Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свободное крестьянство. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Древний статус мушкенумов и авилумов разнится. Однако разница эта весьма своеобразна: имущественное положение мушкенума защищено много лучше, чем авилума, его личные права защищаются, соответственно, хуже. Если в законах Эшнунны (ст. 12 и 13) имущество мушкенума защищено от посягательств именно авилума пеней и от посягательств любого другого — смертной казнью, то в кодексе Хаммураби за эти… Читать ещё >

Свободное крестьянство. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свободные крестьяне-общинники именовались в Вавилоне «awilu (m)», что переводится учеными по-разному: «люди господа» (И.М. Дьяконов), «сын мужа» (В. В. Струве) и т. д. Однако однозначно ясно, что авилу в Вавилоне составлял костяк свободного сельского населения.

Кодекс Хаммураби вслед за сложившейся традицией (очевидно, в эпоху III династии Ура) наряду с «сынами мужа» знает и категорию так называемых подданных — «muskenu (m)». Эта вторая категория юридически свободного, но экономически зависимого населения нуждается в подробном освещении.

Этимологически слово muskenum происходит от шумерского masda, образованного от причастия sukenum, имеющего значение «приветствовать кого-либо, прикладывая руку ко рту» [в знак восхищения]. Отсюда и идеограмма «mas. кап. еп». [Goetze, 1956, р. 51]. Термин, таким образом, указывает на лицо более низкого социального (а в древности это означало и юридического) статуса. Мушкенум ниже авилума, но выше раба-вардума; хотя, как совершенно верно заметил А. Гётце, все они с точки зрения дворца — wardum, т. е. рабы.

Если происхождение авилумов не вызывает сомнения — их юридический статус тому подтверждение — они этнические амориты, вавилоняне, пришедшие в Южное Двуречье с севера, то с мушкенумами не все так просто. В литературе высказывалась точка зрения о шумерском происхождении этого слоя зависимых людей (В. В. Струве). Однако позже было доказано (И. М. Дьяконов), что шумеры окончательно ассимилировались с аккадцами к XX в. до Р. Х. Таким образом, этнический характер их происхождения весьма сомнителен и зависимость статуса этой группы может быть объяснена относительной экономической слабостью отдельных слоев населения перед царской властью.

Древний статус мушкенумов и авилумов разнится. Однако разница эта весьма своеобразна: имущественное положение мушкенума защищено много лучше, чем авилума, его личные права защищаются, соответственно, хуже. Если в законах Эшнунны (ст. 12 и 13) имущество мушкенума защищено от посягательств именно авилума пеней и от посягательств любого другого — смертной казнью, то в кодексе Хаммураби за эти нарушения полагается только смертная казнь, правда, среди адресатов санкции мы уже не встречаем особого упоминания об авилуме. Санкция действует по общему кругу лиц. Более того, в постановлениях Кодекса интерес государства виден отчетливее, так как мушкенумы сидят на царской земле, фактически обслуживая ее. Именно этим мы можем объяснить разницу в плате за развод мушкенума по сравнению с авилумом. Мушкенум платит разводных денег вполовину меньше свободного крестьянина-общинника (cm. 140 Кодекса): государству невыгодно расставаться со своим имуществом.

Различия, как и следует этого ожидать, более заметны в сфере уголовного права. Статьи 196 и 197 наказывают членовредительство авилума по принципу талиона (ius talionis), а ст. 198, напротив, защищает мушкенума только штрафом. Аналогичные положения, регулирующие наказание за ущерб, содержатся в ст. 200−209 Кодекса. В законах Эшнунны, надо заметить, личность мушкенума защищена сильнее (ст. 24), хотя по статусу жена и дети мушкенума равны рабам. К положению мушкенумов мы вернемся ниже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой