин, основывается на властно-императивных началах. В регулируемых конституционным правом отношениях в большей части проявляется подчинение воли управляемых единой управляющей воли, выразителем которой является субъект государственной власти, наделенный властными полномочиями[11].

Метод правового запрета. Этот метод также широко применяется в конституционном праве. Например: «Не допускается монополистическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ); «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ); «Никакое лицо или орган не могут осуществлять какие-либо государственные функции, которые не предусмотрены Конституцией» (сг. 6 Конституции Турецкой Республики); «Никто не может быть лишен гражданства против его воли» (ч. 2 ст. 12 Конституции Чешской Республики).

Метод дозволения (диспозитивного регулирования). Данный метод все шире используется в конституционном праве. Он выражается в таком правовом воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм гл. 2 Конституции РФ сформулирована на основе данного метода воздействия. Аналогичное содержание имеют нормы гл. 2 Конституции Эстонской Республики, разд. II Конституции Украины, закрепляющих нрава и свободы человека и гражданина.

Наример: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ); «Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ); «Каждый имеет право на возмещение противоправного причиненного ему кем бы то ни было морального и материального ущерба» (ст. 25 Конституции Эстонской Республики).

Важнейшие конституционные принципы политического, идеологического, экономического плюрализма, множественности позиций и вариантов выбора в различных сферах жизни общества значительно увеличили потенциал данного метода.

Пример Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия вправе свободно выбирать различные формы и методы участия в политической жизни, способы ведения избирательной агитации; предприниматели вправе выбирать различные организационно-правовые формы своей деятельности. Согласно ст. 18 Гражданского кодекса РФ граждане вправе выбирать различные организационно-правовые формы своей деятельности.

В конституционном праве основные традиционные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме. Это позволяет ряду авторов говорить об отсутствии в конституционном праве собственного метода правового регулирования.

Точка зрения Представляется, что говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя. В конституционно-правовом регулировании имеют место такие же по сути своей способы воздействия на общественные отношения, что и в других отраслях права. Поэтому целесообразно говорить не о собственном методе правового регулирования, а об отличительных чертах метода конституционно-правового регулирования[12].

Существует также мнение, что характерным правовым методом конституционного права является метод общих предписаний[13]. В нормах конституционного права устанавливаются общие правовые конструкции и только в других отраслях права они находят свое конкретное осуществление. В такой интерпретации метод общих предписаний предполагает определенную несамостоятельность реализации нормативного содержания ряда конституционных норм, например, таких как нормы-принципы («Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ); «Верховная власть Федерации делится на законодательную, исполнительную и судебную» (ч. 1 ст. 49 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов)).

Однако согласно современной доктрине конституционного воздействия все нормы конституции имеют прямое действие (например, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), обладают признаками нормативности, в том числе и нормы общего характера. При их применении в конкретных случаях всегда вычленяется необходимый элемент предписания, запрета или дозволения. Например, действие общей нормы о разделении властей в российском конституционном законодательстве обусловливает установление запрета на совмещение депутатского мандата и должности в органах исполнительной государственной власти.

В качестве особого метода конституционно-правового воздействия можно выделить метод ценностных ориентаций. В предмете конституционного права достойное место заняли отношения по поводу базовых ценностей общества, формализованных в системе ценностей конституции: добро, справедливость, демократизм, ценность человека, правовое государство и т. д., что предполагает определенный выход за рамки традиционных приемов нормативного воздействия на эти отношения.

Так, в Конституции РФ закрепляется система таких ценностей, как: демократическая модель публичной власти; человек, его права и свободы как высшая ценность; свобода и достоинство личности; достойный уровень жизни человека; прогрессивный путь развития всего общества и т. д. В конституционных нормах также закрепляется иерархия базовых ценностей: нормы гл. 1 и 2 Конституции РФ составляют основание ценностной пирамиды, причем гл. 1 — ее центральную часть. Эта система ценностных ориентиров интегрирует все конституционно-правовое воздействие, связывает единой логической конструкцией всю правовую систему государства[14].

Метод ценностных ориентаций предполагает больший набор возможностей для правового воздействия на объемные и многоплановые конституционно-правовые отношения, особенно в сфере социально-экономических и духовно-нравственных отношений.

Таким образом, метод конституционного права включает в себя три основных традиционных метода правового регулирования. Наряду с традиционными методами развивается относительно самостоятельный прием (метод) ценностных ориентаций, который определяет уникальность современного конституционно-правового воздействия. Современная специфика метода конституционного регулирования характеризуется универсальностью и интегративностью правовых приемов в процессе конституционноправового воздействия.

  • [1] См.: Коркунов И. М. Русское государственное право: в 2 т. СПб., 1909. Т. 1. С. 48.
  • [2] См.: Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. М., 1961. Т. 1. С. 18—20.
  • [3] См.: Основин В. С. Особенности конституционных норм // Сов. государство и право.1979. № 6. С. 38.
  • [4] См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 4-е изд. М" 2004. С. 3.
  • [5] См.: Конституционное право: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 2004. С. 16.
  • [6] См.: Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: учеб, пособие: пер. с фр. М.: Юристъ, 2002. С. 30.
  • [7] См.: Авакъян С. А. Конституционное право России: учеб, курс: в 2 т. М., 2007. Т. 1.С. 20.
  • [8] См.: Конституция Греции // Конституции государств Европы: в 2 т. М.: Норма, 2001.Т. 1. С. 646.
  • [9] См.: Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 25.
  • [10] См.: Шайо Л. Самоограничение власти: краткий курс конституционализма. М., 2001.С. 45−46.
  • [11] См.: Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 41—42.
  • [12] См.: Конституционное право России: курс лекций / под ред. 10. Л. Шульженко. М., 2008. С. 9−10.
  • [13] Подробнее см.: Авакьям С. А. Конституционное право России: учеб, курс: в 2 т. М. :Юристь. 2007. Т. 1. С. 59.
  • [14] См.: Зорькин В. Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 80—81.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой